Занятие на тему «Тактильно-звуковые дорожки для автоматизации звуков изолированно, в слогах, словах»
Тактильно-звуковые дорожки для автоматизации звуков
изолированно, в слогах, словах.
Пояснительная записка
Актуальность
Автоматизация звуков (закрепление, введение в речь) – длительный и важный этап коррекции звукопроизношения, который требует от ребенка усилий, а при отсутствии мотивации становится тормозящим фактором на пути к успеху. Сделать этот процесс увлекательным и интересным, а также мотивировать детей к занятию нам помогают разнообразные пособия.
Данное наглядное дидактическое пособие было разработано для успешного введения в речь поставленных звуков на начальном этапе работы. Подчас именно данный этап становится решающим. Создание ситуации успеха и положительной мотивации - залог положительного результата коррекционной логопедической работы.
Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики определена ведущими специалистами и подтверждена научно. Задействуя все ресурсы ребенка (речевые, слуховые, двигательные и зрительные), мы получаем наилучший результат.
Поэтому объединение мелкой моторики, зрительного анализатора и тактильной чувствительности на начальном этапе работы для достижения эффективных результатов послужило решающим фактором в создании пособия.
Цель: автоматизация поставленного звука изолированно, в слогах, словах
Задачи:
- Формирование навыка правильного произнесения звука изолированно, в слогах, словах с использованием (подключением) мелкой моторики;
- Развитие интонационной выразительности речи;
- Развитие тактильных ощущений;
- Развитие и совершенствование мелкой моторики и координации движений пальцев рук;
- Развитие согласованности в работе различных анализаторов;
- Развитие концентрации внимания и способности к переключению;
- Стимуляция межполушарных взаимодействий;
- Формирование зрительного образа буквы, соответствующей изучаемому звуку
- Создание положительной мотивации.
Данное пособие предназначено для индивидуальной работы с детьми 4-7 лет с различной речевой патологией и адресовано логопедам, воспитателям и родителям.
Время использования пособия составляет от 5 до 10 минут.
Ожидаемые результаты
- Закрепление навыка правильного произнесения поставленного звука изолированно, в слогах, словах;
- Совершенствование согласования работы зрительного, двигательного и слухового анализаторов;
- Совершенствование навыков координации, точности и дифференцированности движений пальцев рук;
- Формирование зрительного образа буквы, соответствующей звуку;
- Совершенствование интонационной стороны речи;
- Развитие и совершенствование межполушарных взаимодействий.
Оборудование
- Поле с тактильно-звуковыми дорожками на автоматизируемый звук [С], [Ш], [Л], [Р] с прикрепленными к нему с помощью лент картинок;
- Ракушки, камешки из разных материалов, каштаны, желуди, различные фишки, пуговицы, мозаика, счетные палочки и др.
Описание пособия
Пособие представлено полем с тактильно-звуковой дорожкой в виде зрительного изображения буквы автоматизируемого звука. Эта буква выложена геометрическими фигурами из различных на ощупь материалов: бархатная бумага, гофрированный картон, неровная поверхность, зернистый пенистый материал и др.
К игровому полю с обратной стороны прикреплена цветная лента, к которой с противоположной стороны приклеены картинки с изображением героев и пунктов назначения. Картинки сделаны из картона и заламинированы. К каждому полю предлагается по два комплекта картинок, что дает возможность использования поля с различными историями и другими персонажами, просто поменяв их местами.
Для выкладывания дорожки различными фишками предлагается использовать любой подручный счетный материал, который отличается по своей поверхности для развития тактильной чувствительности. В нашем случае – это камешки из различного материала, ракушки, каштаны, разнообразные фишки, счетные палочки, игрушки из киндер-сюрпризов, пуговицы, мозаика.
Ход игры
Ребенку предлагается поле с тактильно-звуковой дорожкой, соответствующее закрепляемому звуку. Далее дается задание помочь герою пройти дорожку. Чтобы ему помочь, нужно пройти дорожку вместе с героем. Для этого следует длительно произнести звук изолированно, в слогах, словах с заданным звуком, останавливаясь на каждой ступеньке и дотрагиваясь до нее пальчиком или выкладывая фишку.
По дороге герой идет (летит, бежит, скачет) и поет песенку (произносит необходимый заданный материал), чтобы в путешествии было веселее.
