Буклет на тему «Комплекс артикуляционной гимнастики для домашней практики»
МБДОУ «Д/С КВ № 25»
Почему нужна артикуляционная гимнастика?
Для чего мы тренируем мышцы? Чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем тренировать язык? Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начинать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее поставить правильное произношение. Дети 5-6 лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Рекомендации родителям по
выполнению артикуляционной
гимнастики:
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
Ребенок должен видеть свои органы артикуляции.
Количество повторов каждого упражнения – от 2 до 10-15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно выполнять движения.
Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения, можно разбить комплекс на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течении дня.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком. Будьте терпеливы и спокойны.
Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.
После освоения ребенком начального комплекса гимнастики рекомендуется постепенно добавлять упражнения с учетом индивидуальных дефектов произношения.
Подготовила
учитель-логопед
Ахряпова М.В.
"Заборчик"
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
"Окошко"
Широко открыть рот — "жарко",
закрыть рот — "холодно.
"Чистим, зубки"
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
"Дудочка"
С напряжением вытянуть вперед губы (зубы
сомкнуты).
"Маляр"
Губы в улыбке, приоткрыть рот,
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.
"Блинчик"
Улыбнуться, приоткрыть рот,
положить широкий язык на нижнюю губу.
"Часики"
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как
часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
"Качели"
Улыбнуться, открыть рот,
кончик языка за верхние зубы,
кончик языка за нижние зубы.
"Вкусное варенье"
Улыбнуться, открыть рот,
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.
"Грибочек"
Улыбнуться, поцокать языком, будто едешь на лошадке, присосать широкий язык к нёбу.
"Гармошка"
Улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу) не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
"Лошадка" |
Вытянуть губы, приоткрыть рот,
процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).
"Чашечка"
Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть
широкий язык и придать ему форму "чашечки"
(т.е. слегка приподнять кончик языка).
"Индюки болтают"
Языком быстро двигать по верхней губе –
"бл-бл-бл-бл..."
"Орешки"
Рот закрыт, кончик языка с напряжением
поочередно упирается в щеки, на щеках
образуются твердые шарики - "орешки".
Горбачёва Марина Юрьевна