Буклет «Ассистент-помощник или тьютор. Кто будет с вашим ребенком в первом классе?»
"Ассистент- помощник или тьютор. кто будет с Вашим ребенком
PDF / 178.03 Кб
/data/files/x1620661454.pdf ("Ассистент- помощник или тьютор. кто будет с Вашим ребенком)Название буклета: «Ассистент – помощник или тьютор. Кто будет с Вашим ребенком в первом классе?»
Информация буклета предназначена для родителей первоклассников с ОВЗ, прошедших ПМПК, и в заключении которого рекомендован ассистент- помощник или тьютор.
Данная информация поможет родителям разобраться, кто будет рядом с их ребенком, какие должностные обязанности возложены на специалиста, какие требования выдвигаются специалистам.
Информация, представленная в буклете.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) —— это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Право ребенка с ОВЗ на сопровождение в системе образования может быть реализовано с помощью:
• Ассистента-помощника, оказывающего техническую помощь;
• Тьютора (педагога наставника), оказывающего педагогическое сопровождение.
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК.
Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации).
Для образовательной организации данное заключение ПМПК обязательно к исполнению.
Часто встречаемые ошибочные суждения:
Тьютор и ассистент-помощник — одно и то же понятие.
Тьютор — это волонтер, оказывающий ребенку помощь в передвижении, одевании, приеме пищи и прочее.
Тьютором можно стать, закончив «курсы тьюторов».
Родителю, сопровождающему своего ребенка в школе (и оказывающему ему необходимую техническую помощь) необходимо «выучиться на тьютора» (иначе ему могут не разрешить оказывать эту помощь).
Тьютор и ассистент-помощник не может быть предоставлен в коррекционной школе.
Ассистент- помощник
Функции ассистента помощника -
Оказание обучающемуся необходимой технической помощи, среди которых - оказание помощи:
• в использовании технических средств реабилитации (изделий),
• в одевании и раздевании,
• в ведении записей, приведение в порядок рабочего места и подготовка необходимых принадлежностей,
• при пользовании столовой посудой и приборами, в соблюдении личной гигиены во время принятия пищи,
• оказание первой помощи при угрожающих жизни состояниях…
Требования к образованию и опыту работы ассистента -помощника -
Среднее общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте или Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих "Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья"
Требования к опыту работы не установлены.
Тьютор
Тьютор — это педагогическая должность.
Функции тьютора:
Персональное педагогическое сопровождение в образовательном пространстве.
Организация процесса индивидуальной работы с обучающимся.
Построение и реализация персональной образовательной стратегии
Реализация адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития
Учет личного потенциала ученика с ОВЗ, образовательной и социальной инфраструктуры и задач основной деятельности.
Требования к образованию и опыту работы тьютора
Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика».
Стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Кому предоставляется ассистент-помощник?
• Ассистент-помощник может быть предоставлен для обучающихся с ОВЗ по зрению.
• При необходимости, возможно временное или постоянное участие ассистента (помощника), рекомендуемого Бюро МСЭ для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Ассистент помощник законодательно предусмотрен и в дошкольном учреждении и в школе. По одной штатной единице на 1-6 учащихся с ОВЗ. Функции ассистента могут быть возложены на штатные единицы помощника воспитателя и младшего воспитателя, которые могут быть введены в штатное расписание школы (или дошкольного учреждения).
Кому предоставляется тьютор?
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N1015 устанавливает возможность тьюторского сопровождения для учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития на период адаптации к нахождению в ОУ (от полугода до года).
Тьютор может рекомендоваться ПМПК конкретному ребенку, например, с расстройствами аутистического спектра или с тяжелыми и множественными нарушениями. Законодательно тьютор предусмотрен в школе, (в дошкольном учреждении не предусмотрен).
Бурых Елена Владимировна
Фролова Елена Николаевна
Смирнова Анжела Викторовна