12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евгения Мащенко32
Россия, Санкт-Петербург

«Биологические теоремы»

Одним из главных качеств современного человека является желание и умение приобретать новые знания самостоятельно. Современное общество предъявляет особые требования к социально-коммуникативному развитию человека. С одной стороны есть социальный заказ: система образования должна подготовить активных, коммуникабельных личностей, способных приспосабливаться к постоянно меняющимся социальным процессам, обладать умением учиться. С другой стороны растет количество детей с нарушениями в эмоционально-личностном развитии и низкой мотивацией к обучению. В такой ситуации становится очевидной необходимость использования нетрадиционных методов при проведении уроков для поддержания познавательной активности на высоком уровне. Система образования становится на путь инноваций. При реализации конструктивно-технологической функции педагогика решает такие задачи, как: разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления; разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей; разработка технологий обучения, воспитания, образования; внедрение результатов педагогических исследований в практику образования. Получение научно обоснованной обратной связи помогает корректировать нововведения, учитывая конкретные особенности протекания педагогического процесса.

На уроках биологии предоставляются огромные возможности для развития познавательной активности детей, так как здесь формируются представления об окружающем мире, о взаимосвязях человека с природой. Уроки биологии позволяют применять знания в повседневной жизни для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.

Для того чтобы познавательная деятельность оставалась ведущей в течение изучения всего курса, необходимо сохранять эмоциональную вовлеченность, обеспечивая устойчивость интереса к решению познавательных задач.

Наиболее эффективным и целесообразным выступает интегрированный подход, который объединяет уже известные педагогические практики с инновационными.

Одной из таких форм организации обучения, которая позволяет сделать увлекательной работу на уроке является метод «Биологические теоремы». Данная форма работы уже опробована в параллели 7 классов в рамках изучения курса зоологии (по программе В.М.Корнилова, В.С.Кучменко, И.П.Пономаревой Биология 7 класс) и показала положительные результаты.

Теорема представляет собой 1-2 предложения и оформляется по принципу геометрических теорем. То, что необходимо доказать, является целью урока или его этапа. Вокруг цели строятся суждения, которые и докажут теорему. То есть, этапы урока идут не по линейному плану, а сосредоточены вокруг цели. В процессе наблюдения за детьми в учебном процессе можно прийти к следующему выводу: не смотря на то, что целеполагание является обязательным элементом занятия, обучающимся не совсем понятно, зачем на каждом уроке их просят сформулировать цель. Работа в формате доказательства «теоремы» позволяет видоизменить этап целеполагания, но позволит уделить больше внимания достижению поставленной цели.

Данный прием можно применять и в рамках других предметов, например «Исторические теоремы», «Географические теоремы» и др.

Задача учителя научить детей находить решения проблемных вопросов, сформировать способность нестандартно мыслить, приходить к истине посредством диалога.

Детям нравятся нетрадиционные уроки, они необычны и интересны. Такие уроки являются и очень эффективными. В то же время, при частом использовании однообразных форм работы (даже нетрадиционных) может снижаться эффективность таких занятий. В связи с этим, необходимо чередовать разные приемы при составлении плана урока. (Один из новых форматов работы представлен на сайте https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2021/10/22/rabochie-listy, который позволяет знакомить детей планируемыми результатами)

Анализ работы показал, что применение таких нестандартных приемов как «Биологические теоремы», позволяет развивать коммуникативные способности и сохранять познавательную активность на высоком уровне. В ненавязчивой форме осуществляется и проверка знаний по ранее изученным темам, и работа с разными источниками, и сопоставление информации.

При проведении административного контроля знаний обучающиеся показывают высокие результаты именно по тем темам, которые были ими разобраны в формате «Биологических теорем». Входной контроль в сентябре 2021 года также показал высокий уровень остаточных знаний по этим темам.

Применение разнообразных педагогических приемов развивает логическое и конкретно-образное мышление, позволяет проводить сравнительный анализ новой информации с полученной ранее. «Биологические теоремы» способствуют изучению новых тем неразрывно с уже изученным материалом. Актуально такой прием начать применять с 7 класса, так как дети только знакомятся с понятием теорем на уроках геометрии.

