12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гонтарь Ольга Владимировна47
Украина, Луганская область, г. Луганск
5

Бинарный урок химии и математики «Химические свойства соляной кислоты. Решение задач»



Конспект

бинарного урока

химии и математики

по теме «Химические свойства соляной кислоты. Решение задач»

 

Учитель химии Гонтарь Ольга Владимировна

Цели урока:

Образовательные: продолжить формирование умений и навыков решать экспериментальные задачи с соблюдением правил ТБ, разные типы расчетных задач с применением математических методов; закрепить умение анализировать задачи и планировать ответ; применять знания, полученные на уроках химии и математики на практике, формировать целостное представление о системе знаний.

Развивающие: развивать:

учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из условия задачи, наблюдаемых процессов, справочного материала;

учебно-логические: умение анализировать данные, обобщать, систематизировать, выделять главное, делать выводы; формулировать определение понятий, правил;

учебно-организационные: организовать сознательное восприятие учебного материала, творческое отношение к учебной деятельности, помочь выявить проблемы в знаниях обучающихся и стимулировать потребности в их ликвидации.

 

Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность, толерантность, уважительное отношение друг к другу, умение бесконфликтно работать в группах. Воспитывать интерес к математике и химии, дисциплинированность, наблюдательность, умение и настойчивость в преодоление трудностей.

Тип урока: бинарный, совершенствование и применение знаний

Форма урока: практическое занятие

Основные методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический

Средства обучения: учебник, химический эксперимент, мультимедийный проектор, раздаточный материал

Планируемые результаты:

Предметные:

Личностные:

Метапредметные:

  1. знать алгоритм решения задач;

    уметь решать расчетные задачи;

    умение проводить самооценку, учебную мотивацию

    умение определять границы собственного незнания

умение управлять своей деятельностью, осуществлять ее контроль и коррекцию;

проявлять инициативность и самостоятельность;

умение применять химические и математические средства;

общие схемы решения

Межпредметные связи:

решение химических задач посредством выполнения математических операций

Ход урока


Презентация к уроку
PPT / 1.08 Мб

I этап. Организационный момент

На мультимедийном экране(Слайд №1) эпиграф урока:

Если ты дашь человеку рыбу, то он будет сыт один раз;

Если ты научишь его ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь.

Если ты планируешь будущее на один год, то сей зерно;

Если ты рассчитываешь на 10 лет, то сажай дерево;

Если ты рассчитываешь на 100 лет, то обучай народ.

Народная мудрость

II этап. Определение темы урока, мотивация (Слайд №2)

Учитель математики предлагает ответить на вопрос: «Что для вас самое сложное в изучении химии?» и на основании ответов определяется тема и цели урока

Постановка цели урока (Слайд №3)

III этап: Актуализация опорных знаний

Сегодня на уроке мы планируем решить экспериментальные задачи по теме «Химические свойства соляной кислоты», решить задачу по термохимическому уравнению, а также расчетные задачи с использованием понятия «количество вещества» и задачи на растворы.

I часть

Вспомним основные формулы, которые мы будем применять для решения указанных расчетных задач.

Обучающиеся называют основные формулы, сверяют их со слайдом №4

Основные формулы

Совместно с учителем математики, обучающиеся выводят

остальные компоненты основных формул. Записи оформляют

, где в таблицах раздаточного материала и используют для

, где индивидуальной работы. Также повторяют основное свойство

пропорции и правила выполнения процентных расчетов

II часть

Вспомним алгоритм решения химических задач (Слайд №5)

Учащиеся имеют обсуждаемый алгоритм в раздаточных карточках

Так как все задачи, которые нам предстоит решать составлены по теме: «Соляная кислота», давайте вспомним ее химические свойства: (Слайд №6)

IV этап: Применение и обобщение знаний

Тексты задач находится в раздаточном материале.

Задача 1

Соблюдая правила ТБ проведите реакцию нейтрализации между соляной кислотой и гидроксидом натрия, докажите, что она экзотермическая, и рассчитайте массу образовавшейся соли, если масса соляной кислоты в растворе составило 7,3 г.

1-й ученик: проводит демонстрационный опыт, учащиеся проделывают лабораторный опыт.

Реакция нейтрализации – реакция между основанием и кислотой.

В пробирку прильем раствор NaOH, добавим к нему несколько капель фенолфталеина, раствор окрашивается в малиновый цвет, что доказывает наличие OH--ионов. Данная реакция является экзотермической, т.к. после проведения реакции увеличилась температура раствора.

Прильем к нему по каплям раствор HCl. Наблюдаем обесцвечивание раствора – прошла реакция нейтрализации.

Доп. индивидуальное задание:

Составить уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде:

2-й ученик: оформляет условие и решает задачу

Дано:

Решение

I способ

Сравним по уравнению:

Ответ: 11,7г

m (NaCl) - ?

Учитель математики предлагает II способ решения задачи.

Тип задачи: расчеты m вещества продукта реакции по известному количеству исходного вещества.

Задача 2 («Лови ошибку») (Слайд №7)

Соблюдая правила ТБ, проведите качественную реакцию на соляную кислоту и определите ее массу, если известно, что в результате реакции получили молекул осадка.

Учащиеся выполняют опыт: к раствору + несколько капель наблюдают появление белого творожистого осадка.

