Конспект интегрированного урока литературы и истории в 10 классе «Личность Петра I в истории и литературе»
Конспект
интегрированного урока литературы и истории в 10 классе
Тема: «Личность Петра Первого в истории и литературе».
Оборудование: портрет Петра Первого, плакат с эпиграфом, презентации.
Цель: Соотнести исторический облик Петра Первого и его литературный образ.
Задачи урока:
Продолжать формировать умение анализировать и оценивать информацию.
Развивать навыки работы в группе.
Дать характеристику Петру Первому с исторической и литературной точки зрения.
Познакомиться с различными оценками деятельности Петра I.
Проследить, как раскрывается образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина, М.В. Ломоносова и А.Н. Толстого.
Выявить художественные средства создания образа Петра I в романе А.Н. Толстого «Петр Первый».
Эпиграф:
Наполеон – это ещё не есть Франция,
Но Пётр Первый – это Россия,
её плоть и дух, её характер,
воплощение всех её добродетелей и пороков.
Ход урока:
Ученик:
На берегу пустынных волн
Стоял он дум высоких полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко,
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море,
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Александр Пушкин
Стадия Вызова
Прогнозирование по отрывку из стихотворения. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Учитель:
Яркая, колоритная фигура Петра Великого и его эпоха волновали и волнуют воображение многих поколений, от Ломоносова до наших дней. Вас, вступающих в жизнь, личность Петра и его эпоха, наверное, особенно заинтересует и заставит задуматься о многом, тем более что мы живём в очень сложное и трудное время. И вам, нашим сегодняшним выпускникам, придётся решать судьбу страны.
А сегодня нам предстоит соотнести исторический облик Петра Первого и его литературный образ.
Работа в 4 группах: каждой группе предстоит самостоятельно оценить сообщения выступающих по схеме («оценочный лист»):
ФИО выступающего |
Критерии оценки (по 1 баллу) |
Итоговая отметка |
|||||
информативность |
логичность |
наглядность |
выразительность |
эмоциональность |
|||
Стадия Содержания
Выступления учащихся:
Краткая биография Петра I (история).
Реформаторская деятельность Петра (история).
Оценка Личности Петра I современниками и потомками (история).
Образ Петра I в творчестве Пушкина (литература).
Образ Птра в творчестве Ломоносова (литература).
Образ Петра I в творчестве А.Н. Толстого (литература).
Стадия размышления
Используя приём «Шесть шляп мышления», будем работать в группах с учебником истории и литературы. Используем только четыре шляпы.
Каждая группа получает свою шляпу и своё задание.
Белая шляпа. Выделить только факты из биографии и деятельности Петра I, которые привлекают внимания и заставляют спорить о нем и сегодня.
Красная шляпа. Выразить свои эмоции по поводу деятельности и образа жизни Петра I.
Жёлтая шляпа. Выделить позитивное в образе Петра I. Отметить положительное влияние его деятельности на дальнейшую историю России. Объяснить, почему считаете, что это хорошо. Аргументируйте своё мнение.
Чёрная шляпа. Нужно определить негативное в образе Петра I. Отметить отрицательное влияние его деятельности на историю России. Объяснить, почему вы так считаете.
Стадия рефлексии
Каждой группе написать синквейн со словом «Петр I».
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвёртая строка – короткое предложение, в котором высказать свое отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Заключительная стадия
Пётр - великий русский царь.
Православный Государь.
Был он смел, красив, умён
И Европой покорён.
Ездил он туда учиться
И, конечно, поделиться
Жаждал знанием с народом.
Тот не знал такого сроду,
Чтоб рядиться в парики.
Ох, ворчали старики!..
Флот отстроил он отличный.
Много делал сам он лично.
Вёл в Европу он Россию,
Чтоб была страна красивей.
Захотел - и сразу вмиг
Боярам бороды отстриг.
На колени всех поставил
И курить страну заставил.
Также водку он любил,
Сам курил и много пил.
Пол прекрасный уважал
И любовниц отнимал...
У историков - вопрос:
Он стране добро принёс?
Как всегда, и плюс, и минус
В каждом деле поселились.
Виктор Козлов
Иоланта Юрьевна Жаркова
Сергиенко Ольга Владимировна