Конспект занятия по патриотическому воспитанию, посвященное Дню Народного Единства «Богатыри земли русской»

2
0
Материал опубликован 17 October 2019 в группе

«Богатыри земли русской»

Конспект занятия по патриотическому воспитанию, тема занятия «Богатыри земли русской», посвященное Дню Народного Единства.

Воспитатель В.Н. Машнёва.

 

Программное содержание:

Привлечь внимание учащихся к возрожденному празднику 4 ноября. Сформировать у учащихся представление о новом государственном празднике.

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Цель:

Познакомить детей с содержанием праздника, его значением для России.

Приобщение детей к истории России.

Воспитывать патриотизм.

Задачи:

Образовательные:

Дать первоначальные знания об истории праздника «День народного единства», героях событий 1612 года гражданине К. Минине и князе Д. Пожарском.

Учить узнавать и называть героев России.

Формировать понятие о России, как о многонациональном государстве, народы которого проживают в дружбе и согласии между собой.

Закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки)

Формирование пассивного словаря: народное ополчение, богатырь, доспехи, снаряжение, славяне, русичи, топкие болота, былины, (меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал).

 

Развивающие:

Развивать чувство толерантности, способность формировать свою точку зрения, делать выводы и умозаключения.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к Родине, желание беречь и защищать её.

Воспитывать уважение к различным национальностям России, их культуре, языку.

Воспитывать уважение к людям, прославившим Россию.

Воспитывать чувство гордости за свой народ, за его подвиги.

Коррекционные:

Развивать у ребят чувство патриотизма к своей Родине, уважения к своим предкам, исходя из событий далекого прошлого.

Способствовать развитию терпимости и корректности в общении с окружающими.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.

Развивать физические способности, взаимовыручку, стремление помочь товарищу.

Оформление:

исторические портреты Минина К., Пожарского Д., Сусанина И.;

Форма: игра – викторина.

 

Ход занятия.

Воспитатель: 16 декабря 2004 года по решению правительства РФ в нашем календаре появился новый праздник – День Единения России. 4 ноября 2005 года россияне впервые отметили этот день. Но для многих так и осталось загадкой, что же такое произошло 4 ноября?

Вопрос для учащихся: Знаете ли вы, в память, о каких событиях установлен этот праздник? (ответы учащихся)

 

t1571303953aa.jpg Воспитатель: В русскую историю вошел день 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года. Именно в этот день народным ополчением под руководством князя Дмитрия Пожарского и посадского старосты Кузьмы Минина Москва была освобождена от польских захватчиков. Россияне долго помнили этот день – с 1649 по 1918 год он являлся государственным праздником.

Но потом появились другие поводы и другие даты, о дне 4 ноября почти все забыли.

t1571303953ab.jpg  И вот, спустя десятилетия, он вновь стал общенациональным днем в память о далеком 1612 годе, а также о более близком нам дне 7 ноября 1941 года, когда на Красной площади в Москве состоялся парад советских войск, уходивших защищать Россию от другого страшного врага – фашизма.

Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

Эти два события и стали основными причинами восстановления праздника 4 ноября, ставшего днем Единения России.

Воспитатель: Ребята, о каком празднике вы сегодня узнали? Почему появился этот праздник? Кто стал народными героями России?

Воспитатель: Я желаю вам жить дружно и мирно и помнить о подвигах своих предков.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам встать и взяться за руки.

Дети встали в круг и взялись за руки.

Воспитатель: Всех нас объединяет чувство гордости за свою страну — Россию, за ее историю.

И в этот день — День народного единства мы с особенной силой ощущаем — что мы единый могучий русский народ и у нас одно Отечество — Россия! И мы горячо любим свою Родину.

Дети и воспитатель читаю вместе.

Главное — вместе!

Главное - Дружно!

Главное- с сердцем горячим в груди

Нам равнодушных не нужно - не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

Воспитатель: Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник - День Народного Единства.

Воспитатель - И сегодня в День народного единства мы проведем игру «Богатыри земли русской».

Воспитатель:

t1571303953ac.jpg Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревле на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).

Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Воспитатель: Правильно, а кем они были?

Дети: Богатырями.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.

Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

Дети: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель: Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.

Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дети: Дорогу.

Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

Пойдёшь направо
Деньги и слава,
Пойдёшь налево
Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо
Ждет опасность и богатырская застава.

Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?

Дети: Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. (Включается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).

Голос: (Задание 1)

Для начала разомнитесь,
По верёвочке пройдитесь,
Соступать с неё нельзя
Пропасть вас там ждёт друзья.

(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).

Голос: (задание 2)

Вот преграда на пути
Её так просто не пройти
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!

(Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине, русских героев).

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине

Смелость силе воевода.

Тот герой кто за Родину горой.

Кто смел тот на коня сел.

За край свой насмерть стой.

Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.

Сам погибай, а товарища выручай.

С родной земли умри, не сходи.

Жить - Родине служить.

Счастье - Родины дороже жизни.

Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Голос: (задание 3)

Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Соловей - разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.

(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).

Голос: (задание 4)

Здесь преграда, здесь Кощей
Ест он много-много детей (щей)
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь- вот он каков:
(Показывают силача)

Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
(Имитируют движения)

Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри,
(Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Голос: (задание 5)

Все преграды покорились
Дальше в путь вы все пустились
Но, увы, не тут - то было,
Вихрем всё вдруг закружило!
Змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но, ребята, не зевай,

А разминку начинай!

(Каждый “богатырь” образует свой круг и проводит разминку в своей “дружине” перед соревнованиями).

Воспитатель:

Представляем вам добрых молодцев,
Воевод-судей справедливых.
Голова мудра, слово верное будут судить, баллы складывать.

(Представление жюри).

Воспитатель:

Итак, мы войско приглашаем,
Испытанье начинаем.

1. У дружинника должен быть глаз зоркий, ухо чуткое, взгляд внимательный, предлагаем игру “тропинка, кочка, копна”.

Игра на внимание “Тропинка, кочка, копна”.

Ведущий называет слова:

тропинка” - дети ставят руки вперед

кочка” - принимают упор “присев”

копна” - руки вверх.

2. Как же может быть добрый молодец без друга верного, коня быстрого?

Эстафета “На коне”.

На деревянном макете коня дети “скачут” на двух ногах до флажка, назад возвращаются бегом, передают коня в руки следующего участника

 

3. Чтобы ядра русские били точно в цель, нужна ловкая рука да легкий глаз. (Сбить кегли баскетбольным мячом).

Игра «Сбить кегли».

На расстоянии трех метров от линии ставятся кегли (на расстоянии 50 см друг от друга), необходимо сбить их мячом.

4.

Снова былину свою продолжаем,
Помериться силушкой вам предлагаем.
Покажите удаль свою молодецкую, да силу богатырскую. (Армрестлинг).

Армрестлинг.

Борьба на руках, лежа на животе, локоть правой руки не отрывать от пола, левая рука за спиной. Начинать строго по сигналу.

5.

Чтобы стойким быть и страну хранить,
Богатырь имел руки cильные, плечи мощные. (Отжимание от пола).

Отжимание.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Туловище прямое.

6.

Русскому дружиннику не только сила помогала в бою,
Но и хитрость, и сноровка, да дружба крепкая. (Перетягивание каната).

Перетягивание каната.

Команды тянут канат, центр которого отмечен ленточкой. Побеждает та команда, которая перетянет соперников на свою сторону.

7.

Земля русская велика у нас,
Обойти ее нужно времечко,
Ноги крепкие. (Прыжки в длину с места).

Прыжки в длину с места.

Первый участник от линии выполняет прыжок в длину с места, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь на обе ноги. Следующий участник становится носками к линии, где были пятки предыдущего участника, и выполняет прыжок и т.д.

8.

Когда конь погиб, помочь некому,
Выручает бойца смекалка да сноровка. (Бег “Кенгуру”).

Бег “Кенгуру”

Мяч держат между ногами и прыгают до флажка, назад возвращаются бегом. Передают мяч.

9.

Не все воину в битвах биться,
Не все подвиги совершать.
Делу время, потехе – час!
Вот и былину свою завершаем, забаву последнюю вам предлагаем:
Препятствие не простое,
А веселое, плясовое.
Чья пляска озорнее,
Та дружина и сильнее. (Пляска под баян).

Танцевальный конкурс.

Звучит плясовая музыка. Все танцуют.

 

Воспитатель: Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.

 


 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.