Конспект урока по русскому языку «Учимся проверять буквы безударных гласных в корне слова» (2 класс)
Пояснительная записка к презентации
Презентация к уроку
PPTX / 7.16 Мб
Учитель: Мелехова Наталья Викторовна
2 класс
Предмет: русский язык
Тема урока: «Учимся проверять буквы безударных гласных в корне слова»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, работа в группах
Место данного урока в системе уроков по теме: первый урок по теме
Цели урока:
1) изучить орфограмму «безударная гласная в корне слова»
2) вывести способ проверки данной орфограммы
3) развить коммуникативные навыки обучающихся
Оборудование: учебник русского языка С.В.Иванова 2 класс первая часть ,тетради, карточки заданий, карточки для самооценки, мультимедийное оборудование, компьютер, презентация.
Ход урока:
1 Организационный момент
- Доброе утро, дети! Я очень рада встрече с вами. Начинаем урок русского языка. Желаю вам хорошей и плодотворной работы.
-Запишите дату и название работы.
2. Мотивация. Актуализация знаний
а) - Прочитайте пословицу: «Грамоте учиться - всегда пригодиться». (Слайд №2)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)
-Грамотностью в энциклопедии называют умение человека осмысленно читать и писать на родном языке. Грамотных людей разных профессий всегда очень ценят на любой работе. А вы желаете быть грамотными? (ответы детей)
-Тогда вперёд! И девизом нашего урока станут слова этой пословицы. Все свои достижения на этом уроке вы будете оценивать на «Дереве грамотности». ( раздать карточки с «Деревом грамотности» Приложение №1)
- Критерии оценки вы видите на этом листе. (Приложение №2, повесить с левой стороны доски.)
б) Фронтальный опрос.
- Спишите пословицу.
- Назовите из пословицы гласные буквы. (а, о, е, у, и, я)
–Какой слог называют ударным? Как называется гласная в ударном слоге? Сколько ударных слогов может быть в слове? Что такое корень слова? Какие слова называют родственными? Приведите примеры.
в) Чистописание.
- Запишем аккуратно и красиво (в чередовании) гласные буквы из пословицы. Для чего вы будете выполнять это задание? (ответы детей)
ао ая
- На «Дереве грамотности» оцените свою работу на этом этапе урока.
3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи
А) - Посмотрите и послушайте какая однажды история произошла с ребятами летом. А потом выскажите свое мнение.
«Однажды на каникулах собрались подружки Поля и Соня поиграть в волейбол, а мяча у них не было. (Слайд №3) Написали своему другу Димке смс-сообщение: (Слайд №4) «Приходи с мечом, поиграем». (Слайд №5) Дима прочитал сообщение и ответил: «Договорились. Сейчас приду». Ждут подружки товарища на улице. Пришел Дима, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Девочки расстроились, что не придется поиграть в волейбол» (Слайд №6)
Б) - Почему так получилось? ( ответы детей: «Девочки неправильно написали «с мечом»)
- На доске я выписала текст сообщения девочек.
-В каком слове девочки допустили ошибку? Найдите «опасное место».Поставьте ударение в этом слове. Какую букву нужно написать? Такое «опасное место» в слове называют «орфограммой».Какую букву нужно написать? Почему? Чтобы вы посоветовали девочкам? (ответы детей: «Знать правило как грамотно писать слова»)
- Откройте учебник на стр. 84 и прочитайте тему урока. («Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова») (Слайд №7)
- Для чего мы будем изучать эту тему? (ответы детей: «чтобы быть грамотными»)
- Какую задачу поставим на урок? ( ответы детей: « Научиться грамотно писать буквы безударных гласных в корне слова»)
- Чтобы научиться грамотно писать, мы будем отвечать на следующие вопросы: (Приложение№3, повесить в центре на доске)
1. Где проверять?
2. Что проверять?
3. Как проверять?
- Какой результат вы должны получить в конце урока? ( ответ детей: «уметь грамотно писать слова»)
4. Изучение нового материала
А) – Начнем с первых двух вопросов: где проверять и что проверять? Понаблюдаем за словами. (Слайд №8)
- Что вы заметили? Какие это слова? (ответы детей: «Это родственные слова») Почему? (ответы детей: «один корень»)
- Какой гласный звук в корне под ударением слышится? А какой буквой обозначен этот звук в слове?
- Какой безударный гласный звук в корне? Какой буквой он обозначен?
( аналогично анализируют следующие пары слов)
- Сделайте вывод. Дайте ответ на первый и второй вопросы. (ответы детей:
« Проверяем безударную гласную в корне слова»)
- Как пишутся гласные буквы в корне родственных слов в ударном и безударном положении? (ответы детей: «одинаково»)
- Какое слово в паре было проверочным? (ответы детей: «где гласная буква в корне под ударением»)
- Сделайте вывод. Дайте ответ на третий вопрос. Как же грамотно написать безударную гласную в корне слова? (ответы детей: « Нужно подобрать родственное слово, где проверяемая гласная буква находится в ударном положении»)
Б) Прочитайте правило из учебника. (Слайд №9)
- Вы сделали такой же вывод? (ответы детей)
- На «Дереве грамотности» оцените свою работу на этом этапе урока.
