Урок-экскурсия по литературе «Биография И.С. Тургенева» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
|
Этапы урока, технология проведения, дидактические цели |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся – путь к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|
Время |
Предметные УД |
Метапредметные УУД |
||||
1 мин |
1.Организация начала занятия. Мотивация к учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
|
1.Учащиеся проверяют готовность к уроку, самопроверка.
2.Слушают вступительное слово учителя, повторяют правила работы в группе
3. Отвечают на вопрос (с выходом на тему урока)
|
1.Мобилизует учащихся на начало урока, проверку готовности к уроку.
2.Настрой на изучение новой темы: учитель предлагает ученикам вспомнить основные правила работы в группе
3. Задает вопрос: Перед Вами портрет, опишите этого человека, что вы можете сказать о нем (эмоции, ассоциации, впечатление)
|
1.Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей, друг друга.
2.Сегодня наш урок пройдет в форме групповой работы. Напомните мне, пожалуйста, правила работы в группе.
3. Перед Вами портрет писателя, написанный Ильей Ефимовичем Репиным. Конечно, вы узнали человека, изображенного на портрете. Попробуйте описать его, рассказать, что вы видите, какие эмоции испытываете, разглядывая портрет, что можете сказать о судьбе писателя.
|
Настроиться на работу в команде, уметь слушать. |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения (Личностные УУД) |
2 мин |
2.Формулирование темы урока, постановка цели урока. Понимание эпиграфа как лейтмотива урока.
Цели: - организовать формулирование темы, постановку цели урока учащимися, умения понимать роль эпиграфа в уроке. |
1.Под руководством учителя формулируют тему и определяют познавательную цель урока. Записывают тему в тетрадях по развитию речи.
2. Определяют с помощью учителя роль эпиграфа.
|
1. Направляет на формулирование темы, постановки цели урока (что мы будем изучать сегодня на уроке?).
2.Помогает понять роль эпиграфа в уроке.
|
1.Что мы будем изучать сегодня на уроке? На этом уроке мы не ставим перед собой цель охватить всю жизнь и творчество И.С. Тургенева, тем более, что литературоведы и биографы писателя до сих пор открывают все новые и новые факты его жизни. Мы лишь попытаемся заглянуть в гости к русскому писателю, узнаем, что больше всего его волновало, тревожило, радовало. «Биографию Ивана Сергеевича Тургенева». Урок-экскурсия. ТЕМА
- Каким образом мы будем знакомиться с биографией? Научимся работать с публицистическим текстом, учиться фильтровать информацию, выбирая только необходимую. ЦЕЛЬ 2.Эпиграфом к этому уроку я взяла слова самого писателя: «Вся моя биография – в моих сочинениях…» Что имел в виду Тургенев? Все творчество И.С. Тургенева тесно связано с его жизнью. |
Знать понятие публицистический текст, его признаки.
|
Уметь проводить сравнение по заданным критериям: работать с текстом биографии, «читая между строк» (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке, роль эпиграфа с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
15 мин |
3.Актуализация. Усвоение новых знаний и способов действий. Постановка проблемы и создание проблемной ситуации. Обсуждение проблемы и ее теоретический анализ Работа в группах, получение продукта от группы Цели: обеспечить восприятие осмысления и усвоения знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения (работа с публицистическими текстами), - - организовать работу по формированию умений подбора необходимой информации и делать выводы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
|
1.Выступление-защита творческих проектов.
