Урок литературы в 10 классе «Изображение Бородинского сражения в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"»
Изображение Бородинского сражения в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Радькова Ю.Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Цели урока: выявить авторское отношение к изображаемым картинам войны; проследить, как исторические события, изображенные в романе, воздействуют на духовный мир героев; увидеть художественные приемы, используемые писателем для создания психологических портретов героев; выяснить отношение героев романа к данному событию.
Ход урока.
1.Подготовка к восприятию.
- Кульминацией всего действия романа Л.Н.Толстого «Война и мир» является Бородинское сраже-ние, т. к., во-первых, оно было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось, а во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев произведения. Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Почему Бородинское сражение показано глазами Пьера? Эти и другие вопросы будут в центре нашего внимания сегодня на уроке.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
- Прежде чем изобразить на страницах своего романа Бородинскую битву, Толстой задаётся вопро-сом: «Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом ближайшим было и должно было быть – для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы…а для французов то, что они приблизились к погибели всей ар-мии…Результат этот был тогда же совершенно очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов при-нял это сражение. <…> Давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно», - считает писатель, и это высказывание соответствует его убежде-нию, что «фатализм в истории» неизбежен.
Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Что мы узнаём о ней?
«Русские не отыскивали лучшей позиции; а, напротив, в отступлении своём прошли много позиций, которые были лучше Бородинской.<…>Русские не только не укрепляли позицию Бородинского по-ля…но и никогда… не думали о том, что сражение могло произойти на этом месте.<…>Бородин-ское сражение…принято было русскими на открытой, почти не укреплённой местности с вдвое слабейшими силами против французов, т.е .в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться 10 часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолже-ние 3-х часов армию от совершенного разгрома и бегства».
- Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русских, Толстой вводит в роман план битвы. Большинство сцен до и во время боя показано глазами Пьера Безухова. Что приводит Пьера на Бородинское поле?
Голос совести, невозможность в роковую для всей России минуту оставаться безучастным к беде Родины. Им движет «чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то». Именно здесь происходит главное событие – решается судьба его Отечества, хотя Пьер сам до конца это не осознает – «мне интересно».
- Именно глазами Пьера, далекого от военной жизни, ничего не понимающего в военном деле, слабо разбирающегося в диспозиции, показано большинство сцен до и во время Бородинского боя: Пьер воспринимает войну с психологической точки зрения, следит не за внешним ходом событий, а за на-строением участников, т.е. постигает внутренний дух битвы, силу патриотизма, или, как называет её Толстой, «скрытую теплоту», которая, по мнению писателя, и является причиной победы.
Изображение Бородинской битвы предваряют сцены, рисующие настроение русских накануне боя. Эти главы объясняют справедливость войны против захватчиков и показывают единство настроения людей. Как это проявляется?
Под Можайском Пьер встречается с обозом раненых и «старый солдат с подвязанной рукой, шед-ший за телегой», говорит ему: «Мужичков и тех гонят…Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва». Пьер размышляет: «Кавалеристы идут на сраженье, и встречают раненых, и ни на минуту не задумываются над тем, что их ждёт, а идут мимо и подмигивают раненым». «…Вы-ехав в небольшую улицу деревни, Пьер увидал …мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживлённые…что-то работали… и ему понятно стало то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят…». Пьер понимает, что это оживление говорит «о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти». «Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтоб приготовиться к смерти». «Чудесный, бесподобный народ!» - говорит Кутузов.
Князь Андрей в разговоре с Пьером говорит: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа…От того чувства, которое есть во мне, в нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате…Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиг-рать… мы выиграем сражение!» Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты. Болконского поддерживает Тимохин: «…правда, правда истинная…что себя жалеть теперь! Солдаты в моём батальоне…не стали водку пить: не такой день, говорят».
- И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом. «…Я не брал бы плен-ных... Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся ар-мия. Надо их казнить», - говорит князь Андрей, когда-то осуждавший ужасы войны. Сейчас же он призывает к жестокой расправе над врагом. «Война так война, а не игрушка», такая война, чтобы после неё никто не захотел её повторения. Война должна идти не по правилам фехтовального искус-ства, скажет далее Толстой. Хотя война — это «самое гадкое дело в жизни», писатель признаёт и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей.
Итак, «скрытая теплота патриотизма» объединяет русских людей, понимающих, что решается судьба родины. А как изображает писатель настроение французского лагеря накануне сражения?
Единство и воодушевление здесь кажущееся, непрочное, потому что основано на личных и мелких, корыстных целях. «Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l’empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве». Для самого Наполеона будущее сра-жение — большая игра, которую непременно надо выиграть, и для этого он должен правильно расставить шахматы — войска («Шахматы расставлены, игра начинается завтра»).
- Значительную роль в описании Бородинского сражения играют пейзажи. Более того, Толстой пока-зывает ход битвы, разные этапы её «по солнцу». Это не случайно: Бородинская битва началась на рассвете 26 августа (7 сентября), Наполеон, выехавший на восходе солнца к линии фронта, восклик-нул: «Вот солнце Аустерлица!». Он хотел воодушевить свои войска напоминанием о самой блестя-щей из одержанных им побед. Но на этот раз восходило солнце Бородина. Толстой изображает ут-реннее солнце, только что брызнувшее из-за тучи и рассеивающего тумана, смешанного с дымками выстрелов в начале сражения; солнце, застланное дымом и стоящее еще высоко — в середине битвы; солнце бьет «косыми лучами в лицо Наполеона»; в конце сражения тучи закрыли солнце, стал накра-пывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и изнуренных людей, «как будто он говорил: «Довольно, люди. Перестаньте.... Опомнитесь. Что вы делаете? На поле «стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови». Так образ солнца сопровождает дымы и выстрелы, и этот единый зрительно-слуховой образ знаменует этапы боя.
