Металлы главных подгрупп.
Цель урока: Систематизировать знания учащихся о строении, свойствах, применении металлов, относящихся к s и р - элементам, ознакомить учащихся с физиологической ролью этих металлов.
Реактивы и оборудования: магний, ложечка для сжигания, вода в кристаллизаторе, раствор хлорида магния, металлический натрий, раствор медного купороса.
Ход урока:
I. Актуализация:
Почему металлов намного больше, чем неметаллов?
Какие физические свойства характерны для металлов?
Что общего между металлами?
Самый активный металл?
Металл, названный в честь России?
II. Тестирование:
1. Строение внешнего энергетического уровня 3s23p1 соответствует атому элемента:
1. натрия 2. магния 3. кальция 4. алюминия
2. Элемент, название которого происходит от латинского слова «кальс», что означает «известь, мягкий камень»:
1. кальций 2. магний 3. калий 4. алюминий
3. Элемент с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
1.алюминий 2. калий 3.магний 4. натрий
4. С водой не взаимодействует:
1.медь 2. калий 3.магний 4. натрий
5. Химическая реакция возможна между:
1. Fe и AgNO3(р-р) 2. Zn и MgCl2(р-р) 3. Pb и ZnCl2 (р-р) 4. Fe и CаCl2(р-р)
III. «Молчаливый опыт». Демонстрация опыта «Горение магния в воде» Объясните это явление и напишите уравнение реакции:
Мg + H2O МgO + Н2↑ + Q
загорается
2 Мg + O2 → 2 МgO
IV. Повторим, вспомним еще раз химические свойства металлов. Обратите внимание на таблицу. Выпишите буквы, стоящие на пересечении формул веществ, которые могут взаимодействовать друг с другом. Прочитайте эти буквы подряд по горизонтали слева направо. Получится фраза «Напишите уравнения реакции»
K |
Na |
Ве |
Mg |
Аl |
|
O2 |
Н |
А |
П |
И |
Ш |
H2O уcл |
И |
Т |
Е |
У |
P |
Рb(NОз)2 |
P |
Е |
А |
В |
н |
HCl |
Е |
Н |
И |
Я |
P |
HNO3 конц |
Е |
А |
К |
Ц |
Е |
NaOH раствор |
Т |
К |
И |
Я |
И |
В рабочих тетрадях напишите уравнения реакции:
II В. (буква Н)
2 К + O2 → К2O2
2 А1 + 3 Рb(NO3)2 → 2 А1(NO3)2 + 3 Рb
2 Nа + 2 НС1 → 2 NаС1 + Н2↑
I В. (буква А)
2Nа + O2 → Nа2O2
Ве + Рb(N03)2 → Рb + Ве(NO3)2
Nа + 2 НNO3 конц → NаNОз + NO2 + Н20
Персональные задания ( буква И) (один ученик работает у доски)
2Мg + O2 → 2МgO
2 К + 2 Н2O → 2 КОН + Н2↑
Ве + 2 НС1 → ВеС12 + Н2↑
Ве + 2 NаОН + 2 Н2O → Na2[ Ве (ОН)4] + Н2↑
2 А1 + 2 NаОН + 6 Н2O → 2Nа[ А1(ОН)4] + Н2↑
V. Биологическая роль некоторых металлов.
Химические элементы Таблицы Менделеева поступают в наш организм в составе пищи, они накапливаются в различных органах организма в виде соединений и участвуют в определенных процессах.
Са — основа костной кости, активизирует деятельность рада важных ферментов, участвует в поддержании ионного равновесия в организме, влияет на процессы, происходящие в нервно - мышечной и сердечно - сосудистой системах.
Потребность - 800 мг в день.
Если человек страдает малокровием, аллергией, подвержен простудам, проявлению герпеса на губах - не исключено, что все это связано с элементарной нехваткой в организме кальция. В этом случае поможет яичная скорлупа -идеальный источник элемента. Исправить нарушения обмена кальция традиционно медицинским способом удается с трудом - применяемые в медицине препараты (СаС12, гипс, мел; глюканат кальция) плохо усваивается организмом. А вот скорлупа куриных яиц, на 90 % состоящая из карбоната кальция - легко. Вдобавок она содержит все необходимого для организма микроэлемента (Сu, F, Fе, Мn, Мо, Р, S, Si,Zn всего 27 элементов).
Кстати, скорлупа - прекрасное средство, выводящее радионуклиды, ее можно эффективно использовать в очагах радиоактивного заражения.
Из микроэлементов - Fе - участвует в образовании гемоглобина и некоторых ферментов. Потребность человека в железе - 14 мг в день. При недостатке железа развивается анемия. В тоже время железо обладает токсичными свойствами. Введение в организм избыточного количества железа с лекарственными препаратами может привести к отравлению. В связи с высоким содержанием железа в пищевом рационе - садится печень (сидероз печени), селезенка, остероз позвонков.
