Педагогический проект «Быть здоровыми все могут — спорт, и отдых нам помогут!»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Д/с №107 «Светлячок»
Педагогический проект
Тема: «Быть здоровыми все могут — спорт, и отдых нам помогут!»
Проектная деятельность с учащимися
Автор работы: Горобий Галина Васильевна
2021г.
пгт Водный, г. Ухта
Содержание
Краткая аннотация проекта…………………………………………………….3
Паспорт проекта………………………………………………………………...4
Содержание проблемы………………………………………………………….6
Анализ возможных рисков и способы их преодоления………………………7
Этапы реализации……………………………………………………………….8
Ожидаемые результаты проекта……………………………………………….10
Критерии оценки результатов………………………………………………….12
Список литературы…………………………………………………………..….13
Краткая аннотация проекта
В наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок проблема здоровьесбережения, к сожалению, стоит очень остро. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Ежегодно растет количество детей с ОВЗ. Формирование здорового подрастающего поколения –одна из главных стратегических задач развития страны. Ключевые слова: здоровье, спорт, двигательная активность. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Важнейшим фактором укрепления здоровья детей является физическое воспитание в семье и в МДОУ. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. Ученые называют этот возраст «критическим периодом» жизни ребенка. В тоже время в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера. На современном этапе отмечается особая значимость изучения взаимодействия воспитанников внутри детских коллективов в детском саду. Актуальный социальный запрос направлен на формирование у детей дошкольного возраста субъектной позиции, умений и навыков взаимодействия в детских коллективах при решении различных задач. Как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровую и счастливую жизнь? Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию осознанного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание –взаимосвязанные звенья одной цепи. Важно и необходимо обратиться к системе физического воспитания дошкольников, чтобы выявить основные задачи и методы воспитания здорового ребенка и то место, ту роль, которая отводится самому дошкольнику в деле собственного оздоровления. Здоровье –бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость. Многие причины – от нас независящие и изменить что-либо не в наших силах. Но есть одна, на наш взгляд, очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Быть здоровыми все могут — спорт, и отдых нам помогут!» |
Основа для разработки | Основная образовательная программа МДОУ «Д/С №107» |
Цель | Формировать основу культуры здоровья. |
Задачи | 1. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни и потребности в нем. 2. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. 3. Воспитывать и закреплять культурно-гигиенические навыки. 4. Расширять представления детей о составляющих здорового образа жизни: занятие спортом и сон (отдых). 5. Формировать интерес к физической культуре и спорту, желание заниматься физкультурой и спортом. 6.Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми информированию у детей навыков ЗОЖ. |
Структура | 1)Краткая аннотация проекта 2)Паспорт проекта 3)Содержание проблемы 4)Этапы реализации 5)Ожидаемые результаты проекта 6)Приложения |
Сроки и этапы организации | 1)Подготовительный (1.03.2021-30.03.2021) 2)Основной (1.04.2021-31.04.2021) 3)Заключительный (1.05.2021-28.05.2021) 4)Презентационный |
Назначение проекта | Проект является целеполагающим документом деятельности МДОУ |
Ожидаемые конечные результаты проекта | –У детей повысится интерес к физическим упражнениям и спорту; –Повысится интерес родителей к здоровому образу жизни. (Родители воспитанников станут чаще проводить выходные дни вместе с детьми в лесу, парке, катясь на лыжах, коньках, роликах, некоторые увлеклись плаванием). –Сформируется единое образовательное пространство на основе доверительных отношений педагогов учреждения с родителями. –Сформируется тематическая подборка материала по ЗОЖ: дидактические пособия про спорт, закаливающие процедуры, режим дня, правильное питание; картотеки физминуток, пальчиковых игр, подвижных игр, плана ведения спортивных праздников с детьми разных возрастов, эстафет, совместных игр старших и младших детей, презентаций новых игр, проектов и просто организованных прогулок. –Оформятся тематические альбомы детьми и родителями: «Закаливание. Как быть здоровым», «Мой любимый вид спорта», «Быть здоровыми хотим». |
Система организации контроля за исполнением проекта | Контроль в рамках проекта осуществляет заведующий МДОУ. |
Содержание проблемы:
На протяжении ряда лет организуется совместная деятельность детей и родителей по формированию здорового образа жизни, проводится анкетирование. Анализ анкет показывает, что многие родители незаинтересованные в организации двигательной деятельности детей. Дошкольники много времени проводят у гаджетов, предпочитая компьютер играм на воздухе и занятиям спортом, что обуславливается недостаточным количеством знаний детей о различных видах спорта, подвижных играх.
Актуальность заявленного проекта:
В дошкольном возрасте необходимо формировать у детей представления о здоровом образе жизни, в частности о важности сна и необходимости заниматься спортом.
Решение проблемы:
–Осведомить родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми.
–Дать достаточное количество знаний родителям о физических навыках и умениях детей данного возраста.
Цели и задачи проекта:
Цели:
–Пропаганда здорового образа жизни.
–Развитие потребности ребёнка в знаниях о себе и о своём здоровье, о разных видах спорта.
–Установление взаимодействия родителей и педагогов в воспитании здорового образа жизни.
–Повышение стремления родителей к использованию двигательной деятельности с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
–Воспитание устойчивого интереса к подвижным, спортивным играм, упражнениям, закаливанию.
–Формирование положительного эмоционального тонуса, что является
важной предпосылкой здоровья.
Задачи:
1. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни и потребности в нем.
2. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
3. Воспитывать и закреплять культурно-гигиенические навыки.
