Внеклассное мероприятие «Бородинское сражение в истории и литературе»
Тема: «Формирование гражданской идентичности с использованием образовательного и воспитательного потенциала общеобразовательных гуманитарных дисциплин»
Актуальность проблемы
Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране, характеризующейся трансформацией сложившейся системы воспитания, как в образовательных учреждениях, так и семье, пересмотром образовательных стандартов, учитывающих интересы семьи, общества и государства, изменением контингента учащихся в школах в сторону их поликультурного состава.
Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков, а потому основной задачей школы всегда было воспитание ответственного гражданина. Важнейшими составляющими эмоционального компонента гражданской идентичности является гордость за «свою страну». Ведь становление гражданской идентичности определяется не только фактом гражданской принадлежности, но тем отношением и переживанием, с которым связана эта принадлежность. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.
Таким образом, актуальность формирования гражданской идентичности наиболее высока в подростковом и юношеском возрасте, так как совпадает с процессом их осознания себя и своего места в мире.
Не задерживая внимание на вопросах функции, сущности и содержания гражданской идентичности, хочется предложить вашему вниманию сценарий внеклассного мероприятия, объединяющего тему «Бородино» в 5 классах на уроках истории и литературы.
Цель: формирование ценностных нормативных характеристик личности как идеального представителя гражданского общества.
Задачи:
- помочь каждому учащемуся осознать себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины и несущим ответственность за ее судьбу в современном мире;
- формирование гражданского патриотизма;
- создание установки на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры и установки на владение универсальными способами познания мира.
Система межпредметных и внутрипредметных связей, открывает возможность реализации интегративного подхода к построению учебного предмета и методам организации учебной деятельности учащихся. Предметную основу для формирования гражданской идентичности составляют прежде всего история, литература, обществознание – предметы гуманитарного и художественно- эстетического смысла.
В основе предложенной работы – история и литература.
История. Историческая память есть необходимое условие гражданской идентичности и самосознания личности. Изучение истории обеспечивает формирование чувства патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников. Историческое воспитание – изучение истории Отечества в его неповторимой судьбе, формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого и осознание исторической ответственности за события в обществе и государстве. Условиями развития патриотической позиции личности выступает изучение истории Отечества, ее героического прошлого, места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей традиций и культуры наших народов.
Литература. Литература представляет духовно-нравственное общекультурное наследие человечества и народов и выступает как часть историко-культурной и собственно литературной традиции. Литературное произведение выражает мировоззрение и систему ценностей своей культуры, используя для этого сформированный в рамках литературной традиции язык. В детском и подростковом возрасте литературное произведение задает эталоны и образцы Личности, той «идеальной формы» (Д.Б.Эльконин), которая определяет задачи саморазвития и самовоспитания учащегося. Литература создает условия формирования готовности личности к диалогу в поликультурном обществе и основу формирования толерантности.
Техническое и методическое сопровождение: карта «История России XIX век», презентация/ в нашем случае из-за отсутствия ТСО распечатка/ «Генералы 1812 года» / ученик, выступающий в роли Словаря, представляет иллюстрации, сопровождая их текстом
1-й ученик:
22 июня/10 по старому стилю/ 182 года Франция объявила войну России.
2-й ученик:
24 июня «великая армия Наполеона», переправившись через Неман в районе Ковно/Каунаса/, вторглась в пределы Российской империи.
3-й ученик:
-Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
4-ый ученик:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчал и старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
1-й ученик: 25 июня русское командование начало отвод войск в глубь страны.
2-й ученик: 8 июля 1-я армия под командованием генерала Барклая-де-Толли вышла из-под удара, который Наполеон намеревался нанести ей в районе Вильно, а 14 июля начала отход на Витебск, выделив для прикрытия петербургского направления корпус Петра Витгенштейна.
1-й ученик: 18 июля главнокомандующий Александр I в Полоцке покинул армию, не назначив преемника. Функции главнокомандующего по должности военного министра выполнял генерал Михаил Барклай-де-Толли.
2-й ученик: 23 июля состоялся бой у Салтановки, в результате которого попытка прорыва 2-й армии Петра Багратиона через Могилёв на соединение с 1-й армией не удалась. В этом бою участвовал генерал Раевский с сыновьями.
1-й ученик: 1 августа Барклай –де – Толли отвёл 1-ю армию к Смоленску. 2-я армия отходила сначала на Минск, затем на Несвиж – Бобруйск, ведя арьергардные бои с противником ( у населённых пунктов Мир и Романов).
