12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Олифирова Ольга Владимировна2077
В школе работаю девятнадцатый год. Преподаю химию и биологию. Увлекаюсь комнатными растениями. Нравится осваивать различные творческие технологии и обучать данными технологиями детей. Сейчас осваиваем модульное оригами.
Россия, Забайкальский край, Чита
1

Обобщающий урок по теме «Введение. Биология - наука о живых организмах»

Урок биологии в 5 классе. «____»________________ 20___ г.

Обобщающий урок по теме «Введение. Биология – наука о живых организмах».

Цель. Создать условия для формирования умений применять полученные знания при выполнении различных заданий.

Задачи урока.

Обучающие: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, совершенствовать умения характеризовать разнообразие живой природы, царства живых организмов, отличительные признаки живого и неживого, приводить примеры среды обитания живых организмов, экологических факторы и их влияние на живые организмы.

Развивающие: развивать умения применять полученные знания при выполнении заданий;

способствовать развитию мышления, совершенствовать монологическую речь учащихся, навыки по умению обобщать, сравнивать, делать выводы, совершенствовать умения работать с текстом, находить в содержании текста и рисунках необходимые сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы.

Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать культуру речи.

Планируемые результаты обучения.

Предметные.
Учащиеся должны знать: о многообразии живой природы; царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; экологические факторы; основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания.
Учащиеся должны уметь: определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы.

Метапредметные.

Регулятивные: формировать умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные: формировать умение аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также устанавливать в коллективном возбуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.

Познавательные: уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Личностные.

Формирование у учащихся мотивации к изучению биологии, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.

Я жизнь сама! Я жизни пораженье!

Перед изумленным взором предстаю!

Так совершенны все мои творенья,

Ключи от многих тайн в себе храню.

О чем говорится в стихотворении?

Какая наука изучает жизнь?

Задание 1. Даны объекты: камень, вода, ворона, собака, гранит, комар, Солнце, кит, ромашка, почва. На какие две группы можно разделить все эти объекты? Выпишите данные объекты по группам. Дайте название для каждой группы.

Проверяем выполнение задания.

На какие группы вы разделили данные объекты? (живые и неживые)

Прочитайте, что вы отнесли к неживой природе.

А какие объекты вы отнесли к живой природе?

Что значит живые? (они растут, питаются, размножаются, дышат и т.д.)

На какие группы делятся все живые организмы? ( на царства)

Какие царства вы знаете?

Игра «Слушай, не зевай!»

Ученикам раздаются карточки с названиями царств «Растения», «Животные», «Грибы». «Бактерии», задают вопросы и загадки. Если, по их мнению, на карточке написан ответ на загадку, поднимают ее, за верный ответ получают жетон.

Задание для учащихся. Догадайтесь, о каком царстве идет речь? Если у вас есть ответ на данный вопрос, поднимите карточку с правильным ответом. За правильный ответ вы получаете жетон.

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это... (гриб)

Есть змеи стометровые,

Зеленые, бордовые,

А капитану в море

От них большое горе. (водоросли)

Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной.  (бактерии)
 

С ним в лесу никто не дружен,

И в лукошке он не нужен.

Мухи скажут: «Это мор!»

В красной шляпке... (мухомор)

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются... (опята)

Дышит, растет,

А ходить не может. (Растение)

Во лугах сестрички —

Золотой глазок,

Белые реснички. (Ромашка)

Без меня не сваришь сыра,
И не сделаешь кефира.
Простоквашу и творог,
Приготовить я помог. (бактерии)

Кто они? Откуда! Чьи?

Льются чёрные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (муравьи)

 Мастер шубу себе сшил.

Иглы вынуть позабыл. (Еж)

 С этих шариков пушистых

Полетят парашютисты. (Одуванчик)

Подрастала – хвост растила,

 Платье темное носила.

 Подросла – зеленой стала

 Хвост на весла поменяла. (лягушка)


Как называется наука, изучающая грибы?

Как называется наука, изучающая растения?

Как называется наука, изучающая животных?

Как называется наука, изучающая бактерии?

Задание 3. (парная работа)

Прочитайте текст и выполните задания.

Текст 1.

Особенностями этой среды обитания являются достаточное количество кислорода, резкие колебания температуры и влажности. Животные и растения вынуждены приспосабливаться к таким условиям. Например, растения засушливых мест имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономного расходования воды. Перелет птиц в теплые края, смена густоты шерсти у зверей связаны с перепадами температуры. Для животных наземно- воздушной среды обитания характерно два типа передвижения: по земле и по воздуху. Конечности животных, передвигающихся по земле, приспособлены к бегу или прыжкам. Животные, передвигающиеся в воздухе, имеют крылья.

