12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга47
Россия, Крым респ., Севастополь
3

Тема: «Милосердие и благотворительность», конспект урока в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа».


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА





Учитель: Прокофьева О.Н.

Образовательное учреждение: ГБОУ «Гимназия № 24»

Предмет: «Основы светской этики»

Класс: 4-Г

Автор: Т.Д. Васильева

Тема: «Милосердие и благотворительность», конспект урока в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: формирование у обучающихся теоретического и практического компонентов представления о милосердии, сострадании и благотворительности.

Задачи:

- сформировать представления о том, что такое милосердие, сострадание и благотворительность;

- сформировать представление о том, как поступать бескорыстно и что значит сострадать;

- сформировать представление о том, кто такие волонтеры;

- создать условия для формирования УУД: развития эстетических чувств как регулятора морального поведения; воспитания доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания.






Формируемые

УУД



Познавательные:

общеучебные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

создавать и преобразовывать модели;

- формировать смысловое чтение;

- формировать умение извлекать необходимую информацию из текстов;

логические:

-выбор обоснований и критериев для сравнения;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий.


Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

- целеполагание;

- планировать, определять последовательность действий;

- прогнозирование;

- осмысливание и самоконтроль деятельности;

- оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

- самооценка результатов работы.


Коммуникативные:

- умение работать в группе;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Личностные:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-формировать умение высказывать своё отношение к людям, событиям, выражать свои эмоции;

-формировать умение высказывать свое мнение;

-воспитывать культуру поведения.


Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Оборудование: учебник Васильева Т.Д. «Основы светской этики», 4 класс Академкнига, 2015 г.;

презентация, проектор, тетради, карточки, эмблемы.






















Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. Приветствие.

-Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

-А теперь настроимся на хорошую, благотворную работу на уроке. Вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Улыбнитесь, порадуйтесь за себя (2 слайд)

Ведь мы хорошо помним добрые дела, особенно свои собственные.

-Я очень рада была видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица.

Дети приветствуют гостей, рассаживаются на свои места.

2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

-Сейчас мы прослушаем отрывки из стихотворений, связанные с темой нашего урока. Послушайте внимательно первую подсказку и попробуйте догадаться, какую тему мы сегодня будем изучать, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке.







-Вы уже догадались о чём мы будем говорить на уроке?

1. Проявим милосердие к другим, 
И совесть, душу вечно сохраним… 
Во имя милосердия любви,
Ох, как пути, дороги все трудны…


2.Я верю: зрячая и чуткая душа,
За сотни верст увидит боль иного,
И ей не нужно, чтобы сделать первый шаг,
И даже шепотом озвученного слова.



Примерные ответы:

на уроке мы узнаем, что такое милосердие и сострадание к другим людям и всему живому, когда и как оно проявляется, что значит сострадать другим.

3.Актуализация знаний.

-На доске буквы, это вторая подсказка. Составьте из них слово.


-Сегодня на уроке мы будем говорить о милосердии, которое неразрывно с состраданием.

Запишите тему в тетради.


-Можете ли вы назвать цель урока?



-Прекрасно, в основе человеческих отношений лежат любовь друг к другу, забота и внимание, дружба, милосердие и сострадание. Наверное, вы не раз слышали о разных проявлениях милосердия. Вдумайтесь в это слово: из каких слов оно состоит?


-Так что же значит милосердие?


-Откройте учебник на стр. 118, найдите, прочитайте определение МИЛОСЕРДИЕ. (слайд 3)




Жизнь нуждается в милосердии!

Милосердием мы бедны,

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души, как топоры…

Слишком многих мы словом раним

Позабыв, что слова остры.

(4 слайд)

-Чем близки слова «милосердие» и «сострадание»? Чем отличаются?

МОСРИДЕЛЕ-МИЛОСЕРДИЕ

(открываем)




«Милосердие»



Узнать о милосердии, сострадании, благотворительности






Милое сердце (доброе, хорошее, любящее, надёжное, верное…)



Ответы детей.


Милосердие- это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь. Разделить с другим его страдание, переживание, чувствовать боль другого человека.












Милосердие – это помощь в трудную минуту, а сострадание – это жалость к человеку, который в беде.

4. Первичное усвоение новых знаний.

-Ребята, а как выдумаете, к кому и к чему человек может проявлять милосердие и сострадание?




-Да, вы правы. Некоторые ребята из класса приготовили притчи как ответ на этот мой вопрос. Слушайте внимательно, затем обсудим, в какой притче кто и к кому проявляется милосердие и сострадание.


-Чему учат нас эти притчи?

-Притчи о милосердии учат нас помогать людям, испытывать чувство жалости и сострадания. Я считаю, это очень важно, понимать, что другим людям нужна помощь и оказывать её по мере возможности.


-В связи с милосердием мы говорим о прощении. Милосердие не может быть без прощения. В какой притче мы увидели эту связь? (слайд 9)


-Прощение, умение прощать друг друга составляют основу христианской этики. Существует даже особый день когда все христиане просят друг у друга прощение, возможно, кто то из вас знает как он называется…как он проходит…зачем люди просят друг у друга прощение…


-Какие слова мы при этом произносим?

(слайд 10)


-Человек умеющий прощать – всегда милосерден, а значит знает , что такое сострадание.


Существует слова с приставкой СО-, которые тесно связаны с понятием милосердие и сострадание. Перед вами лежат карточки. (слайд 11) Поработайте в парах, выполните задание, обсудите вновь образованные слова, запишите их. (5 слов)


-Как вы думаете, какой смысл в эти слова привносит приставка «со-»?