4. Расширять представления детей о составляющих здорового образа жизни: занятие спортом и сон (отдых).
5. Формировать интерес к физической культуре и спорту, желание заниматься физкультурой и спортом.
6.Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной
двигательной деятельности с детьми информированию у детей навыков ЗОЖ.
Основная цель проекта:
Формировать основу культуры здоровья.
Этапы реализации:
Подготовительный
На первом, организационном этапе работы, были изучены нормативные документы, литература и интернет ресурсы по данной теме, привлекли к этой работе не только воспитанников, но и их родителей. С детьми в группах организовали сбор материалов на спортивную тематику. Подбирали, рассматривали, коллекционировали иллюстрации журналов, фотографии, открытки, брелоки, книги, описания подвижных игр, в которые играли наши родители, дедушки и бабушки и т.д., т.е. все, что они могли найти дома, узнать у взрослых, в библиотеке, в недрах Интернета и формировали картотеки. Смотрели и обсуждали видеофильмы по теме, альбомы, спортивные календари, читали художественную литературу. В группах проводились беседы с детьми и родителями о спорте, режиме, «Как сохранить здоровье». Проводили анкетирование родителей.
Основной
На втором, основном, этапе реализации проекта была запланирована и организована совместная работа детей в различных видах деятельности по образовательным областям.
ОО «Физическое развитие» Были организованы различные виды двигательной деятельности. Старшие дошкольники проводили утреннюю гимнастику, играли в подвижные игры на прогулке, устраивали между собой различные спортивные игры и эстафеты. Для ребят подбирались и демонстрировались видеоматериалы и презентации по истории олимпийских игр, олимпиады в Сочи, летним и зимним видам спорта.
ОО Познавательное развитие. В группах с ребятами проводились беседы о видах закаливания и его пользе для организма человека. О разных видах спорта, о пользе спорта для человека. Вместе с родителями ребята создавали семейные альбомы о здоровом образе жизни. В группах были подобраны викторины, загадки о спорте, закаливании, опасных ситуаций, иллюстраций по теме «Физическая культура и спорт».
ОО Художественно-эстетическая область –продуктивная деятельность.
Дети рисовали рисунки и делали аппликацию на спортивную тему на тему «Закаливание», изготовляли эмблемы для командных соревнований. Дети совместно с родителями изготавливали атрибуты для подвижных игр. В группе были организованы выставки детских рисунков и поделок на тему: «Спортивные соревнования», «Символы Олимпиады», «Мои любимый вид спорта».
Заключительный
На заключительном этапе была организована презентация альбомов детьми для сверстников и младших дошкольников: «Быть здоровыми все могут -спорт и отдых нам помогут». Ребята презентовали и рассказали о своей газете «Расти здоровым, малыш», которую изготовили совместно с родителями. Для ребят был организован спортивный праздник.
Презентационный
Ожидаемые результаты реализации проекта:
–У детей повысится интерес к физическим упражнениям и спорту;
–Повысится интерес родителей к здоровому образу жизни. (Родители воспитанников станут чаще проводить выходные дни вместе с детьми в лесу, парке, катясь на лыжах, коньках, роликах, некоторые увлеклись плаванием).
–Сформируется единое воспитательно –образовательное пространство на основе доверительных отношений педагогов учреждения с родителями.
–Сформируется тематическая подборка материала по ЗОЖ: дидактические пособия про спорт, закаливающие процедуры, режим дня, правильное питание; картотеки физминуток, пальчиковых игр, подвижных игр, плана ведения спортивных праздников с детьми разных возрастов, эстафет, совместных игр старших и младших детей, презентаций новых игр, проектов и просто организованных прогулок.
Итоговый продукт:
На основе анализа итогового анкетирования и мониторинга совместной деятельности воспитанников и их родителей, мы получили следующие результаты:
–У детей повысился интерес к физическим упражнениям и спорту;
–Повысился интерес родителей к здоровому образу жизни за счет повышения компетентности по данному направлению. (Родители воспитанников стали чаще проводить выходные дни вместе с детьми в лесу, парке, катясь на лыжах, коньках, роликах, некоторые увлеклись плаванием).
–Создано единое образовательное пространство на основе доверительных отношений педагогов учреждения с родителями.
–Создана тематическая подборка материала по ЗОЖ: дидактические пособия про спорт, закаливающие процедуры, режим дня, правильное питание; картотеки физминуток, пальчиковых игр, подвижных игр, плана ведения спортивных праздников с детьми разных возрастов, эстафет, совместных игр старших и младших детей, презентаций новых игр, проектов и просто организованных прогулок.
–Оформлены тематические альбомы детьми и родителями: «Закаливание. Как быть здоровым», «Мой любимый вид спорта», «Быть здоровыми хотим».
- Созданы презентации и альбомы: «Закаливание. Как быть здоровым», «Мой любимый вид спорта», «Быть здоровыми хотим».
Список литературы:
1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
2. Вохринцева С. В. Окружающий мир. Летние виды спорта. Дидактический материал. — Екатеринбург: Страна фантазий, 2000.
3. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1989.
4. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез, 2009.
5. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы
с детьми 3—7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.:
Мозаика-Синтез, 2012.
6. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1986.
7. Первая энциклопедия малыша. Твое тело. — М.: Росмен-Пресс, 2009.
8. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост. Ю. Круглое. — М.: Просвещение, 1990.
9. Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия для филолог, фак-тов пед. ин-тов / под ред. Н. И. Кравцова. — М.: Просвещение, 1971.
10. Авдеева Н.Н. Безопасность. — «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.