Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

2
0
Материал опубликован 12 February 2022


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО

И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Кочеткова М.Ю. Эйстрих Г.П.

учителя физической культуры Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Энгельса, Саратовской обл., Россия

Аннотация: В представленной статье описан опыт успешной работы школы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни всех участников образовательного процесса, через реализацию программы: «От уроков физической культуры к Олимпийским рекордам!».

Ключевые слова: воспитательный процесс; безопасность; здоровьесберегающие технологии; программа развития физической культуры и спорта.

В целях сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса МОУ «СОШ №1» успешно реализует направление воспитательной программы «Отечество» - «Твоя жизнь – твой выбор» и программу развития физической культуры и спорта, олимпийского образования обучающихся 1 – 11 классов "От уроков физической культуры к Олимпийским рекордам!"

Воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении осуществляется в соответствии с Программой воспитания и социализации. Основными направлениями воспитательной работы были выбраны гражданско-патриотическое и нравственное. В рамках сложившейся системы патриотического и нравственного воспитания традиционными стали:

встречи с ветеранами войны и педагогического труда;

социальная акция «День пожилого человека», в которой приняли участие учащиеся с 1-11 класс;

патриотическая акция - вручение паспортов «Я – гражданин России»;

участие в праздничных мероприятиях «Широкая масленица»;

акция «Поздравь ветеранов Великой Отечественной войны и педагогического труда»;

акция милосердия;

участие в смотре-конкурсе юнармейских отрядов;

Классные руководители проводят мониторинг воспитанности обучающихся, а также формирования нравственных и гражданских качеств личности. Результаты мониторинга свидетельствуют о достаточной нравственной воспитанности и сформированной ориентации учащихся. Самый высокий показатель - 79% имеют обучающиеся 5 классов, самый низкий - 41% обучающиеся 7,9 классов.

Образовательное пространство школы обеспечивает активное и успешное участие школьников в спортивно-массовых мероприятиях, очных и дистанционных олимпиадах, проектах, конкурсах, фестивалях, выставках, акциях различной направленности и различных уровней.

Школа работает по шестидневной рабочей неделе для обучающихся 9 – 11 классов. Пятидневная рабочая неделя для обучающихся 1-8 классов. Расписание уроков, примерное шестидневное меню питания обучающихся ежегодно своевременно согласуются с территориальным управлением Роспотребнадзора.

Все обучающиеся получают рациональное и сбалансированное питание, которое полностью соответствует требованиям Роспотребнадзора, о чем свидетельствуют акты проверок. Проводится С-витаминизация третьих блюд. Питьевой режим в школе осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН.

В целях обеспечения безопасных для здоровья детей условий деятельности школа сотрудничает с правоохранительными органами, с отделением государственного пожарного надзора по Энгельсскому району, муниципальной комиссией по ГО и ЧС.

Совместно с отделом внутренних дел по Энгельсскому району разработан Паспорт безопасности школы. С обучающимися 1-11 классов регулярно проводятся уроки безопасности. Ежеквартально проводятся учебные тренировки поведения и эвакуации обучающихся и персонала школы из здания в случае чрезвычайной ситуации. Школа оснащена первичными средствами пожаротушения в необходимом количестве, установлена система противопожарной сигнализации и заключен договор на ее обслуживание.

В целях предупреждения дорожного травматизма и формирования у обучающихся навыков безопасного поведения на дорогах в рамках проведения уроков окружающего мира (1-4 классы) и ОБЖ (8-11 классы) организовано обучение обучающихся правилам дорожного движения. За последние 2 года участников ДТП не зарегистрировано. За последние три года снизился процент травматизма во время учебно-воспитательного процесса, не было ни одного случая пищевых отравлений в школьной столовой.

Особое внимание уделяется санитарно-гигиеническому состоянию школы, которое поддерживается на должном уровне. Два раза в смену проводится влажная уборка всех помещений школы с использованием моющих и дезинфицирующих средств.

Проветривание учебных помещений проводится во время перемен, а рекреационных – во время уроков. До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание учебных помещений в соответствии с требованиями СанПиН.

Температурный режим, освещение рабочих мест обучающихся и учителей соответствуют требованиям СанПиН (инструментальные измерения службы Роспотребнадзора).

Школа оборудована санитарными узлами, соответствующими нормам СанПиН. У обучающихся сформирован навык мытья рук перед приемом пищи, что способствует исключению возникновения острых кишечных инфекций среди обучающихся за последние пять лет. В каждом кабинете есть средства индивидуальной защиты: мыло, дезинфицирующее средство, бумажные полотенца, что позволяет соблюдать все гигиенические нормы в условиях пандемии.

Состояние физического, психического здоровья ребенка определяется восприятием гармонии или дисгармонии форм, цвета, композиции. Поэтому школьная мебель, стены рекреаций, спортивных залов окрашены в спокойные, светлые радующие глаз тона, много цветов, размер и размещение которых соответствуют нормам СанПиН, создают уют и комфорт в помещениях.

Большое внимание школа уделяет вопросам безопасности участников образовательного процесса. С 2015 года пропускной режим школы обеспечивается посредством турникетов и электронных пропусков. "Кибер-Карта" бесплатно выдается всем обучающимся и сотрудникам школы. Нужно отметить, что система совершенствуется и принята участниками образовательного процесса. В школе проведена модернизация автоматической пожарной сигнализации, установлены более мощные динамики, противопожарные двери и люки, проведены мероприятия по определению взрывопожарной категории ряда помещений. Охрана школы обеспечивается круглосуточно техническим персоналом. Установлена «тревожная кнопка», сигнал которой выведен на пульт вневедомственной охраны Энгельсского района.

Программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования "От уроков физической культуры к Олимпийским рекордам!" обеспечивает повышение качества обучения и воспитания путем овладения здоровьесберегающими технологиями, позволяющими уменьшить психо-эмоциональные нагрузки и предупредить негативные сдвиги в состоянии здоровья участников образовательного процесса; активизирует деятельность общеобразовательного учреждения по развитию физической культуры и спорта, олимпийского образования, внедрение комплекса ГТО, интенсивного преобразования системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения) направлена на валеологическое сопровождение учебного процесса – сохранение и укрепление здоровья всех его участников:

- формирование у обучающихся и их родителей потребности в здоровом образе жизни и ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих (пропаганда здорового образа жизни через учебные предметы и классные часы, спортивно-массовые мероприятия, дни здоровья, дополнительное образование);

- совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика девиантных форм поведения (социально-психологическая служба школы);

- лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников (центр медицинской профилактики);

- совершенствование материально-технической базы для физического и духовного развития и воспитания;

- создание здоровой и безопасной образовательной среды (микроклимат, освещенность, мебель, технические средства обучения, организация питания с учетом состояния здоровья детей, профилактика утомляемости школьников, профилактика снижения зрения, нарушения осанки и сколиоза, проведение динамических часов в начальной школе и динамических пауз на уроках в 1-11 классах).

В рамках реализации программы развития школы за последние два года модернизирована материально-техническая база за счет получения школой государственной поддержки. Сегодня материально-техническое оснащение включает в себя учебные кабинеты, спортивные залы, актовый зал, кабинет психолога, столовую, центр медицинской профилактики (кабинет врача, процедурный кабинет, стоматологический кабинет), компьютерные классы, библиотеку.

Спортивные залы оснащены оборудованием и инвентарем в достаточном количестве для выполнения учебной программы по физической культуре, проведения внеклассных спортивно-массовых мероприятий, секций (волейбол, баскетбол, лёгкая атлетика, пионербол, художественная гимнастика, плавание). Постепенно, в рабочую программу вводятся новые виды спорта-самбо, бадминтон, мужская ритмическая гимнастика, как инновационные формы преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС.


Наиболее значимые позитивные результаты данного направления:

1. Создана нравственная среда, позитивно воздействующая на формирование личности ученика и способствующая сохранению его физического, психического и нравственного здоровья, в результате чего за последние 3 года:

- снизился процент конфликтных ситуаций, школьной дезадаптации, педагогической запущенности, нет беспризорных и безнадзорных детей, стабильно высокий процент профессионального самоопределения выпускников - нет выпускников, которые после окончания школы не продолжают образование или не трудоустроились;

- высокий уровень нравственных и ценностных представлений, норм морали, права, способности адекватной самооценки.                       

2. Снижение количества обучающихся, состоящих на учете в ПДН ОВД по Энгельсскому району.

3. Школьная программа развития физической культуры и спорта олимпийского образования в школе способствует формированию у несовершеннолетних потребности здорового образа жизни, воспитанию отрицательного отношения к наркотикам и другим вредным привычкам, профилактике правонарушений и преступлений.

4. Особое внимание в школе уделяется занятости детей группы риска, все обучающиеся «группы риска» регулярно участвуют в спортивных мероприятиях школы, посещают спортивные секции.

5. Систематическое проведение спортивно-массовых мероприятий с большим процентом участия обучающихся, высокий уровень подготовки мероприятий, позитивный «физкультурно-спортивный климат» в школе позволили добиться высоких и стабильных результатов в состоянии физического, психологического и нравственного здоровья обучающихся: по итогам городской спартакиады школьников по видам спорта МОУ «СОШ №1» занимает 1 место! 

6. Целью воспитательной системы школы является воспитание и развитие свободной, творческой, физически и духовно здоровой личности, способной к самореализации, готовой к созидательной трудовой деятельности, гражданина своего Отечества.

7. Школа проводит разнообразные мероприятия по предупреждению дидактогенных заболеваний (сколиоз, нарушение осанки и зрения обучающихся): целенаправленная разминка на уроках физической культуры, динамические паузы в середине каждого урока с обязательным выполнением специальных комплексов упражнений, направленных на предупреждение нарушений зрения, осанки и сколиоза, организация подвижных игр на переменах, создание специальных медицинских групп.

Анализ достигнутых результатов реализации программы развития физической культуры спорта олимпийского образования обучающихся 1 – 11 классов школы "От уроков физической культуры к Олимпийским рекордам!" позволяет сделать вывод, что МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», успешно выполняя свою миссию (создание наиболее благоприятных условий для получения качественного образования, воспитания и развития всех детей: одарённых, обычных, нуждающихся в коррекции с учётом их склонностей, способностей и интересов), уверенно продвигается в достижении стратегической цели программы развития школы.



Список литературы:

В.И. Ковалько. Здровьесберегающие технологии. 1-4 классы. Теория, программы, технология, мероприятия, подвижные игры, физкультминутки. –М. «ВАКО» 2004.

Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/ Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. –М., 2012.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. –М.: АРКТИ, 2003. -272с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации