Практические советы «Если в вашем классе "особенный ребенок"...»

7
0
Материал опубликован 18 April 2020 в группе

Если в Вашем классе «особенный ребенок…»

Практические советы

по организации учебного процесса в классе, где есть обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды с ментальными нарушениями

(из опыта работы)

Сегодня родители ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в том числе, ребенка-инвалида с ментальными нарушениями, могут привести его в любую образовательную организацию, и администрация образовательной организации будет не вправе отказать в приеме.

Как правило, учитель, в чьем классе оказался такой ребенок, не имеет специального дефектологического образования. Это реальная картина, изменить ситуацию учитель не в силах. Что делать?

В данной статье автор постарается дать несколько практических советов.

Первый, пожалуй, самый главный – постарайтесь НЕ БОЯТЬСЯ. Вы должны понять, что перед Вами – ребенок, обычный (маленький или подросток). Если Вы испытываете страх, он отражается в Ваших глазах, он «витает» в воздухе, и такой ребенок его сразу чувствует. Поэтому Вы должны постараться быть уверенным в умении общаться с любым ребенком и его родителем (или опекуном). Также, при первой встрече хорошо сократить дистанцию, а при необходимости присесть, наклониться, чтобы Ваше лицо оказалось на одном уровне с лицом ребенка, он должен видеть Вас, а Вы не должны возвышаться над ним. Если Вы хотите погладить ребенка по голове, лучше это сделать сбоку, слегка; также можно взять ребенка за руку и поздороваться. Так ребенок почувствует себя спокойнее.

Следующее вытекает из предыдущего – постарайтесь ПОЛЮБИТЬ, как бы трудно ни было. Могу с уверенностью сказать, что до тех пор, пока Ваше сердце закрыто для «особенного» ребенка, никакого положительного результата Вы не получите (из личного опыта). Трудно сделать? Бесспорно. Для этого представьте собственного ребенка перед учителем, который его НЕ ЛЮБИТ.

Постарайтесь донести до всех детей такую мысль: «МЫ ЕСТЬ ДРУГ У ДРУГА, И ЭТОГО ДОСТАТОЧНО…» В какой-то момент всем нужна рука помощи, так уж устроена жизнь. Любой ребенок должен быть готов протянуть свою руку, когда настанет его черед. Автор говорит о том, что желательно каждому из обучающихся давать поручения (для активизации общения с «особенными детьми»): «помоги», «присмотри», «возьми за руку, когда куда-то идешь». Не все удается сразу, однако многие дети с радостью помогают другим и, тем самым, служат примером для подражания.

Таким образом, можно назвать три основных «золотых правила» для организации учебного процесса:

ТРИ «ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛА»

ОБЩЕНИЯ с «особенным ребенком»:

1. НЕ БОЙТЕСЬ того, кто пришел к Вам за помощью.

2. Постарайтесь ПОЛЮБИТЬ «особенного» ребенка.

3. Протяните РУКУ ПОМОЩИ и скажите: «Мы есть друг у друга, и этого достаточно».

В класс могут прийти дети с разными физиологическими возможностями и психическими особенностями. Рассмотрим конкретные случаи организации взаимодействия и налаживания контакта между всеми участниками образовательного процесса.

Ребенок-аутист

В вашем классе появился ребенок-аутист или ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС). Сразу нужно отметить – дети все разные (кричащие, плачущие, повторяющие бесконечно одно и то же, тихие, отстраненные…). Алгоритм Ваших действий:

1. Обязательно донести до всех обучающихся, что вокруг нас есть разные люди, нужно уметь терпеть и уметь общаться. Никто не должен смеяться над другими.

2. Обязательно поздороваться с «особенным» ребенком (привлечь внимание) и дождаться ответа. Это означает, что он Вас услышал.

3. Если ребенок кричит, попробовать дать ему четкую инструкцию (конкретные команды: встань, возьми ручку, открой тетрадь, отступи две строчки, запиши число, выйди, сходи в столовую, спроси, что будет на обед и т.п.).

4. Если ребенок не реагирует на словесную инструкцию, можно использовать два цветных магнита/кружка (красный-зеленый), красный – нельзя, молчать; зеленый – можно, говори; или пиктограммы. Показать и положить на парту.

5. Такие дети хорошо справляются с упражнениями на зеркальное списывание (в разных вариантах), покадровое рисование по заданию… Если необходимо создать в классе тишину для работы других учащихся, можно использовать заранее подготовленный материал с четкой инструкцией. В этом случае пятнадцать-двадцать минут спокойной обстановки обеспечено.

6. Если ребенок сильно кричит, возможно, он реагирует на изменения в погоде или магнитные бури. Вы должны знать, что такие дети слышат не только Вас, они слышат звуки, которые раздаются далеко от места их нахождения и часто испытывают сильную пронизывающую головную боль. Можно предложить ребенку умыться, посчитать до определенного числа (записать числовой ряд), сходить по заданию и узнать какую-либо информацию.

7. Постарайтесь запомнить, если ребенок-аутист списывает с доски, он делает это в своем ритме, отличном от остальных обучающихся. Поэтому желательно не удалять записанный материал с электронной доски (можно открывать две, три страницы), в противном случае можете получить сбой – урок будет сорван.

8. Если учащиеся выполняют задания в более быстром темпе, а ребенок с РАС отстает, достаточно дать ему установку «подожди», и услышать ответ (увидеть ответную реакцию). Тогда он дождется своей очереди и продолжит работу в своем ритме.

