12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Васильевна Кондратенко
Аккаунт удалён
Россия, Курская обл., c. Попово-Лежачи

Тема: Биология – наука о жизни

Цель: показать актуальность биологических знаний, выявить значения общей биологии и ее место в системе биологических знаний

Задачи:

Обеспечить усвоение обучающимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, биологии как комплексной науки и её роли в современном обществе.

Обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней, делать записи, вести диалог, оценивать результаты своей деятельности.

Начать формирование у обучающихся ценностного отношения к современным проблемам общей биологии.

Тип урока: урок формирования знаний.

Вид урока: урок-лекция

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация, таблицы

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы работы: диалогического изложения, алгоритмический.

 

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

III. Изучение нового материала

Биология - наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи многообразие. Биология относится к естественным наукам.

Значение биологии http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000447-1000-4ddd-ac3f-4f0046bc4310/002.swf

В античные времена Аристотель был автором некоторых трудов по научной зоологии. Известно, что он занимался обширными исследованиями морских организмов и растений. Его студент, Теофраст, написал один из самых ранних известных текстов по ботанике, датирующихся 300 г. до нашей эры, а именно о строении, жизненном цикле и использовании растений.

Римский врач Гален использовал свой опыт лечения гладиаторов после битв на арене для написания трудов о хирургических вмешательствах. В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи, рискуя заслужить порицание со стороны общественности, создавал подробные анатомические рисунки, которые до сих пор считаются одними из самых красивых из когда-либо созданных. Одна из первых иллюстрированных книг по биологии была написана немецким ботаником Леонардо Фуксом в 1542 году.

Биология – наука о жизни, изучение которой после изобретения микроскопов открыло ученым новые миры и горизонты. В 1665 году Роберт Гук, используя простейший микроскоп, выяснил, что растительная ткань состоит из прямоугольных блоков, которые он назвал клетками. В 1676 году Антон фон Левенгук опубликовал первые рисунки живых одноклеточных организмов.

Семья биологических наук. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000446-1000-4ddd-d907-2d0046bc4310/001.swf

Биология – это комплексная наука:

ботаника – микология – бриология – геоботаника - палеоботаника

зоология – ихтиология – орнитология - этология

морфология

физиология

анатомия

цитология

гистология

генетика

микробиология

экология

биофизика

биохимия

биотехнология

Вопрос классу: Назовите признаки, отличающие объекты живой и неживой природы.

А). Сходство химического состава.

Задание классу: сравните химический состав растительной и животной клетки, найдите сходства и различия и сделайте вывод.

Б). Обмен веществ. Видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=emip8HG926g

Задание классу: объясните понятие "Обмен веществ". Дайте комментарий к видеоролику.

В). Самовоспроизведение.

Задание классу: Какое значение имеет это свойство живых организмов в природе?

Г). Рост и развитие. Видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=3gYUkILkb0w

Задание классу: Используя имеющиеся знания дайте определение понятиям "Рост" и "Развитие". Какими изменениями сопровождается развитие объекта, представленного в видеоролике? Дайте комметарий предложенной схемы. Что такое индивидуальное и историческое развитие?

Чем отличаются индивидуальное и историческое развитие?

Д). Раздражимость. Видеоролик https://my.mail.ru/mail/svv-home/video/14948/15300.html

Задание классу: Что такое раздражимость? Какую роль играет это свойство живых организмов? На примере представленных в видеоролике организмов объясните, какие факторы среды вызывают проявление раздражимости и какое значение это имеет для них.

Е). Приспособленность к среде. Видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=jaDrAXmQ81s

Задание классу: Используя имеющиеся знания дайте определение понятия "Адаптации", приведите примеры. Просмотрев видеоролик, дайте комментарии о том, какие приспособления и в связи с какими условиями выработались у животного. Являются ли они универсальными? Ответ поясните.

Ж). Дискретность.

Учитель: Как Вы считаете, почему необходимо изучать биологию?

Биология - увлекательная и удивительная наука, которая подразумевает детальное изучение растительной и животной жизни, как в теоретическом, так и практическом плане. Она является отличным предметом исследования для самообразования, и, что немаловажно, это может быть очень полезным для карьеры в области медицины, экологии, здравоохранения и пищевой промышленности. 

Результаты многочисленных биологических исследований могут помочь в решении многих насущных проблем современности. Это касается охраны здоровья, обеспечения продовольственными ресурсами, а также сохранения разнообразных форм жизни на Земле. Уничтожение природных сокровищ может, в конечном счете, негативно отразиться на человеческом существовании, поэтому так важно заботиться и охранять окружающий мир, а также изучать и исследовать такую жизненно важную науку, как биология.

 

IV. Закрепление изученного материала

Практический этап «Введение. Биология – наука о жизни» http://fcior.edu.ru/card/13359/vvedenie-biologiya-nauka-o-zhizni.html

 

V. Домашнее задание: Прочитать §1, ответить на вопросы, составить кроссворд.

 

VI. Рефлексия

Сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось…

 

VII. Подведение итогов урока

Вопрос 1. Что изучает биология?

Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, обитающих на Земле, их многообразие и развитие.

Вопрос 2. Что называют биосферой?

Биосфера — особая оболочка Земли, область распространения жизни.

Вопрос 3. Какое значение имеет биология?

Биология – основа нашей жизни. Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека — сельским хозяйством, различными отраслями промышленности и медициной, а также и охраной природы.

Вопрос 4. Почему необходимо изучать биологию?

Потому что, чем бы ни занимался человек, почти везде нужны знания по биологии. Например, сельское хозяйство в настоящее время во многом зависит от биологов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных. Создана и успешно развивается микробиологическая промышленность. Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека. С помощью современных биотехнологий предприятия выпускают лекарства, витамины, высокоэффективные кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, микробиологические средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей. А также знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.