Британская жизнь и культура
ПРОГРАММА КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Британская жизнь и культура»
Пьянкова Валентина Ивановна
учитель высшей квалификационной категории
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – гимназия №116
Г. Екатеринбург
pyankova_vi@mail.ru
Аннотация
Программа реализует коммуникативно-когнитивный подход и направлена на развитие всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Через аутентичные видеофрагменты, творческие задания и проектную деятельность учащиеся не только изучают традиции, быт, образование и досуг британцев, но и учатся сравнивать их с реалиями своей культуры, развивая толерантность, критическое мышление и способность к межкультурному взаимодействию.
Особое внимание уделяется развитию навыков аудирования и чтения адаптированных текстов, устного и письменного высказывания в ситуациях повседневного общения, а также формированию универсальных учебных действий — познавательных, регулятивных и коммуникативных.
Курс способствует воспитанию уважения к другим культурам, осознанию ценности родной культуры и формированию потребности в использовании английского языка как средства познания мира и самореализации.
«Британская жизнь и культура» — это не просто урок иностранного языка, а путешествие в живую культуру, где каждый ученик становится исследователем, творцом и активным участником международного диалога.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Британская жизнь и культура» составлена на основе Учебного видеокурса «Window on Britain» Ричарда Макэндрю, выпущенный издательством Oxford University Press, представляет собой обширный и увлекательный материал о Великобритании. Тематика курса затрагивает самые основные области жизнедеятельности современной Британии.
Общая характеристика курса
Программа направлена на развитие коммуникативной компетенции учащихся в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной, а также развитие и воспитание потребности школьников пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ.
Целью данного курса является создание целостного представления о культуре стран изучаемого языка путём постоянной оценки уже имеющихся знаний и понятий с вновь полученными, а также путем сравнения знаний об англоговорящих странах с знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих.
Уроки страноведения предоставляют учащимся тематически связанную информацию культурного характера и материалы для чтения о странах изучаемого языка. Широко распространённым материалом для изучения другой культуры является видеофрагменты, при помощи которых обучающиеся смогут наглядно увидеть факты о разных странах. Творческие задания и проекты дают учащимся возможность переработать изученную на
занятиях информацию и сопоставить ее с аналогичным феноменом родной
культуры.
В связи с этим курс ставит следующие задачи:
‒ ориентировать учащихся на современную жизнь, направить материал курса на типичные явления культуры;
‒ учить выделять общее и специфичное; развивать понимание и толерантное отношение к стране, её людям, традициям;
‒ развивать навыки аудирования, чтения аутентичных текстов с общим охватом содержания, с детальным пониманием, с пониманием особой информации;
‒ развивать умения сравнивать, высказывать собственное мнение;
‒ развивать творческие способности у школьников.
В основу программы курса положен коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранному языку, предполагающий поэтапное формирование знаний и развитие всех составляющих коммуникативной компетенции.
Отличительной чертой курса является интерактивность, вывод обучающегося за рамки учебника, а также межпредметные связи как способ переноса языковых знаний и речевых умений на другие образовательные процессы. В процессе обучения используются формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Место учебного предмета в учебном плане гимназии
Учебный предмет «Британская жизнь и культура» входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, является предметом по выбору для учащихся 5-х классов, изучается в объеме 34 часов, из расчета один час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебной программы
2.1. Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- владение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; - использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев)
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
общения;
- публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта).
Совместная деятельность:
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
Самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации.
Эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
- принимать себя и других, не осуждая.
Предметные результаты
К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты:
1) владеть основными видами речевой деятельности:
говорение: вести разные виды диалогов и создавать разные виды монологических высказываний в рамках тематического содержания
речи в стандартных ситуациях неофициального общения с вербальными и (или)
зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в стране
(странах) изучаемого языка;
аудирование: воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры с разной глубиной проникновения в их содержание зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста текстов) для аудирования – до 1 минуты);
смысловое чтение: читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи и понимать представленную в них информацию;
письменная речь: писать короткие поздравления с праздниками, заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в стране (странах) изучаемого языка, писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в стране (странах) изучаемого языка;
2) владеть фонетическими навыками: различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах, выразительно читать вслух небольшие адаптированные аутентичные тексты объёмом до 90 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание содержания текста, читать новые слова согласно основным правилам чтения;
3) распознавать и правильно употреблять в устной и письменной речи лексические единицы, обслуживающих ситуации общения в рамках отобранного тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости;
4) понимать особенности структуры простых и сложных предложений английского языка, различных коммуникативных типов предложений английского языка;
5) владеть социокультурными знаниями и умениями: использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в стране (странах) изучаемого языка в рамках тематического содержания;
6) владеть компенсаторными умениями: использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания, прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации;
7) участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов
на английском языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной
безопасности при работе в сети Интернет;
8) использовать иноязычные словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме
Содержание курса
В содержание программы входят темы по географическому положению, культуре Великобритании, сведения об образе жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения жителей Великобритании, лингвострановедение. Изучение особенностей современной культуры, быта, традиций, географии Великобритании проводится таким образом, чтобы обучающиеся могли провести параллели с Россией.
