12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Шарандина Валентина Владимировна3480
Учитель не может научить многому, но для каждого ученика он открывает новый мир.
Россия, Курганская обл., Курган
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»

Конспект

интегрированного урока литературы и истории в 10 классе

Тема: «Личность Петра Первого в истории и литературе».

Оборудование: портрет Петра Первого, плакат с эпиграфом, презентации.

Цель: Соотнести исторический облик Петра Первого и его литературный образ.

Задачи урока:

Продолжать формировать умение анализировать и оценивать информацию.

Развивать навыки работы в группе.

Дать характеристику Петру Первому с исторической и литературной точки зрения.

Познакомиться с различными оценками деятельности Петра I.

Проследить, как раскрывается образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина, М.В. Ломоносова и А.Н. Толстого.

Выявить художественные средства создания образа Петра I в романе А.Н. Толстого «Петр Первый».

Эпиграф:

Наполеон – это ещё не есть Франция,

Но Пётр Первый – это Россия,

её плоть и дух, её характер,

воплощение всех её добродетелей и пороков.

Ход урока:

Ученик:

На берегу пустынных волн

Стоял он дум высоких полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный чёлн

По ней стремился одиноко,

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море,

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Александр Пушкин

Стадия Вызова

Прогнозирование по отрывку из стихотворения. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Учитель:

Яркая, колоритная фигура Петра Великого и его эпоха волновали и волнуют воображение многих поколений, от Ломоносова до наших дней. Вас, вступающих в жизнь, личность Петра и его эпоха, наверное, особенно заинтересует и заставит задуматься о многом, тем более что мы живём в очень сложное и трудное время. И вам, нашим сегодняшним выпускникам, придётся решать судьбу страны.

А сегодня нам предстоит соотнести исторический облик Петра Первого и его литературный образ.

Работа в 4 группах: каждой группе предстоит самостоятельно оценить сообщения выступающих по схеме («оценочный лист»):

ФИО выступающего

Критерии оценки (по 1 баллу)

Итоговая отметка

информативность

логичность

наглядность

выразительность

эмоциональность

 
             
             
             
             

Стадия Содержания

Выступления учащихся:

Краткая биография Петра I (история).

Реформаторская деятельность Петра (история).

Оценка Личности Петра I современниками и потомками (история).

Образ Петра I в творчестве Пушкина (литература).

Образ Птра в творчестве Ломоносова (литература).

Образ Петра I в творчестве А.Н. Толстого (литература).

Стадия размышления

Используя приём «Шесть шляп мышления», будем работать в группах с учебником истории и литературы. Используем только четыре шляпы.

Каждая группа получает свою шляпу и своё задание.

Белая шляпа. Выделить только факты из биографии и деятельности Петра I, которые привлекают внимания и заставляют спорить о нем и сегодня.

Красная шляпа. Выразить свои эмоции по поводу деятельности и образа жизни Петра I.

Жёлтая шляпа. Выделить позитивное в образе Петра I. Отметить положительное влияние его деятельности на дальнейшую историю России. Объяснить, почему считаете, что это хорошо. Аргументируйте своё мнение.

Чёрная шляпа. Нужно определить негативное в образе Петра I. Отметить отрицательное влияние его деятельности на историю России. Объяснить, почему вы так считаете.

Стадия рефлексии

Каждой группе написать синквейн со словом «Петр I».

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвёртая строка – короткое предложение, в котором высказать свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Заключительная стадия

Пётр - великий русский царь.

Православный Государь.

Был он смел, красив, умён

И Европой покорён.

Ездил он туда учиться

И, конечно, поделиться

Жаждал знанием с народом.

Тот не знал такого сроду,

Чтоб рядиться в парики.

Ох, ворчали старики!..

Флот отстроил он отличный.

Много делал сам он лично.

Вёл в Европу он Россию,

Чтоб была страна красивей.

Захотел - и сразу вмиг

Боярам бороды отстриг.

На колени всех поставил

И курить страну заставил.

Также водку он любил,

Сам курил и много пил.

Пол прекрасный уважал

И любовниц отнимал...

У историков - вопрос:

Он стране добро принёс?

Как всегда, и плюс, и минус

В каждом деле поселились.

Виктор Козлов

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.