12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Богатырева Марина Николаевна29

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодского муниципального района «Федотовская средняя школа»










Методическая разработка классного часа для обучающихся 8-х классов «Интернет: друг, помощник или враг?»












Автор: классный руководитель, учитель первой категории Богатырева Марина Николаевна














П. Федотово 2020



Тема воспитательного мероприятия

Интернет: друг, помощник или враг?

Актуальность

В наше время, наиболее широкое распространение получила компьютерная сеть Интернет. Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую Вам информацию Вы можете получить, не отходя от экрана Вашего монитора. Появился новый вид психологического расстройства - Интернет - зависимость.

Сегодня почти у каждого обучающегося есть смартфон, компьютер, ноутбук или планшет с выходом в Интернет. Из-за этого возникает чрезмерное пристрастие к Интернету, желание проверить сообщения, комментарии или директ, пролистать ленту новостей. Конечно, большинство пользователей сети Интернет не контролируют время ее использования.

Нескончаемый поток информации в Интернете негативно сказывается на нашем мозге -  нарушаются память, процессы мышления, речь, особенно у детей. Если 15 лет назад на заре эры персональных компьютеров и смартфонов задержка речевого развития отмечалась лишь у 4% детей, то в 2015 году таких детей было уже  от 40 до 60%.

Таким образом, можно сделать вывод, что длительное неконтролируемое нахождение в сети Интернет разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику и здоровье детей.

Целевая аудитория

Целевой аудиторией являются обучающиеся 8 класса (13-15 лет).

Роль и место в системе работы классного руководителя

Классный час проводится в целях профилактики интернет-зависимости обучающихся, встраивается в общую систему классных часов по профилактике негативных явлений и формированию здорового образа жизни. Классный час может быть приурочен ко Всемирному дню безопасного Интернета.

Цель и задачи

Цель: создание условий для профилактики Интернет-зависимости и формирование здорового образа жизни.

Задачи: 

- познакомить обучающихся со статистическими фактами и признаками интернет – зависимости, с негативным влиянием длительным и неконтролируемым нахождением за компьютером;

- рассмотреть положительные и отрицательные черты влияния Интернета;

- выявление интернет-зависимости у обучающихся;

развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе;

воспитывать положительное отношение к культуре здоровья.

Планируемые результаты

- обучающиеся узнают о признаках интернет-зависимости, познакомятся с негативным влиянием длительного и неконтролируемого нахождения за компьютером;

- обучающиеся оценят степень интернет-зависимости у себя;

- обучающиеся оценят положительное и отрицательное влияние Интернета, подберут для себя альтернативные виды деятельности;

- обучающиеся получат возможность научиться высказывать свое мнение и аргументировать его, работать в группе;

- для обучающихся будут созданы условия по воспитанию положительного отношения к культуре здоровья.

Форма проведение

Классный час с элементами беседы, групповой работы, сказкотерапии. Беседа - одна из самых распространенных форм проведения классных часов. Она помогает проговорить пройденный материал, учит формировать свое мнение. Групповая работа учит обучающихся работать в команде. Сказкотерапия позволяет закрепить материал в ненавязчивой форме, позволяет использовать внутренние ресурсы обучающихся.

Используемые методы, технологии, приемы

В данном мероприятии использовались:

- словесный и наглядный методы обучения;

- дискуссия;

- беседа, рассказ;

- технология развития критического мышления.

Этапы подготовки и проведения мероприятия

1. Определение актуальности проблемы, поднимаемой классным часом (на основании педагогического наблюдения, бесед с обучающимися и родителями).

2. Определение целей и задача классного часа.

3. Выбор формы и методов проведения классного часа.

4.Предварительная подготовка (отбор материала, консультация с педагогом-психологом, подготовка презентации, раздаточного материала и т.д.).

5. Проведение мероприятия:

- создание психологического настроя;

- актуализация знаний;

- обсуждение новой темы;

- тестирование;

- получение новых знаний;

- дискуссия;

- просмотр притчи;

- рефлексия.

6. Педагогический анализ мероприятия.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Материально – технические ресурсы:

- карточки,

- проектор,

- ноутбук,

- презентация,

- мел,

- доска,

-ладошки для рефлексии.

Кадровые ресурсы:

- классный руководитель,

- педагог-психолог.

Рекомендации по использованию методической разработки

При подготовке классного часа лучше проконсультироваться с педагогом-психологом по использованию теста, умению правильно преподнести информацию об интернет-зависимости.



Ход мероприятия

Стоят три стола, на них - афоризмы про интернет.