СЛОВАРЬ: Арьергард – войска прикрытия
2-й ученик: 3 августа войска Барклая – де – Толли соединились у Смоленска. Попытки противника развить наступление на Санкт-Петербург и Ригу были отбиты. 1-й ученик: 16 – 18 августа произошло Смоленское сражение. Русские войска вынуждены были оставить город, но русские арьергарды не допустили переправы противника в Смоленск.
4-й ученик:
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
(ученики склоняются над картой)
5-й ученик, представляющий Кутузова: «Земля здесь необыкновенная,- святая земля. Россию от погибели обороняет. Уже тысячу лет обороняет. Вон речка. Как называется? Война. А эта вот – Колоча, что значит сеча. Вон тот ручеёк подалее – Огник, значит, огонь. А там за бугорком – Стонец, стало быть стон. Ещё дальше речка Сетунь – то печаль, сетование. Что следует? Война, битва, огонь, стон да страдание – вон оно издревле как всё окрестили. В писаниях старых что говорят? Бились на этом поле русские испокон веков. Как ворог идёт на Москву, так здесь препон. Михаил Хоробит, слыхал? Брат Александра Невского, он здесь голову положил, дрался с литвой. Ольгерды, Ягайлы этой дорогой ходили, на русский меч натыкались. Иноки Пересвет и Ослябя из этих мест на Куликово поле благословлены были».
1-й ученик: 20 августа император Александр I подписал указ о назначении главнокомандующим русскими войсками Михаила Голенищева – Кутузова.
2-й ученик: 7 сентября (26 аввгуста по старому стилю) рано утром завязалась Бородинская битва – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года.
4-й ученик:
Построили редут.
Словарь: Редут – сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое полевое укрепление с наружным рвом и бруствером
4-й ученик:
У наших ушке на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Словарь: Силы сторон:
Французы 135тысяч регулярных войск, 587 орудий
Русские – 113 тысяч регулярных войск, около 7 тысяч казаков, 10 тысяч ополчения, 624 орудия
4-й ученик:
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
1-й ученик : «Армия готовилась к бою. Вокруг ружейных козел сидели солдаты, они чистили мелом штыки, белили портупеи и перевязи. Кто переодевался в чистую рубаху, кто зашивал ниткой прореху, кто менял кремень в ружейном замке. Кавалеристы скребли и мыли лошадей, мыли их дочиста, точили палаши, сабли, заряжали карабины и пистолеты. Артиллеристы доводили до жаркого блеска орудийные дула, смазывали дёгтем винты и колёса. В больших палатках лекаря раскладывали бинты, корпию и компрессы, стальные ножи, пилки и щипцы, готовили уксус и спирт. Рядами стояли пустые телеги для раненых»
4-й ученик:
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
2-й ученик: «Генералы двенадцатого года! Как они молоды, многим нет и тридцати. Двадцать два из них окропили кровью бородинскую землю, двое остались там навсегда, погребённые под кучами трупов, трое умерли от ран".
1-й ученик: «Генералы двенадцатого года. Багратион, с лицом, озарённым вдохновением боя, кричащий «браво» французской атаке. Спокойный, ищущий смерти под ядрами Барклай. Незаметный Дохтуров, возникающий в самых опасных местах боя. Бесстрашный Милорадович, с трубкой в зубах на виду французских батарей. Отчаянный Раевский, ходивший в атаку вместе с сыновьями. Самолюбивый и властный Ермолов, которого опасался сам царь. Красивый и нервный Коновницын, летавший по полю в расстегнутом сюртуке. Цепкий Неверовский, чудом державшийся с дивизией против тройной силы французов. Любимец Петербурга Кутайсов, писавший стихи трактаты об артиллерии. Гигант Костенецкий, дравшийся как простой солдат и сломавший два банника о французские головы. Грузный, стареющий Лихачёв, один бросившийся на французов со шпагой. Мужественный Кульнев. Хитроумный Платов. Скромный Луков, единственный генерал, в послужном списке которого сказана «из солдатских детей». Командир четвёртой дивизии, обладатель пышного титула принца Вюртембергского, ходивший в простой пехотной шинели, евший из котелка и спавший на земле рядом с солдатами».