Варианты полей:
-звук [С]: сове долететь в дупло, сороке купить продукты в супермаркете;
-звук [Ш]: донести шахматную доску для ребят-шахматистов, помочь Роме донести шары на день рождения клоунам цирка;
-звук [Л]: помоги Володе и Миле собрать школьные принадлежности, белке собрать желуди;
-звук [Р]: помоги роботу долететь на ракете до Марса, рысенку добежать до мамы рыси.
Задание считается выполненным (дорожка пройдена и помощь герою оказана), как только пальчик дойдет до последней ступеньки или каждая ступенька дорожки выложена фишками.
1-й вариант игры
Для того, чтобы помочь герою, ребенку необходимо пройти пальчиком каждую ступеньку дорожки, произнося автоматизируемый звук утрированно изолированно, в слоге или в слове.
Варианты задания могут изменяться:
-пройти дорожку только указательным пальцем правой или левой руки; только средним пальцем правой или левой руки; только безымянным пальцем правой или левой руки, только мизинцем правой или левой руки; только большим пальцем правой или левой руки;
-пройти дорожку, чередуя указательный и средний пальцы правой или левой руки; чередуя указательный и безымянный пальцы правой или левой руки; указательный палец и мизинец правой или левой руки; большой палец и мизинец правой или левой руки; средний палец и мизинец правой или левой руки;
-пройти дорожку, используя поочередно указательные пальцы то левой, то правой руки (один шаг левой, один шаг правой и т.д.); средние пальцы то левой, то правой руки; безымянные пальцы то правой, то левой руки и так далее;
При этом возможно:
-Длительное или более короткое произнесение автоматизируемого звука, слога или слова;
-Громкое или тихое произнесение автоматизируемого звука, слога или слога;
-При прохождении дорожки и автоматизации слога можно произносить всю дорожку один и тот же слог «та-та» или разные «та-ту-то». Например, задание для автоматизации звука [Р] в слоговом ряду: «Собралась сорока в супермаркет за продуктами, принарядилась и отправилась в путь-дорогу. Настроение у сороки было хорошее и она всю дорогу напевала песенку «ра-ра-ра», а потом надоела ей эта песенка и решила она спеть другую песенку «ро-ро-ро». Летела-летела сорока и вновь решила поменять песенку на другую и запела «ры-ры-ры». Увидела она, что уже близко супермаркет, обрадовалась еще больше и запела во весь голос «ар-ар-ар», «ор-ор-ор», «ур-ур-ур». Долетела сорока, взяла корзину для продуктов и пошла за покупками. Спасибо тебе за твою помощь сороке». Также можно задать дополнительный вопрос: «Какие продукты, в названии которых есть звук [Р] купила сорока?»
В конце задания обращаем внимание ребенка на силуэт пройденного пути и задаем вопрос «На какую букву получилась похожей эта дорожка?»
-При выполнении задания на уровне слова можно повторять слово один или несколько раз на каждой ступеньке.
2-й вариант игры
Для того, чтобы помочь герою, ребенку необходимо выложить каждую ступеньку дорожки камешком, ракушкой, каштаном и др., проговаривая длительно автоматизируемый звук отдельно изолированно, в слоге или слове.
Варианты выполнения задания:
-Дорожку можно выкладывать одним видом фишек, произнося один и тот же изолированный звук, слог;
- Фишки предлагается выкладывать правой или левой рукой;
-При прохождении дорожки и автоматизации слога можно произносить всю дорожку один и тот же слог, а возможно и несколько (аналогично заданию в 1-м варианте игры);
-Дорожку можно выкладывать попеременно двумя видами фишек, произнося разные слоги или слова. Например: на первую ступеньку при произнесении слога «РА» кладем камешек, а на вторую ступеньку кладем ракушку при произнесении слога «РО»;
-При прохождении дорожки и автоматизации слова можно дать задание повторить слово один или несколько раз на каждой ступеньке, выкладывая его фишками. Например: на каждой ступеньке ребенок однократно или дважды повторяет слово и выкладывает одну ступеньку одной фишкой.
Задание выполнено, когда на каждой ступеньке лежит фишка.
Данное пособие успешно применяется в индивидуальной коррекционной работе и не только повышает эффективность процесса автоматизации звуков на начальных этапах работы, но и стимулирует мотивацию и активное участие ребенка в процессе исправления звукопроизношения.