5. Первичная проверка усвоения знаний
А) - Объединитесь по группам. Помните о правилах работы в группах. Для каждой группы предлагается следующая работа: проведите исследование какую букву нужно вставить в слове? (Приложение №4)
- Проверим по эталону результаты вашего исследования. (Слайд №10)
- Встаньте, кто провел исследование и не допустил ни одной ошибки.
- Встаньте, у кого было допущено 1-2 ошибки.
- Для чего проводили исследование? (ответы детей: «Чтобы научиться применять новое знание проверки безударной гласной в корне слова»)
- На «Дереве грамотности» оцените свою работу на этом этапе урока.
Б) - Составим алгоритм правила: как мы действуем при проверке данной орфограммы. (Слайд№ 11)
1.Прочитать слово и поставить в нем ударение.
2. Определить безударную гласную, выделить корень.
3. Подобрать однокоренное проверочное слово, в котором безударный является ударным.
4. Написать грамотно слово.
- Для чего мы составили алгоритм правила? (ответы детей)
6. Физминутка
7. Первичное закрепление знаний
- Теперь поработайте в паре. Предлагаю игру «Забей гол». Договоритесь, кто из вас будет начинать первым «забивать гол» вставляя в слово безударную гласную, проверочное слово записывайте рядом. Помните о правилах работы в парах. (Приложение №5)
- Проверьте по эталону. (Слайд №12)
- Встаньте, чья пара выполнила задание без ошибок. Для чего вы выполняли это задание? (ответы детей)
- На «Дереве грамотности» оцените свою работу на этом этапе урока.
8. Контроль и самопроверка знаний
- А теперь пришло время испытать свои силы и поработать самостоятельно: Вам нужно выбрать задание на карточкеи выполнить его, записывая в рабочей тетради.
1) На красной карточке задание на повторение о родственных словах и корне слова.
2) На желтой карточке задание по сегодняшней теме урока. Разгадать загадку и вставить пропущенные буквы.
3) На зеленой карточке задание для тех кто старается знать много по предмету.
(Приложение №6) Карточки с заданиями лежат на свободном столе задней парты. Дети подходят к столу и выбирают для себя задание.
- Выберите задание какое вам нравится, а после его выполнения проверьте по эталону. (Приложение№7) Карточки-эталоны лежат на столе учителя.
- На «Дереве грамотности» оцените свою работу на этом этапе урока.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Под каким девизом мы работали на уроке? Какую учебную задачу мы ставили на урок? Удалось выполнить эту задачу?
- Как правильно написать безударную гласную в корне слова?
- Чтобы узнать какого успеха на уроке вы достигли, посмотрите на своё «Дерево грамотности» и сравните каких листочков больше.
- Если все листочки зеленые – вы отлично справились с поставленной задачей урока. Если есть и зеленые, и желтые листочки – вы хорошо работали на уроке, но ещё не хватает твёрдости в ваших знаниях. Если много красных листочков – вам нужно больше потренироваться в новом знании.
- Это был первый урок, где вы учились грамотно писать буквы безударных гласных в слове. Вы продолжите тренироваться в проверке на следующих уроках русского языка, узнаете разные способы проверки.
10. Домашнее задание (по желанию на выбор) (Слайд №13)
1) 1 уровень (репродуктивный)
- Работа в тетрадях на печатной основе к этому уроку.
2) 2 уровень (продуктивный)
- А для самых любознательных , которые стараются учиться хорошо и много знать, предлагаю провести мини-исследование. Из учебника «Литературное чтение» раздел «Народная мудрость» выписать 5-6 примеров слов с безударными гласными и записать к ним проверочные слова.
Список используемой литературы:
Г.В.Брагина. Мастерство учителя на уроке: Книга для учителя и студентов. Симферополь, 2001г.
И.В.Гуркова. Русский язык. Выбери ответ: Что такое родственные слова? 2 кл.: Пособие для учащихся. М.: Дрофа, 2004.
Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок – М. : ООО «Издательская Группа “Основа “», 2013.
О.В.Узорова,Е.А.Нефёдова. Большая книга примеров и заданий по всем темам курса начальной школы. Русский язык 1-4 классы. ООО «Издательство АСТ», 2010г
Приложения к уроку
Приложение №1. «Дерево грамотности»
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/911433/917b1e0c-f691-4a41-a480-1cc91ceaa6b2/s1200?webp=false
Приложение №2. Критерии оценки
https://yandex.ru/search/?text=картинка%20рисунок%20карандашом%20лист%20дерева&lr=213&clid=9582
Приложение№3
1. Где проверять?
2. Что проверять?
3. Как проверять?
Приложение №4
Задание для группы
Приложение №5
Вариант I
Вариант II
Приложение №6
Карточка красная
Карточка жёлтая
Вставь пропущенные буквы в загадку. Напиши проверочные слова.
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Напиши отгадку. _________________________
Карточка зелёная
Приложение №7
Эталон для красной карточки
Эталон для жёлтой карточки
Эталон для зелёной карточки
Акатова Ирина Анатольевна