Урок «Металлы» (Химия, 11 класс)

0
0
Материал опубликован 30 November 2017 в группе

Урок химии в 11 классе. «_____»_________________20____ г.

Металлы.

Цель. Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о металлах.

Задачи:

Образовательные: систематизировать и обобщить знания учащихся о химических свойствах металлов, применяя при этом знания строения атомов металлов, их восстановительной способности согласно ряду напряжений металлов; научить правильно составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства металлов.

Развивающие: уметь объяснять изменения физических и химических свойств металлов в периоде и в группе, подчеркнуть причинно-следственную зависимость состава, строения и свойств металлов; уметь составлять схемы, конспекты, проводить сравнения, делать обобщения, выводы.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предмету.

Ход урока.

Орг. момент.

Изучение новой темы.

Фронтальный опрос.

Где расположены металлы в ПСХЭ? Каково строение их атомов? К каким семействам относятся эти металлы?

Какими общими физическими свойствами обладают металлы?

В атомах металлов на внешнем энергетическом уровне малое количество электронов и очень большой радиус атома, что способствует быстрой отдаче электронов атомами металлов в результате их взаимодействия с другими соединениями.

Металлы окисляются, сами выступают восстановителями. Химическую активность металлов можно оценить на основании их положения в ПСХЭ:

- в периодах – с увеличением заряда ядра атома она ослабевает;

- в главных подгруппах с возрастанием заряда ядра атома она усиливается, т. к. чем больше атомный радиус и меньше электронов на внешнем энергетическом уровне, тем меньше требуется на ее отрыв.

Самостоятельная работа.

Вариант 1

1. Атом железа имеет электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня:

1) …3d64s2 2) …4s2 3) …4s24p6 4) …3d54s2

2. В каком ряду химические элементы расположены в порядке увеличения металлических свойств?

1) Sr, Ca, Mg 2) Na, Mg, Al 3) Na, K, Rb 4) Sr, Ba, Ra

3.
Самый тугоплавкий металл: 1) Li 2) Cr 3) V 4) W

4. К щелочным металлам относится: 1) Са 2) Cs 3) Cu 4) Al

5. Самый легкий металл: 1) Li 2) Mg 3) Al 4) Cs

6. Самый пластичный: 1) Hg 2) Li 3) Au 4) Al

Вариант 2

1. Электронная конфигурация внешнего энергетического уровня … 3d
104s2 соответствует атому: 1) Ca 2) Ti 3) Zn 4) Cu

2. Способность отдавать электроны уменьшается в ряду:

1) Na, Mg, Al 2) Li, Na, Cs 3) Sc, Ca, K 4) Sr, Ba, Ra

3. Самый легкоплавкий металл: 1) Li 2) Hg 3) Cs 4) Na

4. К щелочно-земельным металлам относится: 1) Mg 2) K 3) Ba 4) Be

5. Самый тяжелый металл: 1) Mo 2) Pb 3) W 4) Os

6. Самый электропроводный: 1) Cu 2) Ag 3) Au 4) Al


Это интересно ...

Самый тяжелый металл – Осмий и Иридий (в науке до сих пор спор)

Самый ковкий металл – Золото: из 1 гр можно вытянуть проволоку длиной 2.4 км

Самый дорогой металлРодий (примерно за 1 гр 225 долларов), на земле всего несколько тонн, в основном используется как автомобильный катализатор. Добывают в ЮАР, встречается в Заполярье, Норильске, на Урале.

Платина (примерно за 1 гр 70 долларов), «белое золото»

Золото (за 1 гр 30 долларов)

Иридий (за 1 гр 17 долларов), открыт 1803 г, похож внешне на олово, твердый, тяжелый, идет на изготовление эталонов длины и веса, хим. весов, хирургических инструментов. Самый дорогой металл – Калифорний-252, 1 гр стоит 6 млн.500 тыс. долларов. В мире его всего несколько граммов, не больше 5. Его вырабатывают 2 реактора (США, Россия). Каждый производит около 20-40 микрограммов в год. У калифорния-252 период полураспада – 2,6 года. 2 грамма металла в секунду выделяет 2,4 биллиарда нейтронов. Что соответствует нейтронному потоку обычного ядерного реактора. Классическим путем такой эффект можно получить с использованием 200 килограммов радия. Столько металла на Земле нет. Сейчас калифорний-252 используется в медицине для обработки злокачественных опухолей.
Калифорний может заменить средний атомный реактор
Осмий (за 1 гр 10 тыс долларов) Osme (запах) – греческое слово. Оно то и дало название платиновому металлу осмию название 200 лет назад. У него неприятный раздражающий запах, он похож на смесь хлорки и чеснока. В природе чистого осмия не найдено. Осмий очень хрупкий. Его просто растолочь даже в обычной ступе. Его используют в фармакологической отрасли в качестве катализатора во многих химических процессах. Применяют для изготовления деталей измерительных приборов.

