12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Деева Лариса Михайловна39
Россия, Свердловская обл., Алапаевск
3

Урок «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева»



Тема: И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе.

Класс: 5

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: выяснить особенности жанра стихотворений в прозе.

Регулятивные УУД

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

формулировать гипотезы

Познавательные УУД

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки

находить в тексте требуемую информацию

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста

резюмировать главную идею текста

Коммуникативные УУД

определять возможные роли в совместной деятельности

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности

выделять общую точку зрения в дискуссии

Ход урока.

I. Стадия вызова (слайд 1).

1. «Верные и неверные утверждения».

1) И.С. Тургенев родился в Орле в 1818 году в старинной дворянской семье.

2) В детстве Тургенев был окружен материнской заботой и её горячей любовью.

3) В детстве будущего писателя ужаснули картины насилия и произвола, и мальчик дал себе клятву никогда не поднимать ни на кого руку.

4) «Муму» - произведение, принёсшее Тургеневу известность.

5) В основе рассказа «Муму» - подлинная история немого Андрея, крепостного матери Тургенева.

6) Цель Тургенева в рассказе «Муму» - показать доброту, отеческую заботу помещиков по отношению к своим крепостным крестьянам.

7) Так как Тургенев долгое время был за границей и знал отлично несколько иностранных языков, он писал свои произведения на английском языке.

8) Тургенев является создателем не только прозаических произведений, но стихов.

Проверка (слайд 1 – по щелчку). Объяснение ошибок.

2. Беседа.

- Если, ребята, вы спросите у своих родителей, кто такой И.С. Тургенев, они, скорее всего, без запинки ответят, что это русский писатель, и назовут такие известные его произведения, как «Муму», «Отцы и дети», «Бежин луг». Но мало кто вспомнит, что Тургенев ещё и поэт и им создано много лирических произведений.

- Посмотрите на слайд (слайд 2). Прочитаем произведение Тургенева, записанное в первой колонке.

Утро туманное, утро седое...

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное далекое,

Слушая ропот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

 

- Это стихотворение или проза? Как определили? (это стихотворение, так как в нём есть рифма и автор выражает свои чувства)

- А теперь прочитаем произведение из второй колонки, которое тоже принадлежит Тургеневу (слайд 2 – по щелчку).

Утро туманное, утро седое...

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное далекое,

Слушая ропот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

1882

- А это стихотворение или проза? Почему вы так думаете?

- Второе произведение, ребята, - это тоже стихотворение, но в прозе.

3. Сформулируйте тему урока. (Стихотворения в прозе И.С. Тургенева. – запись в тетрадь) – слайд 3.

- Что мы знаем по теме нашего урока? (Мы знаем, кто такой Тургенев, по отдельности знаем, что такое стихотворение, что такое проза)

- Правильно, а какова наша цель? (Узнать, что такое стихотворения в прозе)слайд 3 – по щелчку.

- Что нужно сделать, чтобы достичь цели? (1. Прочитать стихотворения в прозе; 2. Определить их тему, основную мысль, художественные средства. 3. Сделать вывод об особенностях стихотворений в прозе)

II. Стадия осмысления.

1. История создания стихотворений в прозе (слайд 4).

- И.С. Тургенев писал «Стихотворения в прозе» в последние годы жизни, во Франции, между 1877 и 1882 годами (запись в тетрадь: годы написания: 1877 – 1882), в пору предсмертной болезни (рак позвоночника). В них переданы чувства и ощущения человека, предчувствовавшего свою близкую кончину. Это мысли человека, глубоко страдающего. Но в то же время мы видим человека, который продолжает жить, мыслить, чувствовать. Только теперь он как бы заново переоценивает всю свою долгую и содержательную жизнь.

2. Анализ предисловия (слайд 5).

- В 1880 году Тургенев написал «Предисловие» к своим стихотворениям в прозе. Это своеобразное обращение к читателю. Так как мы с вами и есть читатели, давайте обратимся и мы к этому предисловию.

Добрый мой читатель, не пробегай этих стихов сподряд: тебе, вероятно, скучно станет…но читай их в раздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит что-нибудь тебе в душу…

- Значение каких слов вам непонятно?

«сподряд» - подряд - т.е. одно за другим, без пропусков.

«в раздробь» - раздробленно, по частям, порознь.

- Какой же совет И.С.Тургенев дает своим читателям? Почему? (каждое стихотворение – это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл)

3. Анализ стихотворения «Русский язык».

- Обратимся снова к стихотворению «Русский язык». Перечитаем его (слайд 6) (запись). Каким словом Тургенев определяет свои раздумья о родине?

- Объясните, что означает слово «тягостный». (Тягостный – трудный, мучительный)

- Сам автор не говорит о причине этих тягостных раздумий. Помочь в этом может дата написания стихотворения – 1882 г. 80-ые годы 19 века - тяжёлые и тёмные времена для России. Это годы смуты (беспокойства в обществе), путаницы в умах, годы грабительского роста капитализма, тяжёлая жизнь русского крестьянства, убийство царя Александра II. Тургенев сомневался в правильности действий интеллигенции. А ещё – шла русско-турецкая война. Тургенев страдал. Именно эта боль при виде того, что совершается дома, т.е. в России, и выражена в стихотворении.

