Литературная гостиная «От культуры чтения к культуре речи и мышления»
Литературная гостиная
От культуры чтения к культуре речи и мышления
1-ый ведущий. Дорогие гости, приветствуем вас в нашей литературной гостиной.
2-ой ведущий. Сегодня мы будем говорить о культуре чтения, культуре речи и культуре мышления.
1-ый ведущий. Неоспорим тот факт, что культура чтения в идеале развивает культуру речи и общую культуру мышления. Сохранилась ли в современном мире культура чтения? Обладают ли молодые люди необходимыми навыками чтения?
2-ой ведущий. Ответы на эти вопросы нам даст заведующий информационно-библиографическим отделом библиотеки БГПУ им. М.Акмуллы Пётр Ильич Федоров.
1-ый ведущий. Мы провели опрос среди студентов нашего университета. Им были заданы два вопроса: «Как часто вы посещаете библиотеку?» и «Читаете ли вы в свободное время?». …., прокомментируйте, пожалуйста, итоги этого опроса.
1-ый ведущий. Давний и добрый друг Музея русской культуры в Сан-Франциско — Георгий Васильевич Куманский, часто консультирует волонтеров музея о проблемах связанных с культурой чтения современного общества. Много лет назад в его домашнем архиве отложился листочек со стихотворением Евгения Вадимова «Русская культура». Емкое, пронзительно доброе и грустное — оно зацепило душу и оставило след. Прошли годы и листочек с поэтическими строчками вновь попался в руки Георгию Васильевичу. Но на этот раз он не спрятал его в стопке личных бумаг, вставил в в рамку и принес в подарок музею, сказав при этом, что стихотворение достойно быть гимном музея. Стихотворение «Русская культура прочитает студентка 2-го курса
«Русская культура»
Русская культура — это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой.
Русская культура — это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой.
Русская культура — это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль,
Терема и маковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль.
Русская культура — это дали Невского
В серо-белом сумраке северных ночей,
Это — радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.
Русская культура — это все, чем славится
Со времен Владимира наш народ большой:
Это наша женщина — русская красавица,
Это наша девушка с чистою душой.
Русская культура — наша жизнь убогая
С вечными надеждами, с замками во сне,
Русская культура — это очень многое,
Что не обретается ни в одной стране.
2-ой ведущий. На экране вы видите характеристики человека, согласны ли вы с их иерархией.
Homo sapiens – человек разумный.
Homo legens – читающий.
Homo loquens – говорящий.
Homo scribens – пишущий.
2-ой ведущий. Многие из вас слышали выражение «чтение – вот лучшее учение». Почему А.С. Пушкин так сказал? Давайте послушаем представителей разных наук. О том, как влияет чтение художественной литературы на развитие мышления, расскажет ….
Мозг – это гибкая, адаптивная система. Нейронные сети функционируют нормально, когда они работают постоянно и с хорошей нагрузкой. Чтение художественных текстов и особенно стихов ее обеспечивают. Она нужна и для профилактики, особенно в зрелом возрасте, когда действия и размышления человека укладываются в плоскость здравого смысла и сводятся к повторению известного, а мозг не должен расслабляться. Мы привыкли к тому, что надо бегать по утрам, делать гимнастику, ходить в тренажерный зал. Как полезно и приятно чувствовать «мышечную радость», когда кровь приливает ко всем органам. Чтение художественных текстов – это тоже гимнастика мозга. Когда он работает, к его долям и извилинам, занятым в процессах понимания, припоминания, выбора и интерпретации, точно так же приливает кровь. И мы становимся умнее, а мир – понятнее.
1-ый ведущий. А. Эйнштейн когда-то произнес загадочные слова: «Достоевский дал мне больше, чем Гаусс»? Что он имел в виду? Об этом расскажет ….
2-ой ведущий. Книги уже много тысячелетий формируют, отражают и сопровождают человеческую цивилизацию. Им уже 4,5 тысячи лет. Книга печатная (в современном понимании слова) сама становится предметом искусства с момента своего возникновения (примерно с 1440 года; в России – несколько позже – во второй половине XVI века).
1-ый ведущий. (на слайде показываются репродукции картин). Более 570 памятников искусства о книге и чтении от античности до новейшего времени собраны и прокомментированы в известной работе западногерманского книговеда З. Тауберта «Библиопола». Это произведения Джорджоне, Тициана, А. Бронзино, Д. Веласкеса, Рафаэля, Рембрандта, Рубенса, К. Коро и многих других титанов XV–XVIII веков. В XIX веке – это излюбленная тема импрессионистов: О. Ренуара и К. Моне, Ван Гога и Э. Мане, А. Тулуз-Лотрека и Б. Моризо. Произведения русских мастеров классической эпохи – О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, М.А. Врубеля, В.А. Серова, Н.Н. Ге, и таких художников прошлого века, как М.В. Нестеров, И.Э. Грабарь, Н.П. Ульянов, А.А. Дейнека и других, показывают нам, как широко распространилась книга в России, как изменился её читатель.
