Буклет для родителей на тему: «Буллинг разве такое возможно?»
Буклет для родителей на тему «Буллинг разве такое возможно?"
DOCX / 1.55 Мб
/data/files/b1673557904.docx (Буклет для родителей на тему «Буллинг разве такое возможно?")
МБДОУ «Ясли – сад №15 города Донецка» |
Буклет для родителей
на тему:
«Буллинг разве
такое возможно?»
Подготовил
Воспитатель:
Кисиленко Е.А
ТРАВЛЯ/БУЛЛИНГ (ОТ АНГЛ. BULLYING) — это особый вид насилия, проявляющийся в виде агрессивного преследования одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива (или его части), отличающийся систематичностью и регулярностью.
Буллинг относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость.
Что же такое буллинг? Это – длительный целенаправленный процесс психологического или физического притеснения одним человеком другим человеком. В переводе на русский язык – это травля, оскорбление, унижение. В проблеме жестокого обращения в детском коллективе уделяется особое внимание. Насилия в детском саду отличается от насилия в школе. В начальной школе насилие носит групповой характер, а в детском саду – это отдельные дети. У дошкольников при насилии не бывает этапа предварительного обдумывания
У буллинга нет никаких законов. Нет возраста, национальности или социального статуса. Причиной травли может стать что угодно – рост, вес, разрез глаз, дефект речи, какие-то привычки, неопрятная одежда. Каждая ситуация буллинга может раскрываться одновременно в трех плоскостях: насильник; жертва; пассивный наблюдатель
Для буллинга характерно следующие:
- Импульсивность;
- Раздражительность;
- Неуравновешенность;
- Завышенная самооценка;
- Повышенная агрессия;
- Отсутствие коммуникативных навыков при соблюдении общепринятых норм и правил;
- Склонность ко лжи или жульничеству.
В последнее время буллингу уделяется достаточное внимание. Агрессивное поведение и травлю подробно изучают и тщательно отслеживают из-за трагического роста массовых расстрелов – особенно в школах, а также убийств и суицидов среди учащихся, которые были жертвами и в какой-то момент решили добиться возмездия. Это крайнее проявление обратной стороны феномена травли – когда жертва в конечном итоге превращается в агрессора.
Когда мы слышим про буллинг, травлю и агрессию среди детей, чаще всего представляем школу и подростков.
Детский сад обычно выпадает из контекста. Да, бывают столкновения у песочницы из-за лопатки, но это же маленькие невинные дошколята, что с них возьмёшь. Но уже в таком юном возрасте бывают ситуации, когда один ребёнок становится жертвой, попав под физическое или эмоциональное влияние другого маленького человека, занявшего позицию агрессора.
Дети дошкольного возраста не понимают до конца своих поступков. Ребенок не осознает последствий и не испытывает чувства вины. Оправданием насилия является небольшой проступок. Жестокое поведение дошкольников расходится с их словами.
Жертвой травли может стать любой ребенок, достаточно отличаться среди ровесников. Это может быть различия во внешности, так и в поведении.
В возрасте 5-7 лет дети уже умело практикуют стратегии агрессии, примирения, вмешательства в агрессию на стороне агрессора или жертвы, а также манипулируют поведением сверстников. Связано это с формированием социальной иерархии в детском саду в процессе конкуренции за лучшие игрушки, игровое место и выгодную роль в игре. В целом, определенная степень ситуативных ударов рукой, щипания, и других агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста «считается» нормальной и может служить проявлением самоутверждения. Однако если детям нравится наблюдать, как другому человеку плохо, они могут сознательно и систематически находить способы, чтобы причинить вред или ущерб своим «жертвам», вплоть до того, что станут смеяться над ними, когда совершают свой злой поступок.
4 общих категории буллинга: физические действия (удары, плевки, пинки, порча вещей, избиение); вербальные издевательства (дразнилки, клички, шутки, моральное подавление (насмешки, розыгрыши, издевательства, критика); запреты и игнорирование (бойкотирование, запрещение общаться с собой и другими, исключение из игр).
Как бороться с буллингом? Важно уметь отличать конфликт от буллинга. Конфликт – борьба на равных, а травля – эмоциональное насилие. Она нарушает право человека на безопасность. Обращайте внимание на поведение ребенка, какую позицию он бы не занимал: нападающий, наблюдатель или жертва – это нужно пресекать на корню. Проблема травли, разрешенная на ранней стадии, будет иметь минимум последствий для психики ребенка. Особенность буллинга в том, что, если пустить все это на самотек, травля и унижения жертвы будут расти как снежный ком. Само это все не прекратится.
С этим можно и нужно бороться. Никогда не отмахивайтесь от жалоб ребенка, даже если они кажутся вам
несущественными. В школе насилие не всегда выходит за пределы коллектива, так как рассказчик будет считаться предателем. В детском саду дети обо всем рассказывают воспитателю. Только педагог может сделать так, чтобы унижения и оскорбления не повторялись. У воспитателя власть и физическое превосходство. Все это удерживает детей от применения насилия. В силу явного превосходства любое вмешательство воспитателя эффективно. Дети чувствуют это, даже если воспитатель никак этого не проявляет.
Что делать, если Ваш ребенок
подвергся травле
- Оказать поддержку ребенку, дать понять ребенку, что вы на его стороне и приложите максимум усилий, чтобы
- урегулировать сложившуюся ситуацию с травлей
- Не поддаваться паническим и агрессивным настроениям, сохранять спокойствие. Первоочередная задача — успокоиться самому и успокоить ребенка, обеспечив ему ощущение защищенности.
- Внимательно выслушать ребенка. Разобраться в причине и последовательности событий, задавать вопросы и попытаться узнать его мнение по поводу причины сложившейся ситуации
- Уверить ребенка в том, что проблема не у того, кто является жертвой, а у того, кто выступает агрессором. Объяснить, что обидчик утверждается в своей самооценке «нездоровым» способом.
- Стоит объяснить ребенку, что агрессор тем сильнее, чем сильнее расстраивается или злится жертва. Буллинг — игра власти, в которой побеждает тот, кто не расстраивается и не злится.
Кисиленко Елена Анатольевна