12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Букин Станислав Борисович2099
Россия, Оренбургская обл., Оренбург
1

Урок-презентация «Быстрота как физическое качество»




Быстрота как физическое качество
PPT / 2.62 Мб

 

Быстрота как физическое качество

 

Быстрота – это способность человека выполнять физические действия за минимальный промежуток времени. Таким образом, быстротой является способность к максимальным по интенсивности движениям. В настоящее время в литературе наиболее распространено определение быстроты, как комплекса функциональных свойств человека, определяющих преимущественно скоростные характеристики движений.

Быстрота проявляется в следующих трех формах, не связанных или слабо связанных между собой:

-       в скорости двигательной реакции;

-       в скорости одиночного движения;

-       в частоте (темпе) движений.

Механизмы этих проявлений существенно различаются. Поэтому спортсмен может быстро стартовать (за счет высоких показателей двигательной реакции), но не обладать при этом высокой скоростью во время бега. Способность увеличивать скорость во время стартового разгона при беге на короткие дистанции также не является гарантией высокой скорости спортсмена на всей дистанции. Различие характеристик скоростных движений обусловливает отсутствие переноса быстроты с одного упражнения на другое. Перенос быстроты наблюдается только в координационно сложных движениях, при этом с ростом мастерства спортсмена он уменьшается (как и при переносе других физических качеств).

К основным факторам, определяющим быстроту, относятся: подвижность нервных процессов человека, скорость и частота эффективных импульсов, их концентрированная направленность, мышечная структура, скорость протекания возбуждения в процессе энергетического обеспечения двигательной деятельности, быстрота сокращения мышц, обусловленная энергией распада химических веществ в организме человека, деятельность систем восприятия внешней среды, мышечная сила, эластические свойства мышц. Все указанные факторы раздельно рассматривать можно только условно – в целостном двигательном процессе они связаны между собой и с деятельностью всех органов и систем организма.

Двигательные реакции

Различают простые и сложные двигательные реакции. Простые реакции – это ответное действие на заранее обусловленный, но внезапно появляющийся сигнал. Классическим примером в активной двигательной деятельности является начало движения спортсмена после получения зрительного или звукового сигнала.

Сложные реакции характеризуется неопределенностью раздражителя и неопределенностью ответного действия. Большинство сложных реакций наблюдается в спортивных играх и единоборствах. Различают реакции выбора – необходимость выполнения действия только после одного определенного сигнала из нескольких.

Латентное (скрытое) время простой двигательной реакции зависит от характера раздражителя – на звуковой сигнал оно меньше, чем на зрительный (у спортсмена на звук 0,05-0,16 сек, а на свет – 0,10-0,20 сек). Простые реакции обладают переносом – быстрая реакция на сигнал в одной ситуации является гарантией быстрого реагирования этого человека и в других ситуациях, также быстрее им освоятся и сложные реакции. Сложные реакции обладают большей специфичностью. Перенос быстроты двигательной реакции идет только в одном направлении, т.е. развитием быстроты реакции нельзя увеличить быстроту движений.

Двигательные реакции измеряются секундомером или специальными датчиками с точностью до сотых долей секунды. Основным средством развития скоростных способностей человека (всех форм быстроты) являются скоростные и скоростно-силовые упражнения: спортивно-игровые упражнения, упражнения в единоборствах, циклические упражнения максимальной мощности (бег на 30, 60, 100 м, эстафеты 4х100 м, плавание до 50 м, ныряние в длину до 40 м и в глубину до 5 м – совершенствуют энергетические механизмы мышечной деятельности при которой мышечные движения совершаются за счет энергии полученной в ходе анаэробного гликолиза, то есть окисление глюкозы происходит при отсутствии кислорода), упражнения, направленные на развитие взрывной и динамической (быстрой) силы. Главное методическое требование – выполнение движений с максимальной скоростью и амплитудой.

 

Методы развития быстроты

Методика развития простой двигательной реакции

I-й этап: сенсорная методика – создание «внезапных» условий. Используется повторный метод на внезапно появляющийся сигнал или команду – выполняется ответное действие на условный раздражитель. Соревновательный метод (с выбыванием) и игровой эффективны, т.к. позволяют создать высокий эмоциональный фон и психологическую концентрацию внимания спортсменов. Эта методика дает положительные результаты после 1-1,5 месяца занятий, в дальнейшем быстрота реакции стабилизируется.

На II-м этапе используется сенсорно-моторная методика. Суть ее основана на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать микроинтервалы времени – порядка десятых и сотых долей секунды. Возможность спортсмена управлять двигательной скоростью способствует ее улучшению (действие с максимальной скоростью – способность оценивать интервалы времени – способность управлять скоростью).

III-й этап – моторная и психорегулирующая тренировка. Внимание направлено на предстоящее движение (моторный тип реакции) и быстрота реагирования выше, чем при концентрации внимания на сигнал (сенсорный тип реакции). Затем происходит поиск мысленного образа, связанного с ощущением легкости и быстроты в процессе реагирования.