На экране представлена задача, решенная учеником с ошибками.

Задание: исправить ошибки, дать рекомендации ученику по устранению пробелов в знаниях по …

На экране правильное решение (Слайд №8)

Дано:

Решение

! Учитель математики:

! – перевод обыкновенной дроби

1. ! в десятичную;

2. По уравнению: ! – правило округления

3. ! десятичных дробей;

Ответ:

Тип задачи: определение массы реагента по числу молекул продуктов реакции

Задача 3

Проведите реакцию между алюминием и соляной кислотой и определите, какое количество алюминия прореагирует с избытком соляной кислоты для получения 5,6л водорода (н.у.). Рассчитайте число молекул кислоты, израсходованной в данной реакции. Составьте план решения задачи и решите ее.

Ученики проделывают опыт

Определите тип реакции: замещение, ОВР

На доске ученик оформляет условие задачи:

Учитель химии обсуждает с обучающимися план решения задачи

Обучающиеся делают в тетрадях запись:

 

Дано:

Решение

1) Задачу решают

2) Сравним по уравнению совместно с учителем

математики.

3)

4)

Ответ:

Задача 4

Термохимическое уравнение реакции оксида меди (II) с соляной кислотой

Сколько теплоты выделить при растворении 200г оксида меди (II) в HCl? Проделайте данную реакцию, соблюдая правила ТБ.

Анализ задачи:

Тип задачи – задача по термохимическому уравнению

Классифицируйте реакцию: реакция обмена, экзотермическая.

1-й ученик: оформляет условие задачи на доске

2-й ученик: проводит опыт демонстрационно.

В пробирку внесли немного черного порошка CuO, прилили раствор HCl. Наблюдаем образование голубого, а при высокой концентрации зеленого раствора. Признаки реакции: выделение тепла, изменение цвета.

ТБ при работе с кислотами.

Дано:

m (CuO) = 200г

Решение

Учитель химии:

1 способ

1. Найдем

2. 1 моль CuO (по ур.) – 63,6 кДж

2,5 моль CuO (по усл.) – x кДж

Учитель математики:

2 способ

Ответ:

Q - ?

Задача 5

Прежде чем мы ее решим, отгадайте загадку: о каком веществе будет идти речь (на экране)

(Слайд № 9)

Я конечно, очень нужен

Без меня не сваришь ужин,

Не засолишь огурец

Не заправишь холодец.

Я не только лишь в еде –

Я живу в морской воде.

Если льет слеза из глаза,

Вкус припомнишь мой ты сразу.

Кто догадлив говорит

Это … .

После ответов учащихся появляется на экране (натрия хлорид)

Смешаем 30% раствор хлорида натрия с 10% его раствором и получим 600г 15% раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?( Слайд №10 )

Рассмотрим разные способы оформления краткого условия задачи и соответствующие им способы решения

I способ

Дано:

II способ

Решение

III способ

Табличное оформление

№ р-ра

m р-ра, г

W в-ва

m в-ва, г

1

x

0,3 (30%)

0,3x

2

600-x

0,1 (10%)

0,1(600-x)

3

600

0,15 (15%)

600·0,15

Решают с учителем математики

IV способ

Альтернативный способ (решают с учителем математики)

№ р-ра

m р-ра, г

W в-ва, %

m в-ва, г

1

x

30

30x

2

y

10

10y

3

600

15

600·15%

Ответ:

 

Слайд №11, 12, 13

Разберем задачу на растворы, которая отличается от остальных наличием единственного числового данного в условии.

Для получения раствора хлорида калия необходимое количество карбоната калия растворили в 8% растворе соляной кислоты. Рассчитайте массовую долю соли в полученном растворе.

Дано:

Решение

Пусть

По уравнению реакции определим массу вступившего во взаимодействие и массы получившихся и .

Составим 3 пропорции:

Определим в растворе, полученном добавлением необходимого количества к 100г 8% раствора .

.

Ответ:

V этап: Подведение итогов, рефлексия (Слайд №14)

(Учащиеся анализируют работу класса и личную по достижению целей урока. Ставят перед собой задачи на будущее)

VI этап: Домашнее задание (Слайд №15)

Дифференцированное домашнее задание:

Решить по выбору задачу на растворы в тетрадях по математике;

решить по выбору задачу с использованием понятия «количество вещества» в тетрадях по химии.

Тексты задач находятся в кабинете химии, размещены на сайте школы или их можно взять в папке с раздаточным материалом (за исключением решенных).

VII этап: Пожелания и заключительное слово учителя (Слайд №16)

Пожелание от учителя математики:

«Все впереди! Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук,

Пусть станет математика очами,

Не разлучайте этих двух подруг».

(М. Алигер)

Пожелания учителя химии:

Я желаю вам и всем присутствующим:

чтить и соблюдать законы сохранения массы и энергии, ибо, сколько в одном месте убавится, столько в другом прибавится;

быть катализатором во всех полезных делах, жить в гармонии с окружающим миром;

вступать в экзотермические реакции обмена с окружающими;

проявлять окислительно-восстановительный характер в добывании знаний.

(Слайд №17)


Раздаточный материал
DOC / 94 Кб

Технологическая карта
DOC / 64 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.