При отравлении соединениями железа необходимо выпить яичное молоко (белок 3-4 яйца, взбить 250 мл молока и вызвать рвоту), промыть желудок крепким чаем, активированным углем. Лучше всего не препаратами лечиться, а — постоянно употреблять зелень (и в свежем и сушенном виде высокий уровень гемоглобина, п,г. из хлорофилла заменой атомов Мg на атом Fе легко образуется гемоглобин. На такой процесс тратится намного меньше энергии, чем на построение сложных биохимических структур. Рели же человек питается «мертвой пищей». в которой в процессе переработки химические структуры разрушены, то организму приходится затрачивать много энергии на построение нужных веществ.
VI. Проблемный опыт. Nа не вытесняет после него, стоящие металлов по ряду активности металлов.
Nа + р-рСuSO4?
2 Na + 2 Н2O→ 2 NaОН + Н2↑ + Q
СuSO4 + 2 NаОН → Сu(ОН)2↓ + Nа2SO4
Сu(ОН)2 → СuО + Н2O
VII. Сказка «Полезный натрий». В некотором царстве, в некотором государстве, что зовется «Периодической системой элементов», жил-был одинокий периодический щелочной металл Nа. Жил он в 11 квартире на 3-м этаже совсем один. Знал он, что отец его Р. Деви, и назван он в честь арабского слова нитрум-сода. По характеру он был очень мягкий, очень активный и легкий на подъем. Но был он очень одинок. Ему хотелось узнать, что твориться за пределами его квартиры, а самое главное ему хотелось быть кому-нибудь полезным. И решил тогда натрий отправиться в путешествие по белу свету. И пошел наш Nа куда глаза глядят.
Шел он шел, долго ли коротко. Вдруг видит впереди прекрасное озеро, такое чистое и прозрачное, что решил наш натрий искупаться в воде. Окунулся он в воду, и вдруг вместо Nа серебристо-белого блестящего металла получилось твердое белое вещество NаОН - он разъедает ткани, бумагу и даже металл. За это его и прозвали едким натром. А если оно попадает на кожу, то получается долго не заживающая рана. «Это что же получается, от меня только вред один ?», - и побежал от воды прочь.
Бежал, бежал и сам не заметил, как очутился на опушке леса, где стоял дворец, на котором красовалась табличка «Кислоты». «Пойду, зайду в гости», - решил Nа и приоткрыл дверь. Первая на пороге встретила его угольная кислота Н2СО3 и предложила натрию подружиться. Вместе у них получилось создать карбонат натрия Nа2СО3, который с водой образует кристаллогидрат Na2СО3 10 Н2О или кристаллическую соду, нашедшее свое применение в производстве стекла, бумаги и мыла.
А в соседней комнате оказалось соляная кислота НС1, которая тоже предложила свою дружбу нашему путешественнику. В результате этого, их всех появился хлорид натрия NаС1 - соль, широко применяемая и в быту, и в промышленности (поваренная соль). Без этой соли невозможна жизнь растений, животных и самое главное человека.
«Вот какой оказывается я нужный», - подумал Nа, - «И совсем уже не одинокий». Нашему натрию стало так весело и радостно на душе, что он и не заметил, как вернулся домой на свой 3-ий этаж в квартиру № 11, в которой он и живет до сих пор и помогает жить всем нам.
VIII. Проблемный опыт. Объясните, почему выделяются пузырьки газа при помещении Мg в раствор МgС12.
МgС12 + НОН → МgОНС1 + НС1
Мg2+ + НОН → МgОН + +Н +
кислая среда
Мg°+2Н+ → Мg2+ + Н2↑
пузырьки газа
IX. Графический диктант. 20 вопросов.
I. Вариант - А1. II Вариант - Ве III Вариант - К
1.Этот металл легкий?
2.Проводит электрический ток и тепло?
3.Относится к s-элементам?
4.Относится к d-элементам?
5.Встречается в природе в виде солей?
6.Химически активное простое вещество?
7.Проявляет в соединениях переменную валентность?
8.Проявляет восстановительные свойства?
9.Образует летучее водородное соединение?
10.Реагирует с кислородом?
11.Взаимодействует с концентрированной азотной кислотой?
12.Взаимодействует с раствором соды?
13.Реагирует с раствором щелочи?
14.Взаимодействует с водой при соответствующих условиях?
15.Применяется в виде сплавов в самолетостроении?
16.Применяется для изготовления бытовых предметов?
17.Применяется для получения других металлов?
18.Применяется для производства электрических проводов?
19.Применяется как охладитель в ядерных реакторах?
20.Его кислородное соединение применяется в подводных лодках?
X. Самопроверка.
XI. Подведение итогов
Манина Ольга Борисовна
Лариса Александровна Алексеева