4-й ученик:
И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
(инсценировка)
6-й ученик: «Перед боем у батареи Раевского несколько артиллеристов собрались в кружок у костра. Внезапно на галопе подлетел всадник. Всколыхнулись золотые шнуры эполет. Генерал! Смуглое молодое лицо ослепило улыбкой, блеснули живые глаза…
7- й ученик/ Кутайсов: «Приказ мой получили? Я, братцы, ещё раз толкую: он будет давить, всей грудью полезет. Но боже упаси вас сняться с позиции! Картечью в упор, пока не сядет на пушки! Отдайте орудье, но всыпьте последний заряд! Мне толку мало, если будете, бегая, за собой их таскать»
4-й ученик:
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Словарь: Драгуны – кавалеристы. Уланы – легкая кавалерия, вооружённая пиками
4-й ученик:
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
1-й ученик: «Грохот, грохот стоит над Бородино. Беспрерывный, разноликий. Сотни оттенков в этом гуле. То жалобное повизгивание, то басовитое гудение. То вроде трещотки пробежит по небу, то оно всё разом содрогнётся. Птичье цвиканье пуль, шуршание ядер, стон картечи. Звон, стук, удары, чавканье, лязг, жужжание. Людские крики, храп лошадей».
4-й ученик:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
2-й ученик: «Атака на батарею Раевского составила себе громкую славу, хотя таких атак в Бородинском бою было немало. Случилось это, возможно, потому, что сразу два генерала, начальник штаба Ермолов и командующий артиллерией Кутайсов, кинулись отбивать высоту и оба получили раны, один небольшую, другой смертельную…»
1-й ученик:…Кутайсов скачет на своём караковом жеребце и смеётся, как будто он не в бою, а на весёлой охоте. Картечь сметает его, окровавив седло. Он падает на землю, садится, с изумлением ощупывает растерзанную грудь. Кутузов напрягаясь и краснея тоненьким голосом кричит:
5-й ученик/Кутузов: Христом богом просил тебя не лезть в простую пехоту! Ты чего упал? Поднимайся быстрее, раздавят копытами!
7-й ученик/Кутайсов - Ваша светлость, кажется, я не могу. Осколок в груди. Ваша све…- он медленно валится на землю.
5-й ученик/Кутузов: - А пушки?!– Кто над пушками останется?
7-й ученик/Кутайсов - Костенецкого ставьте, , - а я… я… помираю..
5-й ученик/Кутузов: - Помираю! -– Я тебе покажу- помираю! Сказывал – не лезь!.. Помирает? Спрашивает он почти с детским недоумением у окружающих.
1-й ученик: «Убит сразу, - отвечают из свиты, – непонятно, как ещё разговаривал»
4-й ученик:
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
2-й ученик: «Две армии не решились продолжить сражение. Французы отпрянули ещё ночью, русские отошли утром. В этом скопище убитых и нельзя было продолжать сражение.
5-й ученик: Сражение кончено. Чего я только не видел в нём! Я видел, как ядра залетали в дуло пушки, как сталкивались в воздухе бомбы. Я видел, как канонир с оторванной рукой другой орудовал банником.я видел русскую пехоту. Она в исступленьи гналась за бегущей конницей Мюрата, бросая вдогонку ружья, наподобие копий… Я видел, как сходились врукопашную батальоны, яростно дрались, разбредались и строились в бою. Опять сходились, опять свалка, построение – каждый раз всё ближе и ближе. Наконец в десяти шагах друг от друга, с окровавленными штыками они стояли фронт к фронту в изнеможении, не в силах атаковать, но ещё не в силах отступить ни шагу»
4-й ученик:
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!
1-й ученик: Около полуночи 7 сентября Кутузов приказал отступать к Москве. До рассвета 8 сентября русская армия начала отход к Москве.
2-й ученик: 13 сентября Кутузов собрал в деревне Фили военный совет. Чтобы сохранить силы армии и дождаться подхода резервов он приказал оставить Москву без боя, что было выполнено 14 сентября.
1-й ученик: 14 сентября армия Наполеона вступила в Москву. В тот же день в городе начались пожары, продолжавшиеся до 18 сентября и уничтожившие большую часть города. Критическое положение заставило Наполеона послать в ставку главнокомандующего генерала Лористона с мирными предложениями, адресованными Алесандру I. Кутузов отверг предложение о мире или перемирии.
5-й ученик: 18 октября под влиянием известия о поражении французских войск при Чернище, Наполеон принял решение об отступлении из Москвы. Вечером этого же дня Наполеон оставил Москву и направил свою армию в сторону Калуги.
2 –й ученик: 24 октября произошло сражение при Малоярославце, после которого Наполеон был вынужден отступать по старой Смоленской дороге, теснимый авангардом русской армии и подвергаясь постоянным ударам казаков и партизан с флангов.
1-й ученик: 15-18 ноября Наполеон потерпел крупное поражение под Красным.
2-й ученик: 26-28 ноября 1812 года состоялось сражение при Березине, в ходе которого большая часть «великой армии» была уничтожена или пленена. Это сражение традиционно считается развязкой войны.
Приложение:
13