Бинарный урок химии и математики «Химические свойства соляной кислоты. Решение задач»
Пояснительная записка к презентации
Конспект
бинарного урока
химии и математики
по теме «Химические свойства соляной кислоты. Решение задач»
Учитель химии Гонтарь Ольга Владимировна
Цели урока:
Образовательные: продолжить формирование умений и навыков решать экспериментальные задачи с соблюдением правил ТБ, разные типы расчетных задач с применением математических методов; закрепить умение анализировать задачи и планировать ответ; применять знания, полученные на уроках химии и математики на практике, формировать целостное представление о системе знаний.
Развивающие: развивать:
учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из условия задачи, наблюдаемых процессов, справочного материала;
учебно-логические: умение анализировать данные, обобщать, систематизировать, выделять главное, делать выводы; формулировать определение понятий, правил;
учебно-организационные: организовать сознательное восприятие учебного материала, творческое отношение к учебной деятельности, помочь выявить проблемы в знаниях обучающихся и стимулировать потребности в их ликвидации.
Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность, толерантность, уважительное отношение друг к другу, умение бесконфликтно работать в группах. Воспитывать интерес к математике и химии, дисциплинированность, наблюдательность, умение и настойчивость в преодоление трудностей.
Тип урока: бинарный, совершенствование и применение знаний
Форма урока: практическое занятие
Основные методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический
Средства обучения: учебник, химический эксперимент, мультимедийный проектор, раздаточный материал
Планируемые результаты:
Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
-
знать алгоритм решения задач;
уметь решать расчетные задачи;
умение проводить самооценку, учебную мотивацию
умение определять границы собственного незнания
умение управлять своей деятельностью, осуществлять ее контроль и коррекцию;
проявлять инициативность и самостоятельность;
умение применять химические и математические средства;
общие схемы решения
Межпредметные связи:
решение химических задач посредством выполнения математических операций
Ход урока
Презентация к уроку
PPT / 1.08 Мб
I этап. Организационный момент
На мультимедийном экране(Слайд №1) эпиграф урока:
Если ты дашь человеку рыбу, то он будет сыт один раз;
Если ты научишь его ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь.
Если ты планируешь будущее на один год, то сей зерно;
Если ты рассчитываешь на 10 лет, то сажай дерево;
Если ты рассчитываешь на 100 лет, то обучай народ.
Народная мудрость
II этап. Определение темы урока, мотивация (Слайд №2)
Учитель математики предлагает ответить на вопрос: «Что для вас самое сложное в изучении химии?» и на основании ответов определяется тема и цели урока
Постановка цели урока (Слайд №3)
III этап: Актуализация опорных знаний
Сегодня на уроке мы планируем решить экспериментальные задачи по теме «Химические свойства соляной кислоты», решить задачу по термохимическому уравнению, а также расчетные задачи с использованием понятия «количество вещества» и задачи на растворы.
I часть
Вспомним основные формулы, которые мы будем применять для решения указанных расчетных задач.
Обучающиеся называют основные формулы, сверяют их со слайдом №4
Основные формулы
Совместно с учителем математики, обучающиеся выводят
остальные компоненты основных формул. Записи оформляют
, где в таблицах раздаточного материала и используют для
, где индивидуальной работы. Также повторяют основное свойство
пропорции и правила выполнения процентных расчетов
II часть
Вспомним алгоритм решения химических задач (Слайд №5)
Учащиеся имеют обсуждаемый алгоритм в раздаточных карточках
Так как все задачи, которые нам предстоит решать составлены по теме: «Соляная кислота», давайте вспомним ее химические свойства: (Слайд №6)
IV этап: Применение и обобщение знаний
Тексты задач находится в раздаточном материале.
Задача 1
Соблюдая правила ТБ проведите реакцию нейтрализации между соляной кислотой и гидроксидом натрия, докажите, что она экзотермическая, и рассчитайте массу образовавшейся соли, если масса соляной кислоты в растворе составило 7,3 г.
1-й ученик: проводит демонстрационный опыт, учащиеся проделывают лабораторный опыт.
Реакция нейтрализации – реакция между основанием и кислотой.
В пробирку прильем раствор NaOH, добавим к нему несколько капель фенолфталеина, раствор окрашивается в малиновый цвет, что доказывает наличие OH--ионов. Данная реакция является экзотермической, т.к. после проведения реакции увеличилась температура раствора.
Прильем к нему по каплям раствор HCl. Наблюдаем обесцвечивание раствора – прошла реакция нейтрализации.
Доп. индивидуальное задание:
Составить уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде:
2-й ученик: оформляет условие и решает задачу
Дано: |
Решение I способ Сравним по уравнению: Ответ: 11,7г |
m (NaCl) - ? |
Учитель математики предлагает II способ решения задачи.
Тип задачи: расчеты m вещества продукта реакции по известному количеству исходного вещества.