Ответы детей: к другим людям, больным, детям, старикам, животным, растениям… К НУЖДАЮЩИМСЯ В ПОМОЩИ



Театрализация:

Притча № 1 (Морская звезда)

Слайд 5,6)

Притча № 2 (Милостыня) (слайд 7)

Притча № 3 (Незабудка) (слайд 8)




Ответы детей.








Притча «Незабудка»




Прощёное воскресенье…христиане просят прощение за причиненные обиды…очищают свои сердца, снимают груз обиды…






Слова хором:

"Прости меня, пожалуйста!"

ответить: "Бог простит! И я прощаю!"





КАРТОЧКА

«Сострадание», «сочувствие», «сопереживание», «соучастие», «сотворение», «содружество»






Соединение, совместность, общность, взаимосвязь (вместе)


5. Физ. минутка

-А теперь покажем, что значит все вместе! (слайд 12)


На всей большой планете

Куда не посмотри

И взрослые, и дети

Мечтают о любви.

Дарить друг другу радость

Тепло и доброту

Быть щедрым, милосердным

Любить людей, семью!


Один ребенок показывает, остальные повторяют.

(рисуем руками невидимый круг)

(повороты головы)

(вытянуть руки вверх, присесть)

(прижимают ладони к груди)

(развести руки в стороны)

(вытянутые руки, поворот ладоней)

(рисуем большое сердце)

(поворачиваемся и показываем маленькое сердечко)

6. Первичная проверка понимания.

-Хорошо, молодцы.

-Дома вы прочитали текст о благотворительности о волонтёрах.

(учебник, стр. 121-123)


.-Что же такое благотворительность?




-А сейчас я прошу вас объяснить, кто такие волонтеры.









-Принимали вы участие в волонтерском движении? В каких акциях?



-Ребята, я приготовила вам задание: приготовила для вас эмблемы волонтерских организаций. Сейчас мы будем работать в группах. Я раздам в произвольном порядке приготовленные рисунки, а вы по ним попытаетесь догадаться, чем занимается организация с такой эмблемой.

С помощью вопросов -помощников составьте краткий рассказ, выберите кто будет представлять вашу работу.







Выясняем, что благотворительность – это оказание безвозмездной помощи тем, кто в ней нуждается.


Ответы:

это люди, оказывающие благотворительную помощь, которая бывает регулярной (детям-инвалидам, ветеранам, одиноким людям), а также в виде разовых акций (сбор донорской крови, организация благотворительного концерта).


Сбор средств онкологическим больным, помощь «Красному кресту», помощь детскому дому, приюту бездомных животных.


Учащиеся работают в группах, затем кратко представляют свои эмблемы, слушают и рассматривают эмблемы друг друга, уточняют, дополняют.


7. Первичное закрепление.

-Совсем недавно мы с вами читали сказку Валентина Катаева «Цветик семицветик».

-Можно ли назвать героиню сказки Женю милосердной?

-Почему?

-Сразу она проявила сострадание в отношении Вити?


Игра «Цветик семицветик»

На доске прикреплены серцевинка от цветка и один лепесток, остальные на столах групп, лепестки с названиями черт характера.


Учитель зачитывает описание качества человека, учащиеся должны догадаться, выбрать лепесток с названием данной черты характера и прикрепить его к сердцевине цветка:

Человека, на которого всегда и во всём можно положиться, называют…(добропорядочный)

Человека, у которого доброе сердце, называют…(добросердечный)

Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют…(добродушный)

Человек, который желает другим только добра, называют…(доброжелательный

Человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют…(добронравный)

Человека, добровольно предоставляющий себя для определенной цели или деятельности…(доброволец)

Человека, честно и старательно, на совесть выполняет свои обязанности…добросовестный


-Какой красивый цветок у нас получился! Давайте прочитаем какими свойствами должен обладать милосердный человек, какие качества мы с вами должны в себе воспитывать.


-Что объединяет все эти слова?

В сердцевину цветка ставится слово ДОБРО

(слайд 13)

-Как называется качество человека, в котором проявляет себя добро?


Ответы:

да; последний лепесток использовала для выздоровления мальчика; прошло определенное время, что бы понять, что главное в жизни.


















Добропорядочность – красный



Добросердечность – оранжевый




Добродушие – зелёный



Доброжелательность – жёлтый



Добронравие – голубой




Добровольчество – синий



Добросовестность – фиолетовый


Добропорядочность, добросердечность, доброжелательность, добродушие, добронравие, добровольчество, добросовестность.


Сложные слова с одинаковым корнем ДОБРО.



Добродетель


8. Задание на дом.

-Мы отлично поработали на уроке! Откройте тетради и запишите задание на дом: (слайд 14)

Найти, записать в тетрадь не менее 5 пословиц о милосердии и сострадании. Уметь объяснить их смысл.


9.Рефлексия.

-Назовите главную мысль (мысли) урока.


-Каким должен быть милосердный человек?






-Давайте оценим свою работу на уроке, ответив на вопрос:

Какого волка вы покормили на сегодняшнем уроке? Покажите.

Я очень рада , что сегодня победил белый волк.


- Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. На память о сегодняшнем уроке у вас останутся «Памятки жизненных правил».

(слайд 15)

-Спасибо всем за урок! Скажем до свидания нашим гостям!

Нужно любить ближних, помогать нуждающимся и слабым.


Милосердный человек не может претендовать на вознаграждение за свой поступок. Подлинное милосердие безвозмездно и бескорыстно, потому что человек, проявляя его, не ищет личной выгоды.



Белый волк+, черный -








Опубликовано


Комментарии (1)

Спицына Любовь Ивановна, 18.08.20 в 08:17 0Ответить Пожаловаться
Ольга, для полноты публикации хотелось бы увидеть и слайды презентации.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.