2-ой ведущий. У импрессионистов масса картин о читателе и книге. Книга в руках человека, расположившегося на природе, – излюбленная их тема: у Клода Моне («На лугу», «Семья художника в саду», «В лесах Живерни», «Чтица»); у Анри Тулуз-Лотрека («Дезире Дио»), у Гюстава Кейботта («Апельсиновое дерево»).
Клод Моне «На лугу»
1-ый ведущий. В России в XIX веке книга и чтение начинают играть заметную роль в обществе, и бурно развивающаяся портретная живопись во всём многообразии отражает эту тему. Один из лучших русских портретистов, идеолог и организатор «Товарищества передвижных художественных выставок» (1870), автор такого всемирно известного шедевра, как «Христос в пустыне», И.Н. Крамской (1837-1887).
2-ой ведущий.И.Н. Крамской оставил в наследство потомкам изображения самых известных своих современников с книгой в руках. Достаточно вспомнить такие его работы, как «Н.А. Некрасов в период последних песен», «Портрет А.С. Суворина».
И.Н. Крамской. «Портрет жены Софьи Николаевны»
1-ый ведущий. Художники ХХ века тоже обращаются в своих работах к теме «Читатель и книга». Художник Йосеф Островский написал картину «Человек с книгой» которая приковывает взгляд сразу своей наивностью и чистотой. Седобородый старец зачаровано смотрит на книгу, как на чудо. Но ведь это так и есть!
«Человек с книгой»
2-ой ведущий. В своей работе «Библиопола» З. Тауберта пишет о том, что начиная 2000-х годов, для книги вновь наступили трудные времена: она пропала из портретной живописи. Книги сменяются цифровыми форматами: телефонами, электронными книгами и т.д.
Реалистичная живопись Дэна Витца
Реалистичная живопись Дэна Витца
1-ый ведущий. В последние время молодое поколение переходит на цифровой формат чтения. Мы решили провести опрос среди студентов разных факультетов БГПУ им. М. Акмуллы и узнать, какой формат книг студенты предпочитают и почему? Смотрим на экран. Дать оценку этому видео и ответить на вопрос «Имеет ли значение формат чтения – традиционный или цифровой?» мы попросим психолога.
2-ой ведущий. Итак, чтение в традиционном, классическом формате предпочтительнее. Желание перевернуть страницу узнать, чем все закончится – в этом есть определенный драйв.
1-ый ведущий. Стихотворение М.И. Цветаевой « Книга в красном переплёте» прочитает студентка 2-го курса:
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном пререплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тот час же к вам, бывало,
— Уж поздно!- Мама, десять строк!…-
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет, в воздухе свежо…
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…
Кладбище… Вещий крик совы….
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком — корона…
Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы…
— О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
1-ый ведущий. Любовь к чтению, потребность в нем закладывается в детстве, особенно в школе, в которой осваивается так называемый «золотой канон». Нужен ли он? Давай попросим ответить на него нашего гостя-литературоведа ….
\2-ой ведущий. Культура чтения определяет и формирует культуру мышления. О том, как чтение литературы влияет на развитие логики и мышления, и любая ли литература способствует развитию мышления, нам расскажет …..
1-ый ведущий. Чтение влияет не только на мышление, оно развивает речь, как внутреннюю, так и «внешнюю». Об этом расскажет профессор ….
2-ой ведущий. Возможен ли возврат к литературоцентризму?
1-ый ведущий. Классическая литература в XIX веке экстраполировала свои словесные средства на другие виды искусства (живопись, музыку, кино и т.п.) и добивалась от них подлинно литературных эффектов, то сегодня постлитература скорее сама становится продуктом современных медиа, перенимая контекст функционирования, художественные средства и поэтику у невербальных искусств и культурных практик, тем самым окончательно утрачивая свою словесную специфику и стремительно маргинализуясь по отношению к складывающемуся в русской культуре (как и в других культурах глобализирующегося мира) медиацентризму информационного общества.
2-ой ведущий. Однако еще неизвестно, что и чем, в конечном счете, управляет в современной российской культуре: то ли телевидение использует литературу как предмет экранизаций для обретения культурной универсальности и расширения своего влияния на культуру в целом, то ли литература, опираясь на телеэкранизации своих произведений, использует телевидение (и другие медиа) как средство восстановления своего культурного авторитета и возрождения литературоцентризма русской культуры — в противовес медиацентризму или в сочетании с ним.
1-ый ведущий. Переживаемый сегодня русской культурой четвертый кризис литературоцентризма не является последним и завершающим историю русской литературы, но носит временный и преходящий характер, связанный с острой борьбой литературоцентризма с медиацентризмом, которая идет в современной русской культуре. Возможно, эта борьба и завершится победой медиацентризма, но не исключено, что эта победа будет недолгой или даже мнимой, если литературе удастся органично вписаться в медиакультуру и подчинить ее себе (как это уже неоднократно бывало ранее — с критикой, театром, живописью, музыкой, кино). Если это произойдет, мы увидим новый взлет литературоцентризма, тем более заметный и значительный, чем острее переживается его современный кризис и чем труднее дается его одоление самой литературе.
Белкина Надежда Владимировна