12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сабирова Энжэ Салимзяновна58
педагог-психолог
d1600453771.jpg
Буклет "Секреты воспитания"

/data/files/d1600453771.jpg (1920x1483)

s1600453826.jpg
Буклет "Секреты воспитания 2"

/data/files/s1600453826.jpg (1920x1483)Автор – Сабирова Энжэ Салимзяновна


Буклет «Секреты воспитания»

Семья - это наивысшая жизненная ценность, место единения душ, оазис взаимной любви и уважения.

Для ребёнка, который пришёл в этот мир, семья становится величайшим и незаменимым источником его духовного и эмоционального развития .

Она способствует становлению личности, воспитывая нравственные качества ребёнка, чувство уверенности в себе, позитивное восприятие мира.

Основой благополучия ребенка  являются доброжелательная семейная атмосфера, основанная на любви и принятии, и стимулирование его развития с учётом всех возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

К таким особенностям можно отнести: периодизацию развития, темперамент ребёнка, ведущий канал восприятия и т.п.

Возрастная периодизация развития

В развитии ребёнка выделяются периоды, каждый из которых характеризуется определенными психологическими особенностями и типом ведущей деятельности. При этом процесс развития является неравномерным и плавный переход  на новый возрастной  этап осуществляется через кризисы.

Возрастные периоды развития:

от 0 до 1 года - младенчество, ведущая деятельность - непосредственно-эмоциональное общение; завершается кризисом 1 года;

от 1 года до 3 лет - ранний возраст, ведущая деятельность - предметно - манипулятивная; завершается кризисом 3 лет.

от 3 до 7 лет - дошкольный возраст, ведущая деятельность - игровая; завершается кризисом 7 лет;

от 7 до 11 лет- младший школьный возраст, ведущая деятельность - учебная;

от 11 до 15 лет - подростковый возраст, ведущая деятельность - интимно-личностное общение. Так же сопровождается кризисом;

от 15 до 18 лет - ранняя юность, ведущая деятельность - учебно-профессиональная.


Темперамент ребёнка

Поведение ребёнка определяется видом его темперамента, который характеризуется, как набор врождённых психических особенностей, определяющих подвижность нервных процессов.

Различают 4 типа темперамента.

Ребёнок-холерик отличается быстротой и силой реакций, активен, подвижен, вспыльчив. Любит экспериментировать, выполняет деятельность на подъеме сил, но быстро утомляется.

Примерами холериков являются следующие герои из мультфильмов:  Крош ("Смешарики"), Буратино, Маша ("Маша и Медведь"), лев Алекс ( "Мадагаскар ") и т. д.

Чрезмерная энергичность холерика должна быть направлена в мирное русло ( занятия спортом, домашние дела и т.п.). С ребёнком необходимо говорить спокойным голосом, учить конструктивному общению, соблюдать режим дня и ограничивать от гаджетов, которые возбуждают нервную систему.

Ребёнок-флегматик является спокойным, медлительным и рассудительным, усидчивым и дисциплинированным. Его эмоции выражены не ярко, речь нетороплива и спокойна. Выполняет работу медленно, но очень качественно и всегда доводит начатое до конца. Ему тяжело сходиться с новыми друзьями, но впоследствии хорошо с ними контактирует.

Герои мульфильмов: Удав ("38 попугаев"), Ёжик, Копатыч, ("Смешарики"), Кролик ( "Винни-Пух"), Кот Леопольд, и т. д.

С флегматиком нужно быть терпеливым и ни в коем случае не ругать за медлительность, давать время на решение задач. Развивать коммуникативные навыки, деятельность предлагать в творческом варианте, постепенно вводить в его жизнь активные мероприятия (танцы, спорт и т.п.).

Ребёнок - сангвиник - активен, энергичен, общителен и уравновешен. Для него привлекательны частая смена впечатлений, много знакомств. Активен в деятельности, схватывает всё на лету, но редко интересуется результатом, поскольку ему нравится сам процесс. Часто сангвиники являются поверхностными: меняют увлечения и круг общения с удивительной быстротой.

Герои мультфильмов: Нюша ("Смешарики"), Пёс ("Простоквашино"), зебра Марти ( "Мадагаскар") и т. д.

Сангвинику нужна помощь в том, чтобы сосредоточиться на выбранном занятии, доводя его до конца . Его нужно учить внимательности  к своим друзьям и созданию устойчивых отношений с ними.

Ребёнка - меланхолика выделяют эмоциональная чувствительность, ранимость, неуравновешенность, застенчивость, неуверенность, тревожность. Он болезненно переносит изменения, с трудом адаптируясь к новому. Эмоциональные переживания  протекают длительно, мешая сосредоточиться на деятельности. Ему сложно контактировать со сверстниками.

Герои мультфильмов: Пьеро ("Буратино"), ослик Иа ("Винни - Пух"), Бараш ( "Смешарики").

Меланхолику жизненно необходима доброжелательная обстановка, ситуации успеха, признание и похвала. Новые изменения в его жизни, о которых он заранее предупреждён, должны быть очень постепенными.

Ведущий канал восприятия

По способности воспринимать информацию из окружающего мира и обрабатывать её, можно выделить три основных канала, один из которых чаще всего наиболее выражен:

у ребёнка - визуала ведущим каналом восприятия является зрительный;

ребёнок - аудиал большую часть сведений получает через слух;

ребёнок-кинестетик воспринимает мир с помощью различных движений и ощущений (прикосновения, запахи и т.д.).

Знание того, какой канал восприятия у ребёнка является ведущим, помогает взрослым грамотно развивать новые умения и навыки, организовав воспитание и обучение более увлекательным и продуктивным.

Например, в обучении визуала необходимо зрительное подкрепление (иллюстрации, пособия и т.п.), его необходимо учить дослушивать инструкцию до конца, придавать значение деталям. Так же важно развивать у него коммуникативные навыки.

Аудиал нуждается в психологическом комфорте, необходимо говорить с ним спокойным голосом, рассказывать, объяснять информацию, давать время на обдумывание вопроса.

Кинестетику необходимы ласковые прикосновения, обучение посредством тактильных ощущений, детальное объяснение задачи, формирование навыков самоконтроля.

Таким образом, развитие ребёнка будет более гармоничным, а его воспитание - более эффективным, если учитывать его возрастные и индивидуальные психологические особенности. и всегда помнить: главным условием благополучия ребёнка, гарантом того, что он станет  психологически здоровой личностью, счастливым человеком является безусловна любовь родителей!

"Я люблю тебя за то, что ты мой сын/ дочь" - самые важные слова в жизни ребёнка!

Интересные книги о психологии воспитания:

Я. Корчак "Право ребенка на уважение". 

Эда Ле Шан "Когда ваш ребёнок сводит вас с ума".

Е. Сосорева "20 сложных ситуаций с детьми от 2 до 7 лет".

О. Степанова "Сказки - подсказки для детей и их родителей".

Г.А. Широкова "Дети и взрослые. Психология общения для воспитателей".

Б.С. Волков, Н.В. Волова "Детская психология: от рождения до школы".

Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребёнком. Как?"

Е.К. Лютова, Г.Б. Монина "Шпаргалка для взрослых".

Е.В. Мурашова "Дети -"тюфяки" и дети - "катастрофы".

А.Некрасов "Путы материнской любви".


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.