«Интернет, он не сближает. Это скопление одиночества. Мы вроде вместе, но каждый один. Иллюзия общения, иллюзия дружбы, иллюзия жизни…»

Януш Вишневский “Одиночество в Сети”


«Люблю интернет, целый мир всякой информации сквозь стену».

Из кинофильма “Сломанные цветы”


«Интернету надо бы поклоняться точно так же, как огню. Потому что это гениальное изобретение. Какая еще почта бывает открыта в два часа ночи?» Януш Вишневский “Одиночество в Сети”


Обучающиеся рассаживаются в соответствии с понравившимся афоризмом.


Актуализация знаний (5 минут)

Классный руководитель: Есть такая притча

В 1981 году странник прогуливался с женой по улицам Праги и увидел юношу, рисовавшего дома вокруг. Ему понравился один из рисунков, и он решил купить его.

И, протягивая деньги заметил, что юноша — без перчаток, хотя на улице минус пять.

— Почему ты без перчаток? — спросил он художника.

— Чтобы можно было держать карандаш.

Они разговорились, и юноша предложил сделать портрет жены странника, причём — бесплатно.

Ожидая, когда портрет будет готов, странник вдруг осознал: он почти пять минут разговаривал с юношей, хотя ни слова не знал на его языке.

Они объяснялись жестами, мимикой, улыбками — и желание общения было столь велико, что сумели обойтись без слов

Ответьте на вопросы:

Какое место занимает общение в нашей жизни?

Можем ли мы прожить без общения?

Что мы используем при общении? Только ли слова?

Действительно, нам очень важно видеть лицо нашего собеседника, его жесты, его улыбку… однако сейчас такое «живое» общение заменяется виртуальным (по смс, через социальные сети, через скайп). Все это стало возможным благодаря изобретению Интернета. Многие спорят: пользу или вред приносит нам это, с одной стороны, гениальное, а с другой стороны, губительное, изобретение. Поэтому тема нашего занятия – «Интернет: друг, помощник или враг?». Именно на этот вопрос мы с вами и должны дать ответ в конце нашего занятия.

Слайд 1.


Новая тема

Классный руководитель: А вообще есть ли проблема интернет – зависимости в глобальном масштабе или это касается только отдельных людей? В этом мы сейчас и разберемся. Я выдам каждой группе карточку, на которой написаны 3 статистических факта об интернете и интернет – зависимости. 2 факта достоверны, один – вымысел. Ваша задача – посовещаться и сказать, что является вымыслом (при этом аргументировать свой ответ)


1 карточка

Современная молодежь проводит за компьютером в 4 раза больше времени, чем с родителями.

Три года назад социальные сети отнимали в среднем 2 часа 10 минут в день, а лишь пару лет спустя -- 5 часов 35 минут

Мексиканские ученые показали, что люди, которые посвящают общению в Facebook более 4 часов в день, имеют высокий уровень самооценки (низкий).

2 карточка

В Финляндии молодых людей призывного возраста не берут в армию, если они чрезмерно увлекаются интернетом

В 1996 году Интернетом регулярно пользовались 45 миллионов человек, через 6 лет, в 2002 году, их число выросло в 12 раз, до 544 миллиона человек.

Правительство Южной Кореи определило, что около 210 тысяч детей и подростков в возрасте от 20 лет страдают от интернет-зависимости и нуждаются в лечении (6-19 лет )


3 карточка

В 2012 году 57% американских детей назвали первое слово Google.

23% детей до 16 лет проводят в сети около 12 часов в неделю. 16 часов в неделю на социальную сеть тратят 57% детей, а 20% детей нужно более 23 часа в неделю на социальную сеть.

В среднем самостоятельно вести свою страничку в социальной сети в 2012 году начинали дети в 14 лет (в 9 лет)


Обучающиеся обсуждают факты, предполагают, какой факт является недостоверным. Факты с карточек выводятся на слайд 2,3,4 презентации.


3. Тест

Классный руководитель: Существует специальный тест на интернет-зависимость, который позволяет определить, насколько вы зависимы от Всемирной паутины. Готовы ли вы проверить себя? Постарайтесь максимально честно ответить на следующие вопросы (слайд 5):

Часто ли вы думаете о выходе в Интернет, вспоминаете предыдущие сеансы он-лайн и предвкушаете новые?

Есть ли у вас потребность проводить в Интернете все больше времени?

Пытались ли вы безуспешно контролировать, ограничить или вовсе прекратить свое пребывание в Сети?

Если вы пытаетесь ограничить или прекратить использование Интернета, вызывает ли это у вас чувство усталости, раздражения или угнетения?