Химические свойства металлов.

Характерной особенностью металлов является способность их атомов легко отдавать свои валентные электроны; при этом проявляется активная восстановительная способность.
Восстановительную активность металла в химических реакциях, которые протекают в водных растворах, отражает его положение в электрохимическом ряду напряжений металлов.
Li K Ba Sr Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Ca Co Ni Sn Pb (H
2 ) Cu Hg Ag Pt Au
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Уменьшение восстановительных свойств

Вопрос: На основании данного ряда напряжений какие можно сделать важные заключения о химической активности металлов в реакциях, протекающих в водных растворах при стандартных условиях:

Чем левее стоит металл в этом ряду, тем более сильным восстановителем он является.

Каждый металл способен вытеснять (восстанавливать) из солей в растворе те металлы, которые в ряду напряжений стоят после него (правее).

Металлы, находящиеся в ряду напряжений левее водорода, способны вытеснять его из кислот в растворе (кроме азотной (разб. и конц.) и серной конц.).

Металлы, являющиеся самыми сильными восстановителями (щелочные и щелочноземельные), в любых водных растворах взаимодействуют прежде всего с водой.

На основании восстановительной способности металлов в ряду напряжений металлы условно можно разделить на три группы по активности:

от Li до Al– очень активные металлы;

от Mn до H2– металлы средней активности;

от Cu до Au – малоактивные металлы

стр. 164- 169 сделать опорный конспект.

Взаимодействие металлов с неметаллами.

Металлы восстанавливают неметаллы, образуя бинарные соединения:

С серой – ________________________________________________________

С галогенами –___________________________________________________

С азотом –_______________________________________________________

С водородом (только активные маталлы) –____________________________

С кислородом:

А) образуют оксиды, например при взаимодействии кислорода с __________

Б) образуют пероксиды, например при взаимодействии кислорода с __________

В) образуют оксиды, например при взаимодействии кислорода с _____________

Взаимодействие металлов с водой.

от Li до Al– Ме + Н2О →

от Mn до Рb – Ме + Н2О →

от Cu до Au – Ме + Н2О →

Взаимодействие металлов с кислотами

Взаимодействие металлов с солями.

Металлотермия.

Коррозия металлов, способы защиты от нее.

Коррозия – ( от лат coorrodere – «разъедать») – самопроизвольное разрушение металлов и сплавов под влиянием окружающей среды.

Типы коррозии:

Химическая – прямое взаимодействие металла с окислителем.

Электрохимическая - если 2 металла, контактирующих между собой опустить в водный раствор электролита (п-р: грунтовые воды, атмосферная влага..), то металл более активный (левее в ряду активности металлов) будет разрушаться (окисляться, отдавая электроны), предохраняя тем самым менее активный металл.

Способы защиты от коррозии: (см. учебник с.172-173)

- нанесение защитных покрытий (п-р: масляные краски, лаки, эмали)

- нанесение сверху другого металла (Au, Ag, Cr, Ni, Sn, Zn…) Частный пример – лужение – нанесение на железа слой олова, такое железо – белая жесть

- использование нержавеющих сталей (содержат специальные добавки)

- введение в среду ингибиторов коррозии (уменьшают агрессивность среды и уменьшают скорость коррозии)

- создание контакта с более активным металлом – протектором – он и будет разрушаться (Стальные Корпуса морских судов обшивают листами цинка, который разрушается, предохраняя сталь от коррозии).

Упражнения.

Составьте уравнения практически осуществимых реакций.

реагенты

Литий

Натрий

Кальций

Железо

медь

Хлор

         

Кислород

         

Соляная кислота

         

Хлорид меди(II)

         

вода

         

Домашнее задание. §20 упр. 5 стр. 173

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.