Озаглавьте текст.

Приведите примеры животных, передвигающихся по воздуху (не менее пяти).

Текст 2.

Особенностями этой среды обитания является достаточное количество воды, слабые колебания температуры и недостаток кислорода. Количество света, проникающее в водную среду, зависит от глубины. Так, на глубине 200 м царят вечные сумерки. Такие условия определяют и внешнее строение, и образ жизни водных обитателей. Водные растения обитают только в тех районах, куда проникает солнечный свет. Некоторые рыбы (например, форель) живут в воде, богатой кислородом. Характерной особенностью практически всех животных является наличие приспособлений к плаванию. У рыб, дельфинов и китов это плавники, у моржей и тюленей – ласты, у лягушек – перепонки между пальцами. Лишь некоторые животные ( в частности, кораллы)не передвигаются в воде.

Озаглавьте текст.

Выберите из текста примеры приспособления животных к водному образу жизни.

Текст 3.

Основными жителями почвенной среды обитания являются бактерии и простейшие (одноклеточные) животные. Здесь же располагаются грибницы грибов, корни растений. Кроме того в почве живут черви, некоторые насекомые и звери (например, кроты). Основными характеристиками почвенной среды обитания являются: небольшое количество кислорода (и повышенное количество углекислого газа), слабые температурные колебания, отсутствие света, зачастую повышенное количество воды. Животные, населяющие почву, имеют маленькие глаза или вовсе лишены зрения. Выручают их обоняние и осязание.

У насекомых и зверей конечности приспособлены к рытью, например у крота передние конечности по форме напоминают лопаты. Тело у зверьков, живущих в почве, компактное, овальной формы. Это позволяет им легко передвигаться по подземным ходам.

Озаглавьте текст.

Выпишите примеры приспособления животных к почвенной среде обитания.

Физкультминутка

Учитель: Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали!

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем:

1-2-3-4-5!

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем!

3. Закрепление.

Тестовая работа.

Выберите один правильный ответ.

1.Биология - это наука о

а) минералах б) живых организмах в) звёздах г) горных породах

2. Область распространения жизни составляет оболочку Земли, которая называется

а) гидросфера б) биосфера в) литосфера г) атмосфера

3.Метод, в котором наблюдение про­водят в специально создаваемых и контролируемых условиях, называ­ется

а) эксперимент б) фенология в) измерение г) статистика

4.Клеточное строение имеют

а) все природные тела б) только животные

в) только растения г) все живые существа

5. Наука о животных называется

а) анатомией б) зоологией в) ботаникой г) физиологией

6. Среди перечисленных экологических факторов нельзя отнести к группе абиотических:

а) влажность б) конкуренцию за пищу в) свет г) температуру

7. Дождевой червь обитает в

а) водной среде

б) почве

в) наземно-воздушной среде

г) в телах других организмов

8. Антропогенным фактором является

а) состав воздуха б) особенности рельефа в) вырубка лесов г) конкуренция

Выберите три правильных ответа.

9. Биологическими науками являются.

а) физика б) зоология в) химия

г) ботаника д)география е)анатомия.

10. Методами изучения живой природы являются:

а) координация б) сложение в) измерение

г) вычитание д) эксперимент е) наблюдение.

11. Царствами живой природы являются:

а) минералы б) бактерии в) камни

г) растения д) вещества е) грибы.

12. Установите соответствие между признаками организмов и средой обитания. Заполните таблицу.

Признаки организмов

Среда обитания

1.передние конечности преобразованы в крылья

2. обтекаемое тело

3. скелет мягкий

4. тело покрыто чешуей

5. отличное зрение

7.плавники

А) наземно-воздушная

Б) водная

.

 

1

2

3

4

5

6

           

Рефлексия. Подведение итогов.

На уроке я работал – активно / пассивно

На уроке мне было – интересно / не интересно / легко / трудно

Своей работой на уроке я – доволен / не доволен

Урок показался мне – коротким/ длинным

Мое настроение – хорошее / не очень хорошее / плохое

Домашнее задание. Приготовить отчет по фенологическим наблюдениям

Рабочая карта урока учени ___ 5 класса _________________________________________

Обобщающий урок по теме «Введение. Биология – наука о живых организмах».

Задание 1. Даны объекты: камень, вода, ворона, собака, гранит, комар, Солнце, кит, ромашка, почва. Разделите данные объекты на две группы.

1 группа _______________________________

2 группа _____________________________

Задание 2. Количество жетонов _________________________________

Задание 3.

Текст № ______

Заголовок: _____________________________________________________

Ответ на вопрос._______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Тестовая работа.