2.Озвучивают выводы по каждому из проектов.
|
1.Проверка домашнего задания-творческий мини-проект по одной из тем: - Сборник биографических сведений об И.С. Тургеневе; -Иллюстрации к биографии И.С.Тургенева; -Памятники И.С.Тургеневу в России; -С кем из героев творчества Тургенева мы познакомимся в 5 классе; -Стихотворения в прозе как особый жанр; Между проектами – рассказ учителя о литературных достижениях. 2. Помогает сформулировать выводы.
|
1. Мы отправляемся на экскурсию по страницам жизни И.С. Тургенева. Каждая группа готовила дома творческий мини-проект. Давайте внимательно послушаем ребят и сделаем выводы по каждому проекту. 2.Выводы: Литературные заслуги Тургенева высоко ценили не только в России. Летом 1879 года он получил известие, что Оксфордский Университет в Англии присвоил ему за содействие «Записками охотника» освобождения крестьян от крепостного права степень доктора права. К концу жизни слава Тургенева достигла своего апогея, как в России, так и в Европе, где критика причислила его к первым писателям века. |
Уметь находить точную информацию, уметь обрабатывать публицистический текст (упрощение, исключение, обобщение)
|
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникат. УУД). Ориентироваться в своей системе знаний; проводить анализ текста, включаясь в исследовательскую деятельность (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД)
|
10 мин |
4.Закрепление знаний и способов действий. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
Цели: - организовать работу по формированию умений составлять план публицистического текста; -способствовать формированию умения определять роль имен собственных в тексте, составлять вопросы викторины.
|
3.Работа с текстом в группах. Читают публицистический текст в учебнике, на стр.188-189. 1группа – составление плана текста; 2, 3 группа – составление викторины 4,5 группа – словарная работа по именам собственным (значение)
4. Отвечают на вопросы викторины. |
3.Организует работу групп.
4.Проверяет, как усвоена тема.
|
3.Чтобы закрепить полученные знания, нам необходимо поработать с публицистическим текстом. Каждая группа получит творческое задание. На основе текстов на стр. 188-189 нужно составить план текста, небольшую викторину и провести словарную работу по именам собственным в тексте. Работа рассчитана на 10 минут.
4.А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы поработали с текстом, для этого я попрошу ответить на несколько вопросов: 1.Где располагалось имение Тургеневых? (ответ зачитайте) 2. Кто занимался воспитанием детей в семье Тургеневых. 3. Почему И.С. горько вспоминать свое детство? (найдите и прочитайте воспоминание И.С.)
|
Уметь составлять план публицистического текста, определять в нем роль имен собственных, формулировать вопросы викторины.
|
Уметь ориентироваться в тексте, осуществлять анализ, выделять главное, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять свой текст (Познавательные УУД). Уметь слушать товарищей, сотрудничать друг с другом, делать выводы (Коммуникативные УУД).
|
10 мин |
5. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: - Мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. - Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. |
1.Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
2.В группе пишут письмо И.С.Тургеневу от читателей XXI века |
1.Предлагает продолжить фразу.
2.Формулирует опорные вопросы для составления письма.
|
Продолжите понравившуюся фразу: - На этом уроке я узнал, что … - Мне особенно запомнилось … - Теперь я хочу прочитать/узнать …
2.Ребята, на уроках русского языка вы изучили тему «Обращение». Воспользуемся прекрасной возможностью и напишем письмо И.С. , от читателей 21 века, учеников 5 Д класса, заодно и попрактикуемся в употреблении обращений в речи. Мы можем обратиться к писателю с вопросом, с благодарностью; можем рассказать ему, чему он нас научил, что нового открыл, какие впечатления вы испытали при чтении его произведений и т.д. |
Уметь делать выводы о своих достижениях, интересах, ошибках на уроке. |
Планировать своё действие в соответствии с задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: (Познавательные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь сотрудничать друг с другом (Коммуникативные УУД) |
2 мин |
6. Информация о домашнем задании. Цели: - обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
1.Записывают в дневники домашнее задание по литературе: Прочитать рассказ И.С. Тургенева «Муму» на стр. 189-223 |
1.Объясняет д.з.
|
Предлагаю продолжить наше знакомство с И.С. Тургеневым и прочитать дома рассказ «Муму», который писатель посвятил маме.
|
Умение слушать, как выполнять д.з |
Уметь работать в команде при выборе формы творческого проекта. (Коммуникативные УУД) |
|
|
|
|
|
|
|
Раздаточный материал
DOCX / 17.88 Кб
Презентация к уроку Биография И.С.Тургенева
PPSX / 6.46 Мб