Методика развития сложной двигательной реакции

Время сложной РДО (реакции на движущийся объект) составляет 0,25-I,0 сек (простой – 01-0,2 сек) и основную долю этого времени занимает фиксация движущегося предмета глазами. Умение увидеть предмет и оценить его направление, скорость полета тренируется следующими методическими приемами: увеличением скорости движущегося объекта и внезапностью появления, уменьшением размеров ДО (полезны игры с теннисным мячом), уменьшением размеров игровой площадки или дистанции в единоборстве, использованием технических устройств и тренажеров.

Выбор ответного действия тренируют, следуя правилу «от простого к сложному», т.е. путем постепенного изменения обстановки. (Например, вратаря сначала учат противостоять одному нападающему, затем двум нападающим, затем трем и т.д., таким образом увеличиваются число возможных ситуаций).

Постепенное подведение спортсмена к реальной обстановке целесообразно сочетать с развитием координационных способностей, воспитанием его тактического мышления. Совершенствование сложной реакции может осуществляться и с помощью технических средств обучения с заложенной программой различных ситуаций.

Методика развития быстроты движений

 

Основным средством развития быстроты являются скоростные упражнения, которые выполняются с максимальной скоростью. Они должны удовлетворять следующим требованиям в процессе тренировки:

-       быть высоко интенсивными (не ниже 88% от максимальной скорости);

-       техника этих упражнений должна быть освоена настолько, чтобы их можно было выполнять на предельных скоростях, волевые усилия при этом направлены не на способ, а на скорость выполнения;

-       длительность упражнения должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась (у квалифицированных спортсменов продолжительность составляет 20-22 сек; при большей длительности воспитывается скоростная выносливость).

Техническая подготовка скоростных упражнений включает:

-       овладение техникой на малых скоростях, что способствует формированию межмышечной координации и снижению тормозящего эффекта мышц-антагонистов;

-       овладение техникой на близких к максимальным скоростям. Их называют управляемыми, т.к. спортсмен бежит на 9/10 своей силы;

-       овладение техникой на максимальных скоростях.

Основные методы развития быстроты

Повторный метод регламентированного упражнения, игровой, соревновательный. Паузы между повторным выполнением упражнений должны обеспечить относительно полное восстановление (следует помнить, что в течение первой трети восстановительного периода восстанавливается 70% работоспособности, во второй трети – еще 25%, а в третьей – лишь 5%. Так, период восстановления после забега на 100 м составляет 12 минут; его можно повторить через 8 минут).

Обычно повторение упражнений объединяют в серии (серийно-интервальный метод стандартного упражнения). Интервалы отдыха между сериями увеличивают до полного восстановления. Если серию повторить в фазе утомления, то развивается скоростная выносливость. При дальнейшем прогрессирующем утомлении и снижении скорости повторная работа способствует развитию общей выносливости.

Объединение упражнений в серии способствует увеличению объема работы. Если интенсивность работы от серии к серии возрастает, то это – повторно-прогрессирующий метод (увеличение количества повторений или мощности выполняемых упражнений). Целесообразно также сочетать упражнения общего, регионального и локального воздействия – это также способствует сохранению оперативной работоспособности и увеличению объема работы.

Интервалы отдыха между повторениями не должны быть затяжными, в этом случае снижается возбудимость центральной нервной системы. Для поддержания оптимальной возбудимости целесообразно в паузы выполнять упражнения незначительной интенсивности на те же самые группы мышц (при скоростном беге в паузе – медленный бег и спокойная ходьба).

Переменный метод представляет собой относительно ритмичное чередование упражнений с высокой и с меньшей интенсивностью, т.е. с варьирующими ускорениями. Наращивание скорости, поддержание ее и замедление позволяют эффективно овладеть умением развивать максимальную скорость свободно, без лишних напряжений.

Использование игрового и соревновательного метода на учебно-тренировочных занятиях повышает эмоциональное состояние занимающихся и создает лучшие условия для реализации их скоростных возможностей.

Многократное повторение упражнений в стандартных условиях ведет к образованию динамического стереотипа и стабилизации их временных характеристик – скорости и частоты. Образуется «скоростной барьер» – стабилизируется скорость и прекращается совершенствование скоростных возможностей. С начинающими спортсменами главным направлением предупреждения появления скоростного барьера является общая физическая подготовка и отсутствие ранней специализации. В последующем целесообразно осуществлять широкую вариантность используемых упражнений. Также рекомендуются следующие методические приемы для повышения привычной скорости:

-       создание облегченных условий (способствует достижению такой частоты движений, которая в обычных условиях для индивидуума невозможна – бег «под гору», по ветру, буксирование в плавании или гимнастическими лонжами, гонка за мотоциклом, уменьшение веса снаряда), вызывает у спортсмена новые ощущения, психический настрой, дает ему возможность приобрести «чувство более высокой скорости»;

-       упрощение структуры движений (рывок штанги без фиксации, прыжок в высоту без преодоления планки и т.п.);

-       создание усложненных условий или использование эффекта «ускоряющего последействия» (выполнение упражнения после предшествующего выполнения того же движения с отягощением – бег или прыжки с утяжеленным поясом, толчок утяжеленного ядра или бег по песку, а затем  - выполнение упражнения в обычных условиях, что создает чувство более быстрого и легкого выполнения движения);

-       сенсорная активизация скоростных движений (бег за лидером, использование свето- и звуколидеров);

-       использование эффекта «разгона» (бег с ходу, предварительные движения в метаниях);

-       «сужение» пространственно-временных характеристик выполняемых упражнений (уменьшение размеров площадки, дистанции или размеров препятствий, сокращение времени игры).

