Буклет «Секреты воспитания»: Фоновое обучение
ГБОУ Школа №922 с дошкольными группами по адресу: ул. Молостовых, д. 4А
Подготовила буклет: Педагог-психолог: Лепехина Галина Александровна, Москва 2020г.
Секреты воспитания: «Фоновое» обучение
Игра – это самый главный вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.
Ребёнок вступает в игровой процесс со сверстниками или взрослыми, экспериментирует с предметами. В процессе игры ребенок расширяет свое знание о мире, происходит интеллектуальное и творческое развитее. «Фоновое» обучение не требует специальной подготовки и материальных затрат.
Не оставляйте ребенка наедине с игрушками, общайтесь с ним постоянно, отвечайте на его вопросы и не ленитесь задавать вопросы ему. На прогулке, во время игры в доме или на улице, а также старайтесь перед сном обсуждать с ним те события, которые происходят вокруг него. Связывайте отдельные события в одно целое и, наоборот, разбивайте на элементы цельное, вовлекайте ребёнка в этот процесс.
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)
Прогулки или путешествия помогают не только отдохнуть, но и связать знания с реальной жизнью. Дети и сами могут найти применение своим знаниям в обычной жизни, например, дома или за городом, играя с другими детьми, сталкиваясь с жизненными ситуациями.
Восприятие
Это ключевая составляющая весьма сложного познавательного процесса. Если ребенок Вас не слушает, это не значит, что он игнорирует вас. Ребенок просто не понимает, что значит внимательно слушать. Его нужно научить этому навыку. Способность внимательно слушать – это часть обучения. И это обучение восприятию отличается особой ритмичной интонацией. Оно привлекает внимание ребенка: чем больше удовольствия ребенок получает от рифмования, тем больше он заинтересуется происходящим действием, и Вы привлечете его внимание.
Придумывайте глупые, смешные и даже нелепые рифмы, которые так нравятся детям. Это может стать веселым времяпровождением.
Потешки, прибаутки, частушки, скороговорки, короткие стишки и песенки, считалки –
Зайчишка-трусишка
По полю бежал.
В огород забежал,
Морковку нашел,
Капустку нашел, -
Сидит, грызет.
Ай! Кто-то идет!
Если вы с ребенком рассматриваете картинку в книжке, попросите его показать основных героев сюжета, акцентируйте его внимание и на незначительных деталях рисунка, помогающих охарактеризовать героя.
Память и внимание
Чтобы развить память и внимание, обращайте внимание на детали. Гуляя по улице, пытайтесь как можно быстрее находить объекты, предметы по определенному признаку, например, открытые окна или жёлтые машины. Во время прогулки или по пути в магазин обращайте внимание ребенка на рекламные щиты, дорожные знаки, поговорите с ребенком о том, для чего это всё нужно.
Для того чтобы легче запомнить цифры, вместе с ребенком отыщите какую-нибудь аналогию с соответствующим числом. Например, число совпадает с возрастом ребенка или с номером дома, номером автомобиля и т. д.
Игра «Магазин» нравится всем детям. Эта игра отлично развивает память. Придя в магазин, сам ребенок, выступающий в роли покупателя, должен самостоятельно положить в продуктовую корзину покупки (назовите 3-7 покупки).
Речевое развитие
Взрослые не обучают специально ребёнка речи (в норме). Он сам делает это на основе подражания. Это важнейший биологический механизм, на основе которого происходит обучение.
Стимулируйте речевое развитие в виде эмоционально-аффективных восклицаний, которые Вы сами можете в игре или же в действиях с игрушками: ай, ой, бах и т.д. Наблюдая за кошкой, собакой, птицей, детьми на площадке, предметами в доме вызывайте речевые звуки: «Жжж» – жужжит пчела, «Уууу» – летит самолёт, «Ааа» – плачет девочка, «Тик-так» - идут часы. Прыжки ребёнка сопровождайте возгласами: прыг-скок, прыг-скок; при катании на качелях: кач-кач, качи-качи.
Логика
Она дает нам возможность исследовать окружающую действительность, помогает научиться находить важное и второстепенное.
К Вам на помощь приходит интерес! Например, покупая ребенку новую красивую игрушку, Вы подробно анализируете ее цвет, форму, размер, материал, назначение – это всё помогает развивать логику. Проследить причинно-следственные связи и обогатить речь рассуждениями поможет и наблюдение за объектами природы (небо затягивается тучами – пойдет дождь; если положить снежинку на ладонь – она станет капелькой воды).
Классическая игра: ребенку даются простые словосочетания. Взрослый начинает фразу, а ребенок её продолжает:
Сахар сладкий, а соль (солёная);
Ворона летает, а змея (ползает);
Дерево высокое, а трава (низкая);
Камень тяжелый, а пух (легкий);
Река широкая, а ручей (узкий).
Дети 5-7 лет могут объяснить, зачем, например, зайчику такие длинные ушки. Также ребёнок может знать ответы на такие вопросы, как «Почему у совы глаза большие?», «Почему мы чихнувшему говорим: «Будь здоров!»?», «Для чего кошке нужны когти?», «Почему наступает ночь?», «Зачем мы чистим зубы?» и т. д.