12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Яцина Виктория Сергеевна354
Россия, Челябинская обл., Костанай

Урок «Металлы и неметаллы. Общая характеристика»

Цели. В нетрадиционной форме обеспечить восприятие и осмысление понятий “простое вещество”, “металлы и неметаллы”; активизировать интерес учащихся к изучаемому предмету, формировать “химический” стиль мышления при обсуждении относительности деления элементов на металлы и неметаллы. Обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации элементов: металлов и неметаллов; об их строении и свойствах. . Способствовать развитию эрудиции и познавательного интереса.

Задачи.

Образовательные:

Проверить глубину и прочность усвоения учащимися основных понятий данной темы.

Выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях с целью их последующего устранения.

Закрепить умения обращаться с химической посудой и веществами

Учить умению обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, готовность к сотрудничеству и взаимопомощи.

Развивать самостоятельность, волю, умения преодолевать трудности в учении.

Содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.

Развивающие:

Стимулировать познавательную деятельность при решении задач.

Развивать навыки наблюдения и делать выводы.

Показать связь изучаемой темы с жизнью.

Развивать у учащихся интерес к химии.

Обеспечить эмоциональное восприятие происходящего, создавая в ходе смотра ситуации, вызывающие удивление, интерес и так далее.

- Включить элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения знаний о строении и свойствах веществ.

Тип урока: обобщение знаний.

Вид урока: общественный смотр знаний.

Технология обучения

- проблемное обучение;

- информационно-коммуникативные.

Методы, используемые на уроке:

- частично-поисковый;

- проблемный.

Средства наглядности:

- компьютерная презентация;

- дидактические карточки.

-маршрутные листы.

практические:

- Решение экспериментальных задач.

дедуктивные:

- от известного к неизвестному;

- от простого к сложному.

Виды контроля:

- текущий опрос;

- работа по карточкам;

- групповой контроль.

- взаимопроверка

Материалы и оборудование к уроку:

- мультимедийный проектор, компьютер, экран;

- интерактивная доска с загруженными Интернет-ресурсами;

- карточки с заданиями;

- экспериментальные задачи с растворами веществ:

- вода, цинк, р-р соляной кислоты, щелочь натрия.калия, р-р медного купороса, железный гвоздь, пробирки, горелка, р-р гидрооксида меди.

Подготовка к уроку: Готовятся маршрутные листы для учащихся. Класс делится на три группы, последние выбирают себе консультанта (ученика, имеющего прочные знания по предмету) для проверки и оценки команды соперников. После каждого задания ученики отмечают в маршрутном листе этапы прохождения урока и свои заработанные химоны.

План урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Подготовка и выполнение заданий группами.

3. Изучение основных свойств простых веществ – металлов и неметаллов в ходе выполнения заданий маршрутного листа.

4. Составление обобщающей схемы и закрепление изученного материала ( самостоятельная работа учащихся.)

5. Домашнее задание.

6. Заключительное слово учителя. Оценка работы учащихся на уроке.Релексия своей деятельности. Подведение итогов соревнования путем подсчета количества химонов, выявление лидеров. Выставление итоговых оценок урока.

Этапы урока:

Тема урока: Металлы против неметаллов.

1. Организационный момент.

2 .Учащиеся класса разделяются на 3 группы.

Группы элементов:

1 группа – металлы:

2 группа – d- элементы

3 группа – неметаллы:

Ученики рассаживаются по 3 группам.

Учитель: Ребята, в 8-9 классах мы с вами неоднократно изучали тему "Металлы и неметаллы". За это время вы накопили определенный багаж знаний по этой теме. Сегодня нам предстоит выяснить, как велик этот багаж. Для этого мы выполним ряд заданий. На вашем пути могут возникнуть трудности, но вы не забывайте, что вы - один класс, где все придут на помощь друг другу. А идти вперед Вам поможет наш девиз урока «Зажечь,увлечь и повести.».Желаю Вам ни пуха , ни пера! Вперед!

1 этап.

К доске для работы по карточкам поочередно вызываются трое учащихся из каждой группы для выполнения 1-го задания в маршрутном листе

Карточка I. С какими простыми веществами реагируют металлы? Составить уравнения реакций на примере кальция. Объяснить результаты.

Карточка 2. С какими простыми веществами реагируют неметаллы? Составить уравнения реакций на примере фосфора. Объяснить результаты.

Карточка 3. С какими сложными веществами реагируют металлы? Составить уравнения реакций взаимодействия металлов магния и железа с кислотами и солями.