С целью предупреждения образования скоростного барьера в тренировке квалифицированных спортсменов периодически уменьшается объем скоростных упражнений в избранном виде спорта, увеличивается удельный вес скоростно-силовых и силовых упражнений. Если же скоростной барьер все же наступил, то в этом случае прекращается на определенное время выполнение данного упражнения. Тем самым добиваются угасания, «забывания» характеристик сложившегося стереотипа. Временные характеристики (скоростной барьер) угасают раньше пространственных (техника движений). Таким образом, повышая уровень развития скоростно-силовых качеств в период угасания временных характеристик, добиваются в последующем роста спортивных результатов.

 

Развитие физических качеств является необходимым компонентом здорового образа жизни. Это и ловкость, и выносливость, и сила, и гибкость, и конечно – быстрота.

Между уровнем физической подготовки и уровнем здоровья нет прямой зависимости. Эту связь можно схематично представить на трех уровнях.

На первом (низком) уровне отмечается выраженное отрицательное влияние на здоровье, особенно при низком уровне выносливости.

На втором (оптимальном, нормативном) уровне – положительное влияние на состояние здоровья.

На третьем (высоком) уровне физических качеств, соответствующих требованию большого спорта, отмечается напряжение всех систем организма, что снижает устойчивость к заболеваниям вследствие понижения иммунных функций организма.

Поэтому при нормировании нагрузок в физическом воспитании и оздоровительной физкультуре следует ориентироваться на достижение нормативных уровней физических качеств для сохранения и улучшения здоровья. В процессе физического воспитания и спортивного совершенствования необходимо не только ориентироваться на календарный возраст, но и учитывать индивидуальные особенности роста и формирования организма.

Здоровье – богатство, которым нужно распоряжаться рационально и умело. К сожалению, во многих случаях мы пренебрежительно относимся к собственному здоровью, бездумно растрачиваем его направо и налево и спохватываемся только тогда, когда вдруг заболеваем или нас начинают тревожить всевозможные недуги.

Систематическое выполнение утренней гимнастики, гигиенических мероприятий, прогулки перед сном и т.д. – все это необходимо для здорового образа жизни. Она направлена на совершенствование физической природы человека, поддержание и укрепление его здоровья.

Жить полноценно может лишь человек, сознательно приобщившийся к здоровому образу жизни, с детства заботящийся о своем духовном и физическом развитии.

 Литература.

 

1.     Бартенев Л.В. Бег на короткие дистанции. – М. Физкультура и спорт, 1971.

2.     Бартенев Л.В. Обоснование развития быстроты в беге у девочек школьного возраста. Автореф. канд. дисс. – М., 1973.

3.     Борзов В.Ф. Секреты скорости. – М. Физкультура и спорт, 1973.

4.     Васюк В.Е. Скоростно-силовая подготовка юных бегуний на короткие дистанции на основе использования трен. устройств. Автореф. канд. дисс. – М., 1984.

5.     Верхаинский Ю. Черноусов Г. Прыжки в тренировке спринтера. Легкая атлетика – 1974.

6.     Верхаинский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М. Физкультура и спорт, 1977.

7.     Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки.

8.     Дьячков В.М. Физическая подготовка. – В кн. Учебник спортсмена. – М. Физкультура и спорт, 1964.

9.     Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. „Физкультура и спорт”, 1966.

10.           Зациорский В.М., Сергиенко Л.П. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека. – Теор и практ. физич. культ., 1975, №6.

11.           Коваленко Е.А., Гуровский Н.Н. Гипокинезия. – М. 1980.

12.           Конников А.Н. Развитие свойств юных спортсменов с применением тренировочных устройств.

13.           Коровин С.С., Тиссен П.П., Мишнаевский Н.В. Дидактические основы физического образования ОГПУ, 1999.

14.           Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьников. – М. „Просвещение”, 1967.

15.           Матвеев Л.П. Методика физического воспитания с основами теории. – М. Просвещение, 1991.

16.           Озолин Э.С. Спринтерский бег. – М. Физкультура и спорт, 1986.

17.           Попов В.Б. 1001 упражнение в тренировке легкоатлетов.

18.           Смирнов Ю.И. Исследование взаимозависимости между силовыми и скоростными двигательными качествами спортсменов. Автореф. канд. дисс. – М., 1968.

19.           Талоге Э. Энциклопедия физических упражнений/ Пер. с польск. – М. Физкультура и спорт, 1998.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.