Уроки проводятся таким образом, чтобы они были нацелены на а) дискуссию, б) на активизацию лексики, в) на проектную работу.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование курса 5 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Знакомство с Великобританией | 4 |
2 | Лондон-сердце Великобритании | 4 |
3 | Образование в Великобритании | 4 |
4 | Национальная кухня Великобритании | 2 |
5 | Как живут британцы (типы домов) | 2 |
6 | Известные британцы (Королевская семья, деятели литературы и музыки) | 6 |
7 | Праздники | 4 |
8 | Спорт в Великобритании | 3 |
9 | Музыка Великобритании | 3 |
10 | Как хорошо ты знаешь Великобританию (урок-викторина) | 2 |
Итого | 34 часа |
КТП курса «Британская жизнь и культура»
5 класс
№ | Даты недели | Тема |
I четверть | ||
1 | Знакомство с Великобританией (географическое положение, какие страны входят в состав Великобритании). Англия: обычаи и традиции | |
2 | Знакомство с Великобританией. Шотландия: обычаи и традиции | |
3 | Знакомство с Великобританией. Уэльс: обычаи и традиции | |
4 | Знакомство с Великобританией. Северная Ирландия: обычаи и традиции | |
5 | Лондон-сердце Великобритании. История Лондона | |
6 | Лондон-сердце Великобритании. Достопримечательности | |
7 | Лондон-сердце Великобритании. Достопримечательности | |
8 | Лондон-сердце Великобритании. Музеи и галереи | |
II четверть | ||
9 | Образование в Великобритании. Школьное образование (ступени обучения) | |
10 | Образование в Великобритании. Школьное образование (ступени обучения) | |
11 | Образование в Великобритании. Школьное образование (школьная форма, расписание) | |
12 | Образование в Великобритании и России | |
13 | Национальная кухня Великобритании. Традиционные блюда | |
14 | Национальная кухня Великобритании. Этикет за столом | |
15 | Как живут британцы (типы домов) | |
16 | Как живут британцы. Время с семьёй. | |
III четверть | ||
17 | Известные британцы. Королевская семья | |
18 | Известные британцы. Королевская семья | |
19 | Известные британцы. Деятели литературы. Алан Милн | |
20 | Известные британцы. Деятели литературы. Ридьярд Киплинг | |
21 | Известные британцы. Группа Битлз и Ролинг Стоунз | |
22 | Известные британцы. Современные исполнители | |
23 | Праздники. Рождество и Новый год: обычаи и традиции | |
24 | Праздники. Пасха: обычаи и традиции | |
25 | Праздники. Хэллоуин: обычаи и традиции | |
26 | Праздники. Необычные праздники (День Святого Патрика, День Гая Фокса) | |
IV четверть | ||
27 | Спорт в Великобритании. Традиционные виды спорта. | |
28 | Спорт в Великобритании. Традиционные виды спорта. | |
29 | Спорт в Великобритании. Известные личности | |
30 | Музыка Великобритании. Жанры музыки | |
31 | Музыка Великобритании. Национальные инструменты | |
32 | Музыка Великобритании. Урок-викторина | |
33 | Как хорошо ты знаешь Великобританию (урок-викторина) | |
34 | Как хорошо ты знаешь Великобританию (урок-викторина) | |
Список литературы:
1. MacAndrew, Richard. Window on Britain: Activity Book/ Richard MacAndrew. – Oxford: Oxford University Press, 2001. – 48 p.
2. Derek Sellen (2015) . The British Isles. Cideb Black Cat Cideb