Проводите ли вы в Сети больше времени, чем рассчитывали?

Был ли Интернет причиной потенциальных или реальных проблем в личной жизни, учебе или работе?

Приходилось ли вам скрывать при помощи лжи реальное время пребывания в Интернете от кого бы то ни было?

Используете ли вы Интернет в качестве средства для ухода от проблем или плохого настроения?

А теперь подведем итоги теста. Если вы ответили "да" на пять или более вопросов - то у вас интернет-зависимость.

Обучающиеся делают для себя выводы о предрасположенности к Интренет-зависимости.


Получение новых знаний.

Классный руководитель: А вы знаете признаки интернет – зависимости? Давайте разберем их (слайд 6)

М. Орзак выделила следующие психологические симптомы, характерные для интернет-зависимости:

• хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

• невозможность остановиться;

• увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

• пренебрежение семьей и друзьями;

• ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

• ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

• проблемы с работой или учебой.


А как вы думаете, как длительное сидение за компьютером либо за телефоном может повлиять на ваше здоровье? Давайте разберемся (слайд 7).

Идет обсуждение влияния на здоровье

Работа за компьютером может привести к снижению остроты зрения. 

(Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Человек вынужден реже моргать, за счет этого возникает ощущение сухости. Вторая проблема возникает в результате зрительного перенапряжения при работе на компьютере на близком расстоянии. Человек перестает четко различать предметы, расположенные как вблизи, так и вдали. Временная близорукость, нарушение работы глазных мышц, снижение чувствительности зрения, жжение в глазах, боли в области глаз и лба – это симтомы заболевания, которое получило название «синдром компьютерного зрения»)


Работа за компьютером приводит к быстрому переутомлению и нервным расстройствам

(Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее постоянной концентрации внимания и быстрого реагирования на то или иное действие.  Как это ни покажется на первый взгляд странным, но наиболее утомительны для детей компьютерные игры, имеющие военизированные острые сюжеты, получившие название «стрелялки», «догонялки», «убивалки», «бродилки». Наверное, нет такого человека, у которого никогда не зависал бы компьютер с потерей несохраненной информации, не было бы проблем с какими-либо программами, не было бы трудностей с дозвоном в Интернет и т.д. Такие ситуации приводят к психической неуравновешенности, нервным расстройствам)


Работа за компьютером приводит к заболеваниям позвоночника.

(Работающий за компьютером человек должен длительное время находится в относительно неподвижном положении. Это приводит к постоянной нагрузке на одни группы мышц и к отсутствию ее же на других группах. Если постоянное перенапряжение мышц приводит к болям, то отсутствие нагрузки более пагубно влияет на организм человека и приводит к деградации мышц, как следствие -искривления позвоночника (сколиоз), а также разрушение межпозвонковых дисков - остеохондроз.)


Работа за компьютером приводит к заболеваниям органов дыхания.

(Заболевания органов дыхания, развивающиеся из-за долговременной работы с компьютером, имеют в основном аллергический характер. Это связано с тем, что во время долгой работы компьютера корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух вредные вещества.)


туннельный синдром (поражение нервов кистей рук)


расстройства сна и истощение вследствие нарушения режима питания

(интернет-зависимые люди часто забывают вовремя поесть или едят перед компьютером)


Дискуссия

Классный руководитель: Мы с вами пришли к выводу, что компьютеры, Интернет негативно влияют на нас с вами. Но может быть есть и какие-то положительные стороны? Обсудите в группах плюсы и минусы использования

Интернета.

Работают в группах, на доске фиксируются плюсы и минусы использования Интернета.


Завершение занятия. Просмотр притчи.

Классный руководитель: Так давайте ответим на вопрос «Интернет – друг, помощник или враг?»

Обучающиеся отвечают, аргументируя свой ответ

Классный руководитель: Наверное, сам по себе интернет не зло, все зависит от того, как его использовать. Все в ваших руках…

Просмотр притчи «Все в твоих руках»


Рефлексия

Классный руководитель? На ладошках напишите, что вы узнали, что понравилось, что не понравилось, что бы добавили, ваши пожелания.

Обучающиеся проводят рефлексию, ладошки прикрепляются на доску.









Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Спицына Любовь Ивановна, 13.01.21 в 05:47 0Ответить Пожаловаться
Марина Николаевна, не претензии - мысли вслух: такой публикации дала бы название "Интернет: и друг, и помощник, и враг"
Медведева Татьяна Ивановна, 13.01.21 в 05:59 0Ответить Пожаловаться
Марина Николаевна, благоДарю Вас за разработку. Очень интересный материал. Взяла себе в копилочку.

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.