Урок основ светской этики «Милосердие и благотворительность» (4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Учитель: Прокофьева О.Н.
Образовательное учреждение: ГБОУ «Гимназия № 24»
Предмет: «Основы светской этики»
Класс: 4-Г
Автор: Т.Д. Васильева
Тема: «Милосердие и благотворительность», конспект урока в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: формирование у обучающихся теоретического и практического компонентов представления о милосердии, сострадании и благотворительности.
Задачи:
- сформировать представления о том, что такое милосердие, сострадание и благотворительность;
- сформировать представление о том, как поступать бескорыстно и что значит сострадать;
- сформировать представление о том, кто такие волонтеры;
- создать условия для формирования УУД: развития эстетических чувств как регулятора морального поведения; воспитания доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания.
Формируемые
УУД
Познавательные:
общеучебные:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
- постановка и решение проблемы;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- создавать и преобразовывать модели;
- формировать смысловое чтение;
- формировать умение извлекать необходимую информацию из текстов;
логические:
-выбор обоснований и критериев для сравнения;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- подведение под понятие, выведение следствий.
Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
- целеполагание;
- планировать, определять последовательность действий;
- прогнозирование;
- осмысливание и самоконтроль деятельности;
- оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- самооценка результатов работы.
Коммуникативные:
- умение работать в группе;
- учитывать разные мнения;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-формировать умение высказывать своё отношение к людям, событиям, выражать свои эмоции;
-формировать умение высказывать свое мнение;
-воспитывать культуру поведения.
Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Оборудование: учебник Васильева Т.Д. «Основы светской этики», 4 класс Академкнига, 2015 г.;
презентация, проектор, тетради, карточки, эмблемы.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. Приветствие. | -Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их. -А теперь настроимся на хорошую, благотворную работу на уроке. Вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Улыбнитесь, порадуйтесь за себя (2 слайд) Ведь мы хорошо помним добрые дела, особенно свои собственные. -Я очень рада была видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица. | Дети приветствуют гостей, рассаживаются на свои места. |
2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. | -Сейчас мы прослушаем отрывки из стихотворений, связанные с темой нашего урока. Послушайте внимательно первую подсказку и попробуйте догадаться, какую тему мы сегодня будем изучать, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке. -Вы уже догадались о чём мы будем говорить на уроке? | 1. Проявим милосердие к другим, 2.Я верю: зрячая и чуткая душа, Примерные ответы: на уроке мы узнаем, что такое милосердие и сострадание к другим людям и всему живому, когда и как оно проявляется, что значит сострадать другим. |
3.Актуализация знаний. | -На доске буквы, это вторая подсказка. Составьте из них слово. -Сегодня на уроке мы будем говорить о милосердии, которое неразрывно с состраданием. Запишите тему в тетради. -Можете ли вы назвать цель урока? -Прекрасно, в основе человеческих отношений лежат любовь друг к другу, забота и внимание, дружба, милосердие и сострадание. Наверное, вы не раз слышали о разных проявлениях милосердия. Вдумайтесь в это слово: из каких слов оно состоит? -Так что же значит милосердие? -Откройте учебник на стр. 118, найдите, прочитайте определение МИЛОСЕРДИЕ. (слайд 3) Жизнь нуждается в милосердии! Милосердием мы бедны, Кто-то злобствует, кто-то сердится, Кто-то снова в тисках беды. Жизнь нуждается в сострадании. Наши души, как топоры… Слишком многих мы словом раним Позабыв, что слова остры. (4 слайд) -Чем близки слова «милосердие» и «сострадание»? Чем отличаются? | МОСРИДЕЛЕ-МИЛОСЕРДИЕ (открываем) «Милосердие» Узнать о милосердии, сострадании, благотворительности Милое сердце (доброе, хорошее, любящее, надёжное, верное…) Ответы детей. Милосердие- это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь. Разделить с другим его страдание, переживание, чувствовать боль другого человека. Милосердие – это помощь в трудную минуту, а сострадание – это жалость к человеку, который в беде. |
4. Первичное усвоение новых знаний. | -Ребята, а как выдумаете, к кому и к чему человек может проявлять милосердие и сострадание? -Да, вы правы. Некоторые ребята из класса приготовили притчи как ответ на этот мой вопрос. Слушайте внимательно, затем обсудим, в какой притче кто и к кому проявляется милосердие и сострадание. -Чему учат нас эти притчи? -Притчи о милосердии учат нас помогать людям, испытывать чувство жалости и сострадания. Я считаю, это очень важно, понимать, что другим людям нужна помощь и оказывать её по мере возможности. -В связи с милосердием мы говорим о прощении. Милосердие не может быть без прощения. В какой притче мы увидели эту связь? (слайд 9) -Прощение, умение прощать друг друга составляют основу христианской этики. Существует даже особый день когда все христиане просят друг у друга прощение, возможно, кто то из вас знает как он называется…как он проходит…зачем люди просят друг у друга прощение… -Какие слова мы при этом произносим? (слайд 10) -Человек умеющий