Презентация к уроку физической культуры «Характеристика гандбола, как средства физического воспитания» (5–6 класс)

0
0
Материал опубликован 3 February 2019

Предварительный просмотр презентации

Характеристика гандбола, как средства физического воспитания.

Спортивные игры можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания всех категории населения от детей дошкольного возраста до пенсионеров. С их помощью достигается цель  формирование основ физической и духовной культуры личности. Велика роль спортивных игр в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких, как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта; физическое совершенствование и укрепление здоровья как условия обеспечения и достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельности; природообразное и индивидуально приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающего достижение необходимого и достаточного уровня физических качеств, системы двигательных умений и навыков; физкультурное общее образование, направленное на освоение интеллектуальных, технологических, нравственных и эстетических ценностей физической культуры; актуализация знаний на уровне навыков проведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним других.

С момента включения гандбола в программу Олимпийских игр  его популярность в мире резко возросла. Естественно, что увеличение количества команд, претендующих на мировое первенство, обострило конкуренцию в борьбе за медали. Включение гандбола в программу по физической культуре для общеобразовательной школы не случайно. За это право гандбол боролся долго  и завоевал его заслуженно и справедливо. Еще в 1898 году преподаватель женской гимназии датского города Ордруп Хольгер Нильсен на своих уроках ввел игру под названием “Хаандбольд”, в которой на небольшом поле соревновались команды из 7 человек, передовая мяч друг другу и, стремясь забросить его в ворота. Как большинство спортивных игр, новая игра с метанием мяча понравилась занимающимся; начали создаваться команды. Так впервые она появилась в городах Харькове и  Львове в 1909 году. Сначала ею пользовались на уроках гимнастики, а по предложению доктора Э. Малы гандбол был применён в харьковских гимназиях как средство физического воспитания молодого поколения. Бывшие гимназисты, перейдя в разряд взрослых, продолжали играть в гандбол.

Эффективность гандбола в содействии гармоничному развитию личности объясняется, во-первых, его спецификой, во-вторых, глубоким разносторонним воздействием на организм занимающихся развитием физических качеств и освоением жизненно важных двигательных навыков; в-третьих, доступностью для людей различного возраста и подготовленности (уровень физической нагрузки регулируется в широком диапазоне - от незначительной в занятиях с оздоровительной направленностью до предельного физического и психического напряжения на уровне спорта высших достижений); в-четвертых, эмоциональным зарядом, здесь по этому признаку все равны - «и стар и млад»; в-пятых, спортивные игры уникальное зрелище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта. Возрастные и половые особенности занимающихся определяют направлен­ность всего процесса обучения. Воспи­тательная работа в школе имеет свои особенности на каждом возрастном этапе, начиная с младшей школы и заканчивая старшими классами.

В младших классах основ­ной упор делается на формирование инте­реса к занятиям спортом, правильной спортивной мотивации, общих нравст­венных черт характера - трудолюбия, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, уважения к учителю и товарищам, требовательности к себе. Ос­новы, заложенные именно в этот период, очень важны для дальнейшего становле­ния личности. Дети слепо верят в автори­тет наставника, копируют его поведение. Поэтому очень важным является то, какой человек проводит с ними занятия. На детей 9-11-летнего возраста поло­жительно влияют благожелательные за­мечания и указания, похвала, поощрение. Это активизирует их деятельность, благоприятствует качеству выполнения постав­ленной задачи. Работа с детьми этого воз­раста требует от педагога большого тер­пения и настойчивости, так как у школьников еще отсутствует устойчи­вость внимания, они не умеют надолго сосредоточиться на какой-либо деятель­ности. Кроме того, им свойственна высо­кая эмоциональная возбудимость. В среднем звене общеобразовательной школы особое внимание необхо­димо уделить воспитанию спортивного интеллекта, формированию волевых черт характера, развитию оперативного мышле­ния и памяти . В возрасте 12-15 лет ребята уже обла­дают умением сосредоточить внимание в течение длительного времени. В резуль­тате большой умственной активности у них значительно расширяется круг инте­ресов, растет запас понятий.

Память в этом возрасте достигает наивысшего уровня развития. Постоянно проявляется ярко выраженное стремление к самостоя­тельности. Особо хочется обратить внимание тре­неров на период работы с гандболистами 14, 15 лет. С одной стороны, бурный при­рост физических способностей до 14 лет, что положительно влияет на игровую под­готовленность, а с другой  эгоистич­ность, критичность настроения и нетерпи­мость переходного возраста. Значитель­ное улучшение всех спортивных показате­лей настраивает юных спортсменов и нео­пытных наставников на благодушный лад. Возрастные особенности детей, спортив­ные успехи и педагогические просчеты учителей, как правило, приводят к «звезд­ной болезни». - причем нередко и у уче­ника, и, что самое страшное, у учителя. Юные таланты начинают капризничать (особенно девочки), противоречить педагогу, высокомерно относиться к сверстни­кам, а учителя восторгаются необыкно­венным спортивным ростом своих учени­ков (порой и в их присутствии). Такая самоуспокоенность приводит к снижению требовательности, а результа­ты не замедляют сказаться. Ведь следую­щий старший возраст почти всегда харак­терен застоем показателей физического и технического совершенствования, труд­ным переходом в команды взрослых, пси­хологический климат которых резко отли­чается от климата детских коллективов.

