12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трушина Светлана Юрьевна6501
Учитель музыки высшей квалификационной категории, педстаж работы 37 лет. 20 лет- музыкальный руководитель в ДОУ
Россия, Забайкальский край, Село Знаменка, Нерчинский район
Материал размещён в группе «Духовно-нравственное воспитание »
13

Разработка занятия к курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры» на тему «Православие и культура», 4 класс



                                            Разработка занятия  к курсу 
                      «Основы религиозных культури светской этики». 
                             Модуль:  «Основы православной культуры»
                            на тему : «Православие и культура»
                                                   для 4 класса 


Сегодня ребята, тему урока вы определите только в конце занятия. Будьте внимательны. Вам надо будет сказать о том, что самое главное было на уро­ке, подвести итог и самостоятельно сформулировать тему урока.
Общий кадр на начало урока
Учитель: Что существует в мире ,окружающим человека (ответы учащихся)
Учитель подводит учащихся к определению культу­ры, используя презентацию.

Слайд 2-5.

Чтение текста. Учебное пособие «Добрые уроки-на­ставления», с. 7-8 (до слов «Культура России историче­ски формировалась под воздействием православия»).

Задание № 1 в рабочей тетради:

Верны ли эти ут­верждения? Обведи правильный ответ.

1

Под словом «культура» воспринимается все создан­ное человеком и содействующее его благу.

Да
нет

2

Под словом «культура» воспринимается все создан­ное Богом.

да
нет

3

Любой предмет, созданный человеком, является частью культуры
.

да
нет

4

Культура влияет на мысли и чувства людей, на спо­собы их самовыражения, общения и труда.

да
нет

5

Культура — это результат человеческой деятель­ности, через которую люди передают свои знания и опыт последующим поколениям.

да
нет

6

Культура у всех людей одинаковая.

да
нет

7

Есть области культуры, общие для всех людей, для всей страны и даже для всего мира.

да
нет

8

Всякая культура имеет духовную основу и связана с религией.

да
нет

Рассказ учителя сопровождается показам презента­ции. Важно, чтобы на уроке прозвучал следующий текст.

Крещение Руси.(показ презентации)

Год 988 вошел в историю русского народа как время Крещения Руси. Крещение — это присоединение к Церк­ви. С этого времени православие стало официально го­сударственной религией. Православная Церковь играла важнейшую роль в государственных делах и в жизни на­рода. Во главе государства мог стоять только православ­ный монарх, венчанный на царствование по православ­ной традиции.

В XVI-XVII вв. в состав Российского государства вошли многие народы, исповедующие другие религии. Русская Православная Церковь не проводила насиль­ственного обращения народов в свою веру, вместе с тем принятие православия поддерживалось и поощрялось.
Понятия «русский» и «православный» на Руси до XX в. были синонимами, т. е. означали одно и то же, а именно: принадлежащий к русской православной куль­туре, которая веками формировалась на идеалах любви, добра и смирения.

Слайд 6,7 . Крещение Руси

Задание № 2 в рабочей тетради:

Отметьте на «лен­те времени» год Крещения Руси.

 

987

988

989

990

991

992

993

994

995

986

 

Учитель обращает особое внимание, что культура Рос­сии исторически формировалась под воздействием пра­вославия.

Слайд 8,9 .Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в.

Слайд 10 .Связь культуры с православием

Продолжение чтения учебного пособия «Добрые уроки- наставления» со слов «Культура России исторически фор­мировалась под воздействием православия...» до конца.
Культура России исторически формировалась под воздействием православия. Православие внесло в рус­скую жизнь глубокое духовное начало. Это прежде всего упражнение в добре, в добрых делах, мыслях, чувствах и отсечение злых помыслов и пожеланий. Воспитание в себе рассудительности и выбора доброго. Православная культура — это установка на активную, подвижниче­скую, созидательную жизнь, особое понимание и ощуще­ние красоты.
Православная вера пришла к нам из Греции, древней Византии. Святой равноапостольный князь Владимир вы­брал для русского народа православную веру и крестил Русь в 988 г. Вера стала наполнять жизнь людей смыслом. Появились храмы, куда люди шли и с радостью, и с горем.
Люди на Руси читали Священные книги, стремились к святости и укоряли себя за то, что грешат. На Руси было много церквей. В каждом селе обязательно стоял храм. Проходя мимо церкви, люди осеняли себя крестом и мо­лились. За стремление большинства людей жить свято Русь стали называть Святой Русью

Вопросы учителя:
-Почему Русь называли Святой?
-Как вы понимаете слова «Вера наполняла жизнь людей смыслом»?
-В чем для вас смысл жизни? Вы задумывались об этом?

.Задание № 3 в рабочей тетради:

Прочти, вставляя пропущенные слова в текст «Святая Русь».
(слова, которые вписывают учащиеся, выделены курсивом)
Православная вера пришла к нам от греков из древней Византии. Крестилась Русь во времена святого равно­апостольного князя Владимира. Вера наполняла жизнь людей смыслом. В храм они шли и с горем, и с радостью. Сделать что-то для храма считалось делом добрым, по­четным и радостным.
Люди на Руси читали Священные книги, стремились к святости и укоряли себя за то, что грешат. На Руси было много церквей. В каждом селе обязательно стоял храм. Проходя мимо церкви, люди молились и крестились. За это стремление большинства людей жить свято Русь ста­ли называть Святой Русью.

Учитель. Подведем итог урока.

-О чем был урок?
-Что самое главное было на уроке?
.Задание № 4 в рабочей тетради:
Что самое главное было на уроке? Напишите опорные слова.
Учитель. Теперь дайте краткое название темы урока. За­пишем тему урока: «Православие и культура».

Слайды 11,12 . Тема урока

Учитель. Вы знаете, что предмет, который мы с вами из­учаем, называется «Основы православной культуры».

Слайд 13 .

Кадр-заставка
Продолжите каждый самостоятельно предложение «Основы православной культуры надо изучать для того, чтобы...». Используется метод экспресс - опроса.
Учитель зачитывает высказывания учащихся.

Слайд 14 Диагностика

Завершение урока рефлексией: учащиеся закрашивают изображенную в тетрадях звездочку-индикатор.

Презентация к уроку
PPTX / 7.27 Мб

Источники:

Учебник. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А.В.Кураев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс: методическое пособие / Т.А. Берсенева; под общ. ред. Священника А.А. Мороза.- 2-е изд.; испр. и доп.-М.:ООО ИД «Покров ПРО», 2014.-224 с

Мороз А., священник, Берсенева Т., педагог. Добрые уроки-наставления: учеб. Пособие к курсу «Основы православной культуры»

для учащихся 4-5 классов.- СПб.: Сатисъ, 2013

Опубликовано в группе «Духовно-нравственное воспитание »


Комментарии (3)

Дементьева Ирина Михайловна, 19.10.18 в 20:09 2Ответить Пожаловаться
ОТЛИЧНО!!!!! С ПОБЕДОЙ!!!!!!!!!!!!

Трушина Светлана Юрьевна, 19.10.18 в 21:15 2Ответить Пожаловаться
Ирина Михайловна, спасибо! Очень приятно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.