Когда началось сражение, «Пьеру захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки». Он поехал на поле боя и, встретив знакомого адъютанта генерала Раевского, отправился с ним. Оказавшись на кургане, где стояла батарея Раевского, «Пьер никак не думал, что …это место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении». Как отнеслись к Пьеру солдаты? Нашел ли он своё место среди них?
«Появление невоенной фигуры Пьера в белой шляпе сначала неприятно поразило этих людей. Солда-ты, проходя мимо его, удивленно и даже испуганно косились на его фигуру.<…>Солдаты неодоб-рительно покачивали головами, глядя на Пьера. Но когда все убедились, что этот человек … не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару, тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие, подобное тому, которое солдаты имеют к своим животным… живу-щим при воинских командах. Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, при-своили себе и дали ему прозвище. «Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой».
- Солдаты и офицеры батареи выполняют свой долг, они всё время все заняты: подносят снаряды, заряжают орудия и делают это с щегольством; всё время все оживлены, все шутят: над Пьером, над собой, над гранатой. И это не легковесность, а проявление стойкости, выносливости: «после каждого попавшего ядра, после каждой потери всё более и более разгоралось общее оживление». И Пьер, на-блюдавший за ними, тоже захотел стать участником боя и вызвался пойти за ящиком со снарядами. «Солдатом быть, просто солдатом! — думает Пьер уже после боя. – Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими», научиться «сопрягать свою жизнь с их жиз-нью». Мучаясь от того, что кровавость битвы испугала его, Пьер опять мыслью обращается к солда-там. «А они... они все время до конца были тверды, спокойны... Они не говорят, но делают».
Толстой показывает и поведение в битве Наполеона и Кутузова. Какими предстают перед нами полководцы?
Наполеон, руководя, как ему кажется, сражением, отдает массу приказов, разумных самих по себе, но таких, «которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы», т. к. менялась обстановка, и приказ становился неверным. «Наполеон не видел того, что он в отношении своих войск играл роль доктора, который мешает своими лекарства-ми…». Стройные массы французских войск возвращались с поля боя «расстроенными, испуганными толпами», и Наполеон чувствовал, что «страшный размах» его руки падает волшебно-бессильно».
Кутузов же «не делал никаких распоряжений», потому что знал, что «решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего… а те неуловимая сила, называемая духом войска, и он сле-дил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». Он отдает лишь те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость войска: приказывает оповестить войска о пленении Мюрата, о завтрашнем наступлении и т. д.
— Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына и фраза, произнесённая перед битвой: «Шахматы расставлены, игра начинается завтра»?
- Ключевой момент в этой сцене - самолюбование Наполеона самим собой, он хочет навсегда оставить след в истории и постоянно думает, как выгоднее запечатлеть себя в ней. Он тщательно подобрал эту фразу, чтобы историки отразили ее в своих записях. В этот момент он думает не о сыне, а о том, какую ему принять позу, какую сказать фразу, чтобы выглядеть как можно более величественно. Позёрство и лицемерие – вот характерные качества французского императора, для которого война — это игра, а люди — пешки, которых следует лишь правильно расставить и правильно двигать.
Расскажите о князе Андрее в Бородинском сражении.
Его полк стоит в резерве, но под непрерывным обстрелом. Когда полк потерял «уже более двухсот человек», он «был двинут вперёд… на тот промежуток между Семеновским и курганной батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направ-лен усиленно-сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий. Не сходя с этого места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял здесь еще третью часть своих людей.<…> Князь Андрей…нахмуренный и бледный, ходил взад и вперед по лугу… заложив назад руки и опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было. <…> Сначала князь Андрей, считая своею обязан-ностью возбуждать мужество солдат и показывать им пример, прохаживался по рядам; но потом он убедился, что ему нечему и нечем учить их. Все силы его души, точно так же как и каждого сол-дата, были бессознательно направлены на то, чтобы удержаться только от созерцания ужаса то-го положения, в котором они были». Когда в нескольких шагах от него падает граната, князь Анд-рей, думая о том, что не хочет умирать, и вместе с тем помня о том, что на него смотрят его солдаты, не ложится на землю и получает смертельное ранение.
- Тяжело раненный князь Андрей понимает, «что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не пони-маю». И лишь на лазаретном столе, когда Андрей видит рыдающего Анатоля Курагина, которому от-резали ногу, и чувствует к нему не ненависть, как прежде, а «восторженную жалость и любовь», к князю приходит понимание того, что главное – это «сострадание, любовь к братьям, к любящим, к ненавидящим нас, любовь к врагам.. та любовь, которую проповедовал бог на земле…».
Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого о нравственной победе русских: «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своём бессилии, была одержана русскими под Бородиным.<…>Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника».
Литература: Л.Н.Толстой. Война и мир. - М.:Просвещение, 1987.
Красильникова Ирина Сергеевна
Никитина Людмила Анатолиевна
Порошина Ольга Анатольевна
Легоцкая Вера Сергеевна