Урок по литературе в 5 классе «Изучение рассказа И.С. Тургенева «Муму»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ.
Автор: Дуброва Наталья Николаевна
Предмет: литература
Тема: «Изучение рассказа И.С. Тургенева «Муму»
Класс: 5 класс
Цель: Научить анализировать текст, работать по плану учебника и подбирать материалы по теме сочинения, применять полученные знания в практическом задании (сочинение).
Тема |
И.С.Тургенев. Рассказ «Муму» |
Цель |
Научиться понимать гуманистическую направленность произведения, анализировать эпическое произведение, использовать литературные термины в устной речи. |
Планируемый результат |
Научить выявлять основную идею (основную мысль) рассказа, видеть авторскую позицию, составлять характеристику героев. Научить находить в тексте элементы сюжета. |
Познавательные: – знать элементы биографии и творчества выдающегося русского писателя, знать содержание прочитанного, уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей. Регулятивные: – формировать ситуацию рефлексии – составлять план учебных действий для раскрытия цели урока (уметь рассказывать, о чем произведение и какова его тема). Коммуникативные: – формировать ситуацию сотрудничества, уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. |
|
Основные понятия |
Сюжет; герой произведения |
Завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. |
|
Характеристика персонажа. Пейзаж; интерьер. |
|
Межпредметные связи |
Русский язык; история России. |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
Учебник В.Я.Коровина «Литература 5 класс», ч. 1, И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Электронный образовательный ресурс http://school-collection.edu.ru |
Организация пространства |
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах. |
Технология проведения |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа |
Диагностирующие задания каждого этапа |
1 этап. Что мы знаем о творчестве И.С.Тургенева? Цель – актуализировать знания учащихся. |
Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева. Рассказ «Муму». История создания рассказа. |
Какова тема произведения? |
2 этап. Работа с текстом рассказа. Гл. 1-2. Цель – аналитическое чтение. Нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Как ведет себя Герасим? В чем выражается его протест против крепостничества? |
Подготовить устное сочинение «Каморка Герасима. Роль интерьера в создании характеристики персонажа». |
3 этап. Работа с текстом рассказа. Гл. 3-5. Аналитическое чтение. Цель – Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Роль описаний природы в рассказе. |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Герасим – молчаливый раб или бунтарь? Какова роль пейзажа в рассказе? Преображение героя. Сравнение – это … Гипербола – это… стр.224 |
Научиться словесно воспроизводить картины, созданные писателем, аргументировать свое отношение к героям произведения. Найти в тексте, выразительно прочитать описание природы в рассказе. |
4 этап К.Р., Р.Р. Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму»? |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Научить анализировать текст, работать по плану учебника, подбирать материалы по теме сочинения. |
Творческая работа. Сочинение. |
Контролирующее задание Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка) |
К.Р., Р.Р. Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму»? Против чего он направлен?» |
Результат и его оценка |
Научить анализировать текст, работать по плану учебника и подбирать материалы по теме сочинения. Применение полученных знаний в практическом задании (в форме сочинения) |