прощать – всегда милосерден, а значит знает , что такое сострадание. Существует слова с приставкой СО-, которые тесно связаны с понятием милосердие и сострадание. Перед вами лежат карточки. (слайд 11) Поработайте в парах, выполните задание, обсудите вновь образованные слова, запишите их. (5 слов) -Как вы думаете, какой смысл в эти слова привносит приставка «со-»? | Ответы детей: к другим людям, больным, детям, старикам, животным, растениям… К НУЖДАЮЩИМСЯ В ПОМОЩИ Театрализация: Притча № 1 (Морская звезда) Слайд 5,6) Притча № 2 (Милостыня) (слайд 7) Притча № 3 (Незабудка) (слайд 8) Ответы детей. Притча «Незабудка» …Прощёное воскресенье…христиане просят прощение за причиненные обиды…очищают свои сердца, снимают груз обиды… Слова хором: "Прости меня, пожалуйста!" ответить: "Бог простит! И я прощаю!" КАРТОЧКА «Сострадание», «сочувствие», «сопереживание», «соучастие», «сотворение», «содружество» Соединение, совместность, общность, взаимосвязь (вместе) |
5. Физ. минутка | -А теперь покажем, что значит все вместе! (слайд 12) На всей большой планете Куда не посмотри И взрослые, и дети Мечтают о любви. Дарить друг другу радость Тепло и доброту Быть щедрым, милосердным Любить людей, семью! | Один ребенок показывает, остальные повторяют. (рисуем руками невидимый круг) (повороты головы) (вытянуть руки вверх, присесть) (прижимают ладони к груди) (развести руки в стороны) (вытянутые руки, поворот ладоней) (рисуем большое сердце) (поворачиваемся и показываем маленькое сердечко) |
6. Первичная проверка понимания. | -Хорошо, молодцы. -Дома вы прочитали текст о благотворительности о волонтёрах. (учебник, стр. 121-123) .-Что же такое благотворительность? -А сейчас я прошу вас объяснить, кто такие волонтеры. -Принимали вы участие в волонтерском движении? В каких акциях? -Ребята, я приготовила вам задание: приготовила для вас эмблемы волонтерских организаций. Сейчас мы будем работать в группах. Я раздам в произвольном порядке приготовленные рисунки, а вы по ним попытаетесь догадаться, чем занимается организация с такой эмблемой. С помощью вопросов -помощников составьте краткий рассказ, выберите кто будет представлять вашу работу. | Выясняем, что благотворительность – это оказание безвозмездной помощи тем, кто в ней нуждается. Ответы: это люди, оказывающие благотворительную помощь, которая бывает регулярной (детям-инвалидам, ветеранам, одиноким людям), а также в виде разовых акций (сбор донорской крови, организация благотворительного концерта). Сбор средств онкологическим больным, помощь «Красному кресту», помощь детскому дому, приюту бездомных животных. Учащиеся работают в группах, затем кратко представляют свои эмблемы, слушают и рассматривают эмблемы друг друга, уточняют, дополняют. |
7. Первичное закрепление. | -Совсем недавно мы с вами читали сказку Валентина Катаева «Цветик семицветик». -Можно ли назвать героиню сказки Женю милосердной? -Почему? -Сразу она проявила сострадание в отношении Вити? Игра «Цветик семицветик» На доске прикреплены серцевинка от цветка и один лепесток, остальные на столах групп, лепестки с названиями черт характера. Учитель зачитывает описание качества человека, учащиеся должны догадаться, выбрать лепесток с названием данной черты характера и прикрепить его к сердцевине цветка: Человека, на которого всегда и во всём можно положиться, называют…(добропорядочный) Человека, у которого доброе сердце, называют…(добросердечный) Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют…(добродушный) Человек, который желает другим только добра, называют…(доброжелательный Человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют…(добронравный) Человека, добровольно предоставляющий себя для определенной цели или деятельности…(доброволец) Человека, честно и старательно, на совесть выполняет свои обязанности…добросовестный -Какой красивый цветок у нас получился! Давайте прочитаем какими свойствами должен обладать милосердный человек, какие качества мы с вами должны в себе воспитывать. -Что объединяет все эти слова? В сердцевину цветка ставится слово ДОБРО (слайд 13) -Как называется качество человека, в котором проявляет себя добро? | Ответы: да; последний лепесток использовала для выздоровления мальчика; прошло определенное время, что бы понять, что главное в жизни. Добропорядочность – красный Добросердечность – оранжевый Добродушие – зелёный Доброжелательность – жёлтый Добронравие – голубой Добровольчество – синий Добросовестность – фиолетовый Добропорядочность, добросердечность, доброжелательность, добродушие, добронравие, добровольчество, добросовестность. Сложные слова с одинаковым корнем ДОБРО. Добродетель |
8. Задание на дом. | -Мы отлично поработали на уроке! Откройте тетради и запишите задание на дом: (слайд 14) Найти, записать в тетрадь не менее 5 пословиц о милосердии и сострадании. Уметь объяснить их смысл. | |
9.Рефлексия. | -Назовите главную мысль (мысли) урока. -Каким должен быть милосердный человек? -Давайте оценим свою работу на уроке, ответив на вопрос: Какого волка вы покормили на сегодняшнем уроке? Покажите. Я очень рада , что сегодня победил белый волк. - Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. На память о сегодняшнем уроке у вас останутся «Памятки жизненных правил». (слайд 15) -Спасибо всем за урок! Скажем до свидания нашим гостям! | Нужно любить ближних, помогать нуждающимся и слабым. Милосердный человек не может претендовать на вознаграждение за свой поступок. Подлинное милосердие безвозмездно и бескорыстно, потому что человек, проявляя его, не ищет личной выгоды. Белый волк+, черный - |
Спицына Любовь Ивановна