Задача 2 («Лови ошибку») (Слайд №7)
Соблюдая правила ТБ, проведите качественную реакцию на соляную кислоту и определите ее массу, если известно, что в результате реакции получили молекул осадка.
Учащиеся выполняют опыт: к раствору + несколько капель наблюдают появление белого творожистого осадка.
На экране представлена задача, решенная учеником с ошибками.
Задание: исправить ошибки, дать рекомендации ученику по устранению пробелов в знаниях по …
На экране правильное решение (Слайд №8)
Дано: |
Решение ! Учитель математики: ! – перевод обыкновенной дроби 1. ! в десятичную; 2. По уравнению: ! – правило округления 3. ! десятичных дробей; Ответ: |
Тип задачи: определение массы реагента по числу молекул продуктов реакции
Задача 3
Проведите реакцию между алюминием и соляной кислотой и определите, какое количество алюминия прореагирует с избытком соляной кислоты для получения 5,6л водорода (н.у.). Рассчитайте число молекул кислоты, израсходованной в данной реакции. Составьте план решения задачи и решите ее.
Ученики проделывают опыт
Определите тип реакции: замещение, ОВР
На доске ученик оформляет условие задачи:
Учитель химии обсуждает с обучающимися план решения задачи
Обучающиеся делают в тетрадях запись:
Дано: |
Решение 1) Задачу решают 2) Сравним по уравнению совместно с учителем математики. 3) 4) Ответ: |
Задача 4
Термохимическое уравнение реакции оксида меди (II) с соляной кислотой
Сколько теплоты выделить при растворении 200г оксида меди (II) в HCl? Проделайте данную реакцию, соблюдая правила ТБ.
Анализ задачи:
Тип задачи – задача по термохимическому уравнению
Классифицируйте реакцию: реакция обмена, экзотермическая.
1-й ученик: оформляет условие задачи на доске
2-й ученик: проводит опыт демонстрационно.
В пробирку внесли немного черного порошка CuO, прилили раствор HCl. Наблюдаем образование голубого, а при высокой концентрации зеленого раствора. Признаки реакции: выделение тепла, изменение цвета.
ТБ при работе с кислотами.
Дано: m (CuO) = 200г |
Решение Учитель химии: 1 способ 1. Найдем 2. 1 моль CuO (по ур.) – 63,6 кДж 2,5 моль CuO (по усл.) – x кДж Учитель математики: 2 способ Ответ: |
Q - ? |
Задача 5
Прежде чем мы ее решим, отгадайте загадку: о каком веществе будет идти речь (на экране)
(Слайд № 9)
Я конечно, очень нужен
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурец
Не заправишь холодец.
Я не только лишь в еде –
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
Кто догадлив говорит
Это … .
После ответов учащихся появляется на экране (натрия хлорид)
Смешаем 30% раствор хлорида натрия с 10% его раствором и получим 600г 15% раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?( Слайд №10 )
Рассмотрим разные способы оформления краткого условия задачи и соответствующие им способы решения
I способ
Дано: |
II способ Решение III способ Табличное оформление
Решают с учителем математики IV способ Альтернативный способ (решают с учителем математики)
Ответ: |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд №11, 12, 13
Разберем задачу на растворы, которая отличается от остальных наличием единственного числового данного в условии.
Для получения раствора хлорида калия необходимое количество карбоната калия растворили в 8% растворе соляной кислоты. Рассчитайте массовую долю соли в полученном растворе.
Дано: |
Решение Пусть По уравнению реакции определим массу вступившего во взаимодействие и массы получившихся и . Составим 3 пропорции: Определим в растворе, полученном добавлением необходимого количества к 100г 8% раствора . . Ответ: |
V этап: Подведение итогов, рефлексия (Слайд №14)
(Учащиеся анализируют работу класса и личную по достижению целей урока. Ставят перед собой задачи на будущее)
VI этап: Домашнее задание (Слайд №15)
Дифференцированное домашнее задание:
Решить по выбору задачу на растворы в тетрадях по математике;
решить по выбору задачу с использованием понятия «количество вещества» в тетрадях по химии.
Тексты задач находятся в кабинете химии, размещены на сайте школы или их можно взять в папке с раздаточным материалом (за исключением решенных).
VII этап: Пожелания и заключительное слово учителя (Слайд №16)
Пожелание от учителя математики:
«Все впереди! Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть станет математика очами,
Не разлучайте этих двух подруг».
(М. Алигер)
Пожелания учителя химии:
Я желаю вам и всем присутствующим:
чтить и соблюдать законы сохранения массы и энергии, ибо, сколько в одном месте убавится, столько в другом прибавится;
быть катализатором во всех полезных делах, жить в гармонии с окружающим миром;
вступать в экзотермические реакции обмена с окружающими;
проявлять окислительно-восстановительный характер в добывании знаний.
(Слайд №17)
Раздаточный материал
DOC / 94 Кб
Технологическая карта
DOC / 64 Кб