Материал по русскому языку во 2 классе «Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать»
23.11.2022
Тема: «Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать»
УМК Школа России_
Класс-2
Цель:
- определить уровень знаний о словах с непроверяемым или трудно проверяемым написанием;
- развивать навык правописания изученных словарных слов.
Прогнозируемые результаты
Учащиеся будут упражняться в написании слов с непроверяемым или трудно проверяемым написанием.
Ход урока:
I. Организационный момент
- Добрый день! Доброе утро! Доброго здоровья!»
Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодня у нас на уроке гости. Постараемся работать так, чтобы нашим гостям было тепло и уютно рядом с нами.
- А сейчас поделимся теплом друг с другом.
Потрите свои ладоши и почувствуйте прилив тепла, передайте его своему соседу по парте.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II.Минутка чистописания.
-В тетрадях прописан показ букв Гг,Тт.
-Повторите каллиграфически – правильное написание букв.
- Тетрадь положили под наклоном, выпрямили спинки, ручку держим правильно.
- Выделите зеленым карандашом самую красивую букву в вашем ряду.
III. Актуализация знаний.
На доске слова:
Гора - горка
Трава - травка
- Какое слово является проверяемым, а какое проверочным?
(проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный звук;
проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук)
- Какое стихотворение поможет лучше запомнить правило?
Упражнение из рабочей тетради стр. 41 упр.88
Ученик:
- Назовите предметы, которые представлены на картинках.
(лопата, заяц, одежда, снегирь, земляника, мороз, лягушка, молоток)
- Проговорите слова по слогам. Есть ли в этих словах орфограммы?
-Можно ли проверить написание орфограмм?
- Верно, проверить написание опасных мест нельзя. Это словарные слова. Какие слова называют словарными?
(Слова с непроверяемым написанием. Их следует запомнить или проверить написание по словарю).
В русском языке очень много слов, и чем больше вы их будете знать, тем богаче будет ваша речь. Чем больше знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли. Чтобы речь ваша была красивой, чтобы каждое слово в ней стояло на своем месте, надо знать много слов. Кто из вас знает, в какой книге собраны все слова русского языка?
IV. Целеполагание
- Какие задачи мы поставим на урок?
(узнаем новые словарные слова, будем учиться писать словарные слова)
- Откройте свои учебники на стр. 103.
Мы продолжаем работать с ударными и безударными гласными звуками.
Тема нашего урока «Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать»
Будем говорить о словах, содержащих безударные гласные в корне, написание которых надо запомнить.
V. Работа по теме урока.
Работа по учебнику. С.103, упражнение 162.
Прочитайте стихотворение.
- Определим соответствие заголовка содержанию стихотворения.
Устно ответьте на вопросы к упражнению.
(В каких словах написание выделенных букв вы можете проверить? Проверьте их. А в каких словах написание выделенных букв проверить нельзя? Почему?)
Спишите любое предложение. Выделите непроверяемые написания.
- Двигаемся дальше. Перевернули страничку с.104. Читаем рубрику «Вспомните!»
- Что же такое словарные слова? Где искать правильное написание таких слов? Верно, в словаре. Есть ли у вас такой? Где он находится? Хорошо.
V. Физкультминутка
- Давайте немного отдохнем.
-Я буду называть слова с проверяемой безударной гласной. Если в слове пишется буква А, то мы топаем, если буква О, то хлопаем.
(Гора, нора, слова, трава, роса…)
VI. Продолжение работы по теме урока.
Выполняем упражнение 163.
- По какому признаку распределены слова в группы? Кто может сказать? Верно, в каждой группе слова объединены тем, что имеют одинаковую непроверяемую букву безударного гласного.
Запишите слова каждой группы в алфавитном порядке. Проверяйте себя по орфографическому словарю. Каждую группу записывайте с новой строки.
- Послушайте загадку.
Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
- О чем загадка? О ягоде-землянике. Давайте узнаем побольше об этом слове из упражнения 164.
Почему землянику так назвали? Что же такое земляника?
Давайте посмотрим в словаре С.И.Ожегова происхождение этого слова.
(дети читают в словаре)
(Земляника - это травянистое растение, душистые ягоды которого розовато-красноватого цвета (демонстрация предметной картинки). Поставим ударение. Запишите это слово. Подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.
А смогли бы вы объяснить происхождение названий таких ягод, как черника, голубика, костяника? (Демонстрация предметных картинок) Найдите в тексте словарные слова. Запишите их. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.
VII. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Работа в группе.
-Ребята, предлагаю разделиться на 4 группы. Работа с орфографическим словарем.
-Найдите слова в орфографическом словаре, проверьте написание.
I группа: найти слова- предметы, относящиеся к посуде, записать в алфавитном порядке (стакан, сковорода, посуда, кастрюля)
II группа: найти слова- предметы, относящиеся к животным, записать в алфавитном порядке (лошадь, медведь, лисица, снегирь, сорока )
III группа: найти слова- предметы, относящиеся к школе, записать в алфавитном порядке (тетрадь, карандаш, учитель, ученик)
IV группа: найти слова- предметы, относящиеся к инструментам, записать в алфавитном порядке: (молоток, топор, лопата )
VIII. Подведение итогов урока
- Чему вы научились на уроке?
Что надо знать о правописании гласных, не проверяемых ударением, в корне слова?
IX.Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке.
-Продолжите фразу:
X. Домашнее задание.
С.105 упр.165
Урок окончен. Спасибо.