- Какова тема стихотворения? (запись в тетрадь: тема – русский язык)

- Сколько в стихотворении предложений? Какие они? Почему именно такие предложения использует Тургенев? (Два предложения восклицательных, одно вопросительное. Восклицательные предложения передают взволнованность, гордость, торжественность речи)- слайд 7.

- Какие эпитеты использованы Тургеневым в этом стихотворении? С какой целью? (Эпитетов только четыре, они даны целой обоймой: «великий», «могучий», «правдивый», «свободный». Один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а к народу — его носителю. Великий язык — великий народ. В этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств. Великий – значит могущественный, сильный, гордый)- слайд 8.

- Какую метафору использует Тургенев? Для чего? (язык – надежда и опора, она подчёркивает значение языка для человека)слайд 9.

- Какова основная мысль этого стихотворения? Попробуйте сформулировать её, работая в паре. Запишите в тетрадь. (Какие бы испытания ни выпали на долю народа, он справится и выстоит. Тургенев выражает надежду на то, русский народ — великий народ, так как владеет «великим и могучим» языком - запись)

- Какой человек мог так вдохновенно сказать о родном языке? (Это истинный патриот, он беззаветно любит родной народ, верит в его неиссякаемую силу и высоко ценит неповторимый его язык)

4. Работа в группах.

- Итак, мы проанализировали стихотворение в прозе «Русский язык». Предлагаю вам, поработав в группах, выделить характерные признаки этого стихотворения в прозе.

1 группа – слайд 10 – 11.

Посмотрите, какое по объему это стихотворение.

На примере стихотворения «Два богача» (учебник, стр. 244) проследите, единый ли текст или делится на абзацы.

На основе ответов на вопросы сделайте вывод о двух признаках жанра стихотворений в прозе.

2 группа – слайд 12 – 13.

Есть ли в стихотворении «Русский язык» сюжет?

Выражает ли свои чувства писатель?

На основе ответов на вопросы сделайте вывод о признаках жанра стихотворений в прозе.

3 группа – слайд 14 – 15.

Чем стихотворение «Русский язык» отличается от привычных нам лирических стихотворений? Есть ли в нём ритм и рифма?

Сделайте вывод об одном из признаков жанра стихотворений в прозе.

5. Озвучивание выводов (слайд 15).

1) Небольшое по объему произведение.

2) Делится на абзацы.

3) Нет сюжета.

4) Обращение к чувствам, переживаниям.

5) Нет ритма и рифмы.

- Почему же миниатюры Тургенева названы стихотворениями? (Главное в стихотворении – лирическое начало, то есть мысли и переживания лирического героя)

- Сформулируйте определение этого жанра.

- Проверьте по учебнику, стр. 244.

- Запишите определение в тетрадь.

6. Чтение стихотворения «Два богача».

- Докажите, что данная миниатюра обладает чертами стихотворения в прозе (слайд 16).

1) Лексическая работа (слайд 17).

Призреть – устарелое, означает приютить кого-то, дать пропитание.

Умилиться – испытать нежное, трогательное чувство.

Убогий – крайне бедный, нищенский.

Похлёбка – жидкий суп, обычная еда бедных крестьянских семей в России.

2) Анализ.

- Стихотворение называется «Два богача». В чём богатство Ротшильда?

- Была ли в действительности богата семья мужика, приютившая племянницу-сироту?

- По каким деталям можно заключить, что семья мужика была очень бедной? (домишко – маленький, бедный, нищенский)

- В каком смысле можно назвать «богатой» семью нищего крестьянина? О каком богатстве идее речь? (о красоте, которая внутри, в сердце, в душе. Тургенев говорит о душевной красоте простых людей - доброта, бескорыстие, человечность)

- Какой приём использует автор в стихотворении и с какой целью? (Приём противопоставления героев. Писатель, утверждает нравственное превосходство простых людей над господами)

- Скажите, а кто важней, кто больше принесет пользы для людей? (И одни и другие, потому что нужны деньги и для детских домов, и для дома престарелых, и очень важно, чтобы не было обездоленных детей, чтобы они все нашли свой родной дом, новых родителей)

- Какие глаголы употребляет автор в стихотворении, говоря о богаче Ротшильде? С какой целью? (“Хвалю и умиляюсь” – оценка действий богача).

- А кто больше по душе автору? В каких словах это заключено?

- Так о чём это стихотворение в прозе? (о милосердии, любви к обездоленным)

- Какова его основная мысль? (В обездоленном, нищем мужике Тургенев показывает благородство и красоту души)

III. Стадия рефлексии.

1. Продолжите фразу: (слайд 18)

- Я узнал…

- Я понял…

- Я умею…

2. Напишите синквейн на тему «Стихотворения в прозе» (работа в группах) – слайд 19.

Как пример, может получиться следующий синквейн:


Стихотворения в прозе
PPT / 258.5 Кб

 

Стихотворения в прозе

 

Короткие, мудрые

Волнуют, тревожат, заставляют задуматься

Стихотворения в прозе передают чувства лирического героя.

Миниатюры

IV. Домашнее задание на выбор (слайд 20).

Либо выучить стихотворение «Русский язык».

Либо самим сочинить своё стихотворение в прозе о том, что вас волнует.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.