Оценивание ведут

эксперты каждой группы и участники противоположных группп.: 1 правильная реакция — 1 химон

2 этап.

2 задание : Интеллектуальный блиц- конкурс- опрос «Темная лошадка»: надо ответить

на предложенные вопросы отдельно от группы с места.

1) на какие две группы делятся все вещества?

2) какие группы простых веществ вам известны?. Это деление условное или абсолютное?

3) Где в ПСХЭ находятся металлы и неметаллы?. Что их разделяет друг от друга.? Их количество и типы ХЭ, образуемых этими элементами.

4) каковы особенности строения атомов металлов?, неметаллов? Характерные валентности.

5) какова природа химической связи в металлах и неметаллах? Примеры кристаллических решеток.

6) перечислить физические свойства металлов, по каким признакам можно отличить металлы от неметаллов? Привести примеры.

7) какой металл является самым распространенным в земной коре?

8) в каком виде встречаются металлы в природе?

9) что такое сплавы, для чего их получают? Привести примеры сплавов.

10) какие свойства - окислительные или восстановительные характерны для металлов, неметаллов и почему?

За каждый правильный ответ — 1 химон участнику группы.

3 этап.

Называется «Экспериментально- практический» на решение задачи:

1 определить тип задачи

2 показать ход ее решения.

3 сверка правильности ответа при взаимопроверке учеников при работе в парах.

При соответствии всем трем критериям- оценка 3 химона группе.

Задача: Какая масса железа получится при восстановлении его оксидом углерода(II) из 2,32 тонны магнитного железняка, содержащего 5% примесей, еcли выход железа составляет 80% от теоретически возможного?

Учащиеся решают задачу, обмениваются тетрадями и проверяют задачу товарища по парте.

4 этап.

Учитель: К сегодняшнему уроку, в качестве домашнего задания вы приготовили сообщения о элементах Послушаем отрывки из этих сообщений: 1) содержание в земной коре, использование металлов и их сплавов в древности;3) железо;4) алюминий;

Оценивание- стиль и манера, артистичность изложения, научность, лаконичность, содержательность и значимость излагаемого материала, время. Максимальная приближенность этим критериям — 4 химона группе

5 этап.

Работа учащихся в группах, каждая из которых готовит характеристику элементов – металлов и неметаллов в сравнении друг с другом.

1-я группа учащихся - для элементов-металлов главных подгрупп I -III групп

2-я группа учащихся - для элементов-металлов побочных подгрупп

3-я группа учащихся - для элементов- неметаллов

Приложение . План характеристики элементов-металлов главных подгрупп I-III гр и неметаллов

1) семейство, тип элемента(или p);

2) число электронов на последнем энергетическом уровне;

3) степень окисления в соединениях: постоянные или переменные;

4) свойства простых веществ: металлические или неметаллические;

5) свойства соединений элементов с позиций теории окислительно-восстановительных реакций;

6) характер оксидов и гидроксидов (основным, амфотерный, кислотный).

 

Приложение . План характеристики элементов-металлов побочных подгрупп.

1) семейство, тип элемента- d

2) число электронов на последнем энергетическом уровне;

3) число валентных электронов;

4) степени окисления в соединениях (постоянные или переменные);

5) свойства простого вещества (металлические или неметаллические);

6) свойства соединений элементов (окислительные или восстановительные);

Металлы

Металлы - это группа элементов, которые наделены определенными свойствами.

Они хорошо проводят тепло и электричество, поэтому сковородки и электропровода делаются из металла.

Кроме того, они прочные и легко могут принимать любую форму,

поэтому они используются в строительстве таких сооружений, как мосты.

Хотя разные металлы имеют много общего, они также имеют и различия, которые определяют, насколько тот или иной металл пригоден для определенных целей.

Из 116 известных на сегодняшний день элементов, 90 - металлы.

Они редко используются в чистом виде, обычно они смешаны с другими металлами или неметаллами, создавая комбинации, известные как сплавы.

Рефлексия. Учащимся раздаются листки бумаги с вопросами, на которые они должны ответить.

1. Узнали ли вы что-либо новое сегодня на уроке?

2. Где в жизни можно применить то, что вы узнали?

3. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Затем учащимся выдаются цветные фигурки для оценки урока в общем.

На оценку “отлично” выбирают цветную звезду на “хорошо”- зеленый квадрат, а на “удовлетворительно”- красный треугольник. Эти фигурки учащиеся сдают учителю.

Комментирование оценок за урок.

Домашнее задание: повторить материал о металлах по учебнику : параграфы4-1-4-3

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.