Буклет «Игры для автоматизации звуков»
Колокольчик – ребенок называет картинки с автоматизируемым звуком. Если ребенок произносит слово не правильно – взрослый звенит в колокольчик.
Поезд – ребенок читает сам или произносит за взрослым слоги.
Эхо – ребенок повторяет за взрослым слова, слоги или предложения громко или тихо.
Волшебная веревочка – ребенок наматывает веревочку на пальчик и одновременно без остановки произносит слоги и слова.
Кнопочки – проговаривая слоги или слова с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает на нарисованные кнопочки, нарисованные на листе бумаги, сколько нарисовано кнопочек, столько раз нужно повторить.
Шарик – произнося слоги или слова, ребенок перекладывает из одной руки в другую теннисный мячик.
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА
Веселый мяч – произносить слоги и слова под ритм, отбивая мяч об пол, или бросать его друг другу.
Лабиринт – проводя пальчиком по лабиринту, ребенок произносит предложения чистоговорки, скороговорки.
Узоры – ребенок выкладывает или рисует разные фигурки слог или слово. Каждая фигурка обозначает слог или слово.
Часы – ребенок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.
Пирамидка – нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слоговые ряды или слова.
Бусы – нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог, слово или предложение. Каждая бусина обозначает отдельный слог или слово.
Палочки или счеты – ребенок проговаривает заданный слог или слово столько раз сколько отложено палочек или косточек на счетах.
Улиточка - ребенок проговаривает слоги, слова, предложения проводя пальчиком по домику улитки.
Большой и маленький – ребенок выкладывает поочередно дорожку из больших и маленьких фигурок, одновременно проговаривая слоги или слова, тихим и громким голосом.
Магазин - для нее вам потребуются игрушки (киндер-сюрпризы) и бытовые предметы. Нужно выбрать те предметы и игрушки, в названии которых есть звук, который автоматизируете, например звук «Л».
Строим башню - ребенок называет слова и строит башню, родители могут принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».
Найди нужное слово - взрослый называет слова, а ребенок должен сказать «ОЙ», если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.
Посчитай-ка - детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.
Всезнайка - дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука, например звука [л].
Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать?
Каких ты знаешь животных на звук [л]?
Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.
Что я загадал? - взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при правильном ответе- меняться ролями.
Вешаем с помощью прищепок мягкие игрушки - ребенок берет мишку, мышку, лягушку… и при помощи прищепки крепит на веревку, произнося слова и делая акцент на автоматизированный звук.
Учитель-логопед: Соснова Н.А.