Привыкшие считать себя чрезмерно ода­ренными, юные игроки долго не могут приспособиться к требованиям, по их мнению, очень высоким, и нередко так и остаются только перспективными, не до­стигая должного уровня мастерства. В период полового созревания в психи­ке подростка происходят резкие сдвиги, что проявляется в повышенной чувстви­тельности, раздражительности, неустойчи­вости настроения. Повышенная эмоцио­нальная чувствительность часто служит причиной неоправданной обидчивости, что выражается в грубости и замкнутости. Это требует от педагога большого такта в общении с подростком. Чем взрослее становятся ученики, тем больше тренер должен становиться стар­шим товарищем, советчиком. В это время школьники уже знают основы спортивной тренировки, сами умеют го­товиться к игре и анализировать ее ре­зультаты. Очень важны откровенность и профессиональные знания тренера. В подростковом и юношеском возрас­те ученики большее внимание уделяют собственному интересу и ценности самой задачи, чем замечаниям внешнего наблю­дателя. Завершение периода полового со­зревания характеризуется ровностью ха­рактера, устойчивостью поведения. Чер­ты, связанные с акселерацией, разные темпы физического развития девочек и мальчиков требуют рационального соче­тания групповых и индивидуальных форм воздействия. Чтобы влиять на ученика этого воз­раста, педагог должен конкретно определить что он хочет изменить в поведении юного спортсмена, и наметить такие же конкретные пути воздействия на него. На этом этапе недостаточно общих мероприя­тий для воспитания личности, нужен ин­дивидуальный подход к каждому ученику.

В старших классах большие нагрузки, постоянная мобилизация на высокий результат в со­ревнованиях утомляют игрока и могут снизить спортивную активность. Для поддержания постоянного тонуса и интереса к занятиям и соревнованиям необходимо знать мотивацию каждого игрока и умело регулировать его состояние. На этом этапе важной становит­ся регуляция взаимоотношений в коллективе.   Гандбол относится к видам спорта с так называемой конфликтной деятельностью. Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы  и одновременно пытаясь раскрыть планы противника. Поэтому рассматривая спортивную борьбу команд необходимо с позиций противоборства сторон. Игроки в команде объединены общей целью: забросить в ворота соперника как можно больше мячей и не пропустить в свои. Отсюда вытекает, что гандбол игра коллективная. Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команды, подчинению своих действий выполнению общей задачи.   Деятельность каждого игрока  команды имеет конкретную направленность, соответственно которой гандболистов различают по амплуа: вратарь и полевые игроки в нападении (центральный, разыгрывающий, полусредний, угловой, линейный) и в обороне  центральный, полусредний, крайний, передний защитник.

Двигательная деятельность гандболистов игре не просто сумма отдельных приёмов защиты и нападения, а совокупность действий, объединённых общей целью в единую динамическую систему. Успех двигательных действий зависит от устойчивости и вариативности навыков, уровня развития физических качеств и интеллекта игроков.   Наряду с самыми древними дисциплинами лёгкой атлетики  гандбол как система движений состоит из наиболее естественных двигательных действий, строящихся на базе бега, прыжков и метаний  исторически наиболее древних движений человека. Этим объясняется гармоническое влияние занятий гандболом на физическое развитие организма, это определяет и оздоровительную направленность игры. Одним из основных преимуществ гандбола является его простота. Эту Иру можно организовать для мальчиков и девочек, как в зале, так и на открытом воздухе. В гандбол играют на площадках различных размеров  волейбольной, баскетбольной, грунт может быть любым; от травяного до асфальтного.

Для игры требуется: игровая площадка, мяч и ворота размером 2×3м, обязательная разметка игрового поля очень проста  шестиметровый полукруг перед воротами, в который нельзя заступать, откуда совершаются завершающие атаку броски в ворота. Исключительно прост и привычен даже для начинающего гандбол в технике исполнения: перемещения шагом и бегом, передачи мяча друг другу, броски в ворота мяча руками. Всё это знакомо и привычно детям с ранних лет. Однако эти простые движения, соединенные вместе, делают гандбол одним из наиболее эмоциональных видов спорта.   Игра в гандбол представлена в программах физического воспитания в учреждениях общего и профессионального образования, а так же в системе дополнительного образования в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, детско-юношеских клубах физической подготовки и т.п. Гандбол применяется и в тренировке спортсменов других видов спорта, как эффективное средство общей физической подготовки, развитии физических качеств и обогащения двигательного опыта спортсменов, особенно юных.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.