9. Если Вы (вдруг, по необходимости) попробуете пересадить такого ребенка на другое место, можете получить отказ, переходящий в нервный срыв. Произошел сбой в привычной программе ребенка-аутиста. Поэтому постарайтесь подготовить его к изменению в программе: «Ты не хотел бы посидеть здесь?», «А где еще ты хочешь посидеть?» Через несколько дней он спокойно сядет за другую парту.

10. Дети-аутисты часто имеют способности в каких-то определенных направлениях (музыка, языки, математика, рисование…). Поэтому при организации их учебной деятельности можно использовать эти способности.

Ребенок с синдромом Дауна

Характерная особенность детей с синдромом Дауна – упрямство. Как правило, у многих таких детей наблюдаются серьезные речевые нарушения. Далеко не все родители работают с ребенком ежедневно, выполняют все рекомендации и каждый день делают домашние задания (включая каникулярное время). Рассмотрим два варианта:

1. Дети имеют учебные навыки, частичные навыки самоконтроля и способны полноценно работать на уроке.

2. Дети не говорят и имеют серьезные речевые нарушения.

1 вариант. В этом случае ребенок вполне может проходить обучение в классе, при условии доброжелательной обстановки (взаимопомощь и взаимоуважение).

Чаще всего дети с синдромом Дауна предпочитают играть с игрушками или заниматься своими делами. Если такой ребенок пришел в класс, постарайтесь учесть следующие моменты:

1. Требования по выполнению заданий желательно озвучивать обычным голосом. Если будете повышать голос, получите полный отказ: ребенок надуется, обидится, сложит руки и ничего не будет делать.

2. В случае, когда такая ситуация произошла (ребенок отказался работать), некоторое время не обращайте внимания на его поведение, а через несколько минут можете спокойно предложить (НЕ потребовать) взять ручку и записать (почитать, нарисовать и т.д.): «Давай сейчас напишем, хорошо?».

3. Говорящие дети могут прочитать, списать, но ответить на вопросы и выполнить задания самостоятельно не смогут. Можно предложить сильным учащимся стать консультантами и помочь тем, кому нужна помощь. Занятия в мини-группах очень эффективны для всех обучающихся.

4. Желательно для таких детей иметь отдельные карточки с заданиями (на два класса ниже, но с подобной темой урока).

5. Не забывайте предлагать им поработать у доски (хотя бы два раза в неделю). Остальным обучающимся в это время можно дать самостоятельную работу.

6. Обязательно одобряйте действия «особенных» учеников и напоминайте всем, что никто не должен смеяться над другими.

 2 вариант – более тяжелый. Конечно, детям с тяжелыми нарушениями необходимо сопровождение. Поэтому Вы можете порекомендовать родителям вариант надомного обучения с участием ребенка во всех классных и общешкольных мероприятиях.

Ребенок с СДВГ

В настоящее время синдром дефицита внимания с гиперактивностью у обучающихся становится серьезной проблемой в школе. Если в Вашем классе появился ребенок с двигательной расторможенностью, реактивностью, рассеянностью, низкой продуктивностью, скорее всего, это ребенок с СДВГ. Что Вы увидите на уроках?

1. Обучающийся часто отвлекается на любые посторонние предметы, звуки, разговоры… т.е. «всюду сует свой нос».

2. Ребенок не может запомнить/вспомнить инструкцию и, как следствие, не может завершить задание.

3. «Особенный» ребенок отличается общительностью, болтливостью, огромным количеством идей, скачками сменяющих одна другую.

Действительно, присутствие такого подвижного ученика осложняет учебный процесс. Однако, работать все равно придется. Что можно попробовать сделать?

1. Наверное, самое главное – постараться не раздражаться, когда ребенок постоянно отвлекается и не может сосредоточиться на уроке.

2. На уроке чтения, когда такой ученик не может долго следить за текстом,  предлагется выполнить задание руками (например, сделать бусы из скрепок, посчитать их, вырезать карточки для какой-нибудь работы и т.п.). Работая руками, ребенок прекрасно следит за текстом, включается в чтение по цепочке и отвечает на вопросы.

3. На уроках математики можно предложить поработать с пентамино или выполнить какие-либо геометрические упражнения, пока другие производят математические вычисления. Пусть это будет «спецзаданием».

4. Когда ребенок ведет себя неординарно, и даже где-то смешно, постарайтесь не смеяться, а придумать объяснение такому поведению (например, сказать: «Как это ты здорово придумал/а, давайте попробуем сделать мини-сценку, поиграем».) Это станет физкультминуткой в начальной школе, сменой деятельности в средней и старшей школе, а также даст ребенку с СДВГ почувствовать свою нужность.

5. Постарайтесь понять, что такие дети всегда хотят общаться. Поэтому, если Вы иногда будете принимать то, что предлагает ребенок, это поможет созданию комфортных условий для всех обучающихся.

6. Однако, ребенок с СДВГ постепенно должен привыкать соблюдать правила и следовать четкому алгоритму действий (как в учебных ситуациях, так и на перемене). Поэтому Ваши требования не должны разниться, т.е. если это запрет, значит, запрет для всех, если веселиться – значит, всем вместе. Постарайтесь донести это до родителей.

7. Не уставайте напоминать своим воспитанникам, что никто не должен смеяться над другими.

Возможно, кому-то эти советы покажутся малонаучными, однако автор хотел поделиться только своими наблюдениями и возможными решениями различных ситуаций в классе, где есть «особенные» дети.


Амелина О.А., учитель ГБОУ ТРОЦ «Солнышко», Москва Троицк





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.