Выберите один правильный ответ.

1.Биология - это наука о

а) минералах б) живых организмах в) звёздах г) горных породах

2. Область распространения жизни составляет оболочку Земли, которая называется

а) гидросфера б) биосфера в) литосфера г) атмосфера

3.Метод, в котором наблюдение про­водят в специально создаваемых и контролируемых условиях, называ­ется

а) эксперимент б) фенология в) измерение г) статистика

4.Клеточное строение имеют

а) все природные тела б) только животные

в) только растения г) все живые существа

5. Наука о животных называется

а) анатомией б) зоологией в) ботаникой г) физиологией

6. Среди перечисленных экологических факторов нельзя отнести к группе абиотических:

а) влажность б) конкуренцию за пищу в) свет г) температуру

7. Дождевой червь обитает в

а) водной среде

б) почве

в) наземно-воздушной среде

г) в телах других организмов

8. Антропогенным фактором является

а) состав воздуха б) особенности рельефа в) вырубка лесов г) конкуренция

Выберите три правильных ответа.

9. Биологическими науками являются.

а) физика б) зоология в) химия

г) ботаника д)география е)анатомия.

10. Методами изучения живой природы являются:

а) координация б) сложение в) измерение

г) вычитание д) эксперимент е) наблюдение.

11. Царствами живой природы являются:

а) минералы б) бактерии в) камни

г) растения д) вещества е) грибы.

12. Установите соответствие между признаками организмов и средой обитания. Заполните таблицу.

Признаки организмов

Среда обитания

1.передние конечности преобразованы в крылья

2. обтекаемое тело

3. скелет мягкий

4. тело покрыто чешуей

5. отличное зрение

7.плавники

А) наземно-воздушная

Б) водная

.

 

1

2

3

4

5

6

           

Подведем итоги.

На уроке я работал – активно / пассивно

На уроке мне было – интересно / не интересно / легко / трудно

Своей работой на уроке я – доволен / не доволен

Урок показался мне – коротким/ длинным

Мое настроение – хорошее / не очень хорошее / плохое

Прочитайте текст и выполните задания.

Текст 1.

Особенностями этой среды обитания являются достаточное количество кислорода, резкие колебания температуры и влажности. Животные и растения вынуждены приспосабливаться к таким условиям. Например, растения засушливых мест имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономного расходования воды. Перелет птиц в теплые края, смена густоты шерсти у зверей связаны с перепадами температуры. Для животных наземно- воздушной среды обитания характерно два типа передвижения: по земле и по воздуху. Конечности животных, передвигающихся по земле, приспособлены к бегу или прыжкам. Животные, передвигающиеся в воздухе, имеют крылья.

Озаглавьте текст.

Приведите примеры животных, передвигающихся по воздуху (не менее пяти).

Прочитайте текст и выполните задания

Текст 2.

Особенностями этой среды обитания является достаточное количество воды, слабые колебания температуры и недостаток кислорода. Количество света, проникающее в водную среду, зависит от глубины. Так, на глубине 200 м царят вечные сумерки. Такие условия определяют и внешнее строение, и образ жизни водных обитателей. Водные растения обитают только в тех районах, куда проникает солнечный свет. Некоторые рыбы (например, форель) живут в воде, богатой кислородом. Характерной особенностью практически всех животных является наличие приспособлений к плаванию. У рыб, дельфинов и китов это плавники, у моржей и тюленей – ласты, у лягушек – перепонки между пальцами. Лишь некоторые животные ( в частности, кораллы)не передвигаются в воде.

Озаглавьте текст.

Выберите из текста примеры приспособления животных к водному образу жизни.

Прочитайте текст и выполните задания

Текст 3.

Основными жителями почвенной среды обитания являются бактерии и простейшие (одноклеточные) животные. Здесь же располагаются грибницы грибов, корни растений. Кроме того в почве живут черви, некоторые насекомые и звери (например, кроты). Основными характеристиками почвенной среды обитания являются: небольшое количество кислорода (и повышенное количество углекислого газа), слабые температурные колебания, отсутствие света, зачастую повышенное количество воды. Животные, населяющие почву, имеют маленькие глаза или вовсе лишены зрения. Выручают их обоняние и осязание.

У насекомых и зверей конечности приспособлены к рытью, например у крота передние конечности по форме напоминают лопаты. Тело у зверьков, живущих в почве, компактное, овальной формы. Это позволяет им легко передвигаться по подземным ходам.

Озаглавьте текст.

Выпишите примеры приспособления животных к почвенной среде обитания

Растения

Животные

Грибы

Бактерии

Растения

Животные

Грибы

Бактерии

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.