12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
 

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: познакомить с правилами поведения в кабинете биоло­гии, правилами техники безопасности; дать представление о месте биологии в системе естественных наук, структуре науки биологии, познакомить с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о царствах живой природы, о многообразии живых ор­ганизмов; сформировать представление об основных свойствах жизни, об общих и отличительных чертах растений и животных, о грибах как отдельном царстве, имеющем общие признаки как с растениями, так и с животными; дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих растительный мир; показать многообразие растений на Земле, их связь с окружаю­щей средой; дать представление о значении растений в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

2.Формирование ответственного отношения к учению;

3.Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

1.Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы:  работа с текстом учебника, анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Общие рекомендации. К вводному уроку следует тщательно подготовиться. Общеобразовательная программа построена таким образом, что обучение начинается с наиболее сложных объектов, поэтому необходимо приложить усилия, чтобы сделать первый урок максимально интересным

Ключевые понятия и термины: биология, ботаника, зоология, микология, микробиология, живые организмы, царства органи­ческого мира, микроорганизмы, грибы, растения, животные, до- ядерные организмы (прокариоты), ядерные организмы (эукарио­ты); признаки живого, отличия животных и растений, признаки грибов, многообразие растений, значение растений.

Начать урок следует с рассказа о правилах поведения в ка­бинете биологии, так как несоблюдение техники безопасности при работе в кабинете может быть связано с риском для учащихся и возможностью повреждения оборудования и наглядных мате­риалов. Желательно также иметь в кабинете стенд с подробным изложением правил техники безопасности, так как напоминать о них детям придется постоянно.

Ход урока

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

В этом году вы приступаете к изучению нового предмета — биологии. Вы уже сталкивались с этой наукой в курсе «Природо­ведение» (или «Естествознание», или «Окружающий мир»).

Как вы считаете, что изучает наука биология? (Ответы уча­щихся.)

Биология изучает мир живых организмов, их строение, жиз­недеятельность.

А какие группы живых организмов вы можете назвать? (Животные, растения, грибы, лишайники, микроорганизмы.)

Что означает слово «биология»? Вы можете подобрать к нему однокоренные слова? (Геология, экология, филология, биография и т. д.)

Совершенно верно, у этих слов общие греческие корни, «биос» означает жизнь, а «логос» — учение, биология в переводе с греч. — «учение о жизни», или, иными словами, наука о живых организмах. Сам термин появился только в 1802 г., его предложил французский ученый Жан Батист де Ламарк.

Но, как мы уже говорили, жизнь на Земле существует в раз­личных формах. Поэтому и биология делится на несколько самостоятельных наук. Одна из них — ботаника — наука, ко­торую мы будем изучать в этом году. Основоположником бо­таники считается древнегреческий ученый Теофраст. Он жил в 370—286 гг. до н. э. и был учеником знаменитого Аристотеля. Теофаст собрал и объединил разрозненные знания о растениях в единое целое.

Кто знает, что означает слово «ботаника»? (Ответы уча­щихся.)

Это слово тоже происходит от греч. «ботанэ», что означает трава, зелень, растение.

А на какие же еще отрасли делится биология?

Давайте вместе с вами заполним таблицу.

Структура науки биологии

Наука

Предмет изучения

Ботаника

Растения

Зоология

Животные

Микология

Грибы

Микробиология

Микроорганизмы

Что такое биология. Вы открыли учебник биологии. А что такое био­логия? Слово это составлено из двух греческих слов: «биос» — жизнь и «логос» — учение. Значит^ биоло­гия — это учение о жизни) или, иными словами, это ТГаука о живой природе.

Из курса природоведения вы уже узнали, что живая природа состоит из растений и животных. Они живут в различных условиях. Как разно­образны условия жизни, так разно­образны животные и растения.

Какие организмы составляют жи­вую природу. А только ли животные и растения составляют живую при­роду? Встречаются и незеленые ор­ганизмы, похожие на растения. Это прежде всего грибы — отдельная группа организмов. Всем известны съедобные грибы: белые, подоси­новики, маслята и многие другие. К грибам относят и разные плесени.

Особую группу представляют бактерии — мельчайшие живые существа, видимые только под микро­скопом.

Итак, живая природа состоит из четырех групп, или царств: бак­терии, грибы, растения, животные

Растительный покров Земли. Изучение живой природы мы начнем с растений. Вся земная суша, кроме Антарктиды, самых северных частей Арктики и очень высоких горных вершин, покрыта растениями. Луга, леса, степь, тундра, пустыня вместе образуют растительный покров Зем­ли. Его называют естественным растительным, покровом. Поля, са­ды, огороды, парки, скверы, газоны городов — это искусственный рас­тительный покров.

Ботаника — это наука о растениях и расти­тельном покрове. Слово «ботаника» происходит от греческого «ботанэ», что значит трава, растение. Ученые- ботаники выясняют, какие особен­ности строения имеют разные рас­тения, как происходят их питание, рост, размножение, развитие и расселение, какие условия им не­обходимы. Изучая остатки давно вымерших растений, ученые стара­ются восстановить историю развития растительного мира на Земле с тех давних времен, когда жизнь на ней только появилась. И конечно, очень важно знать и подробно изучать те свойства растений, которые полезны человеку или, наоборот, вредны ему

Самостоятельная работа

1.Заполните таблицу, используя текст учебника

Название науки

Биология

Экология

Фенология

Греческие слова, от которых прои­зошло название

«биос» — жизнь «логос» —

   
 

Что изучает

 

отношение ор­ганизмов меж­ду собой и с окружающей их средой

 

Где можно приме­нить полученные знания

   

определить сро­ки проведения сельскохозяй­ственных меро­приятий в полях, работ в саду и огороде и др.

2. Используя рисунок в учебнике, заполните схему

Вопросы и задания

1.Что является предметом изучения биологии?

2. Что является предметом изучения ботаники?

3. На какие царства делят живую природу?

3. О представителях каких царств будет рассказано в этом учебнике?

Биологиянаука о живой природе

 

 

 

Введение. Биология - наука о живой природе | Биология 6 класс

 

 

Ресурсы:

Пасечник В.В. Учебник для общеобразовательных учреждений 6класс

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Викторов В.П., Никишов А.И. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. Учебник 6класс

В.В. Пасечника «Био­логия. Бактерии. Грибы. Растения. Рабочая тетрадь по биологии: 6 класс:

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

 Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.