В разделе биологии 7 класса «Тип Членистоногие» изучается тема «Класс Паукообразные». На основании анализа ВПР разных лет, промежуточных проверочных работ и устных опросов наиболее частой ошибкой в этой теме является отнесение пауков и клещей к классу Насекомые. Дети не видят значительных отличий между классами, поэтому этап усвоения новых знаний на этом уроке должен проходить в нестандартной интересной форме.


Теорема: Пауки и клещи – это не насекомые, а представители класса Паукообразные.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Этап усвоения новых знаний


Теорема на слайде

С какими животными можно перепутать пауков и клещей?


Предположим, что пауки и клещи – насекомые. Какие внешние признаки насекомых присущи паукам и клещам? Есть ли внешние различия?



Предлагаю поработать со схемами и текстом «Внутреннее строение Паукообразных» и «Внутреннее строение Насекомых».

Какие общие и отличительные признаки есть во внутреннем строении у пауков и насекомых?












Прошу выделить цветом, характерные для всех представителей Членистоногих




Можно ли пауков и клещей отнести к насекомым? Почему?


С насекомыми




Сегментированное тело, членистые конечности, хитиновый покров. Отличаются количеством ходильных ног


Работают самостоятельно со схемами, выписывают признаки



Называют отличительные признаки:

у насекомых сложные фасеточные глаза, у пауков и клещей глаза простые (могут отсутствовать);

дыхательная система насекомых представлена трахеями, а у пауков помимо трахей могут присутствовать легочные мешки;

у пауков есть почки;

у насекомых развитие проходит как с метаморфозом, так и без него, а у пауков и клещей личиночная стадия отсутствует.


Выделяют признаки, приходят к выводу, что цветными оказываются только общие признаки между насекомыми, пауками и клещами


Это представители разных классов, так как между ними достаточно много отличий. А все общие признаки позволяют отнести этих животных к общему типу Членистоногие.

Оформляют вывод в тетради

Познавательные:

-построение речевого высказывания;

-установление причинно-следственных связей;

-сравнение;

-анализ, выделение главного, обобщение;

-осуществление поиска информации и интерпретация ее.

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения;

-восприятие другой позиции;

-построение логических рассуждений

Личностные:

- развитие умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли;

-поддержание мотивации к учебной деятельности;

Регулятивные:

-развитие умения контролировать процесс и результат учебной деятельности;

-адекватное восприятие оценки учителя.


Пример оформления работы в тетради обучающегося:

Теорема: Пауки и клещи – это не насекомые, а представители класса Паукообразные.

Дано:

Пауки

Клещи

Решение:

1. Общие признаки с насекомыми: членистые конечности, хитиновый покров, строение пищеварительной, нервной, кровеносной и половой систем

2. Отличительные признаки: у пауков 4 пары ходильных ног, а у насекомых 3; у насекомых сложные фасеточные глаза, у пауков и клещей глаза простые (могут отсутствовать); дыхательная система насекомых представлена трахеями, а у пауков помимо трахей могут присутствовать легочные мешки; у пауков есть почки; у насекомых развитие проходит как с метаморфозом, так и без него, а у пауков и клещей личиночная стадия отсутствует.

Доказать:

Пауки и клещи – представители класса Паукообразные

Ответ: пауки и клещи – это представители класса Паукообразные. Теорема доказана.


Анализ письменных работ обучающихся позволяет определить те темы, которые необходимо доказывать подобным образом. Успешно апробированы в 7 классах следующие «теоремы»:

Пауки и клещи – это не насекомые, а представители класса Паукообразные

Земноводные – наземные животные

Все современные живые организмы появились от одного общего предка, проходя стадии усложнения и преобразования

Китообразные – водные млекопитающие.

В качестве домашнего задания дети сами формулируют теоремы и доказывают их в рамках разных тем. Эта необычная для учеников форма работы развивает логическое мышление, позволяет сравнивать организмы разных таксонов. Причем сходства и отличия можно искать не только с близкими живыми организмами.

Детский психолог Л.С.Выготский считал, что интеллектуальное развитие детей зависит не от запаса знаний, а от особенностей детского мышления. Чтобы воздействовать на каждого ребенка в зависимости от его особенностей, необходимо использовать разные интеллектуальные формы работы. Только интеграция разных приемов позволит сохранять интерес к предмету на высоком уровне в течение всего срока его изучения.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.