12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена3781
Педагог 1 КК
Россия, Свердловская обл.

Буклет «Буллингу-НЕТ!»

Аудитория: учителя, родители, дети 5-11 класс, студенты.

t1677096943aa.jpg

t1677096943ab.jpg

                                  Текстовый материал, представленный в буклете

Буллинг - травля, издевательства. Это когда: оскорбляют дразнят, не замечают, открыто не желают сидеть или стоять рядом, портят вещи, отбирают, прячут вещи, унижают, угрожают, толкают, бьют.

Виды буллинга

Физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои);

Вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;

Социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);

Экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;

Кибербуллинг (cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев.

Мотивы буллинга

Зависть;

Месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);

Самоутверждение в коллективе;

Стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;

Желание нейтрализовать соперника посредством унижения.

Признаки буллинга в школе:

-ребёнок отказывается идти в школу, ищет любую причину, чтобы прогулять;

- из школы приходит в плохом подавленном состоянии;

-плачет без причины;

-отказывается говорить об одноклассниках, о событиях в школе;

-теряется, когда нужно кому-то позвонить, чтобы узнать уроки;

-ребёнок выглядит одиноким;

-не посещает дни рождения других детей, вечеринки;

-теряет интерес к обучению или начинает плохо учиться;

- не хочет принимать участие в мероприятиях вместе с одногодками.

Признаки, по которым учителю можно распознать буллинг:

- кого-то зажимают в углу помещения;

- когда взрослый подходит к группе детей они: замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять «жертву», как будто все в порядке);

- один из учеников не выбирается другими (в изоляции);

- весь класс смеется над одним и тем же учеником;

- очень обидные прозвища;

- по лицу одного из учеников: бледный, красный (в пятнах), в слезах, напуган, трясет, признаки насилия на теле/лице;

- младшие школьники боятся зайти в туалет;

- школьники после уроков не расходятся, кого-то ждут около школы и т.п

Последствиями для жертвы травли могут быть:

- трудности в учебе, невозможность сосредоточиться из-за постоянного стресса;

- постоянные пропуски занятий, так как идти в школу страшно и находиться там мучительно. Устойчиво сниженная самооценка, неверие в свои силы, искаженный образ себя как «ущербного», «не такого, как надо»;

- тревожные расстройства, в том числе стойкие и тяжелые формы;

- депрессивные расстройства, в том числе стойкие и тяжелые формы;

- социальные неврозы, социофобия, сложности с общением, с завязыванием и поддержанием социальных связей, которые будут оставаться долгие годы после школы;

- психосоматические (обусловленные стрессом) заболевания, которые также могут быть очень длительными и устойчивыми к лечению;

- суицидальные мысли и попытки, которые отмечаются у жертв травли в 5 раз чаще, чем у остальных школьников.

                                                     Что делать???

Если в классе буллинг

Учитель может провести классный час или просто разговор,  где обсудит с родителями или детьми ситуацию.

На такой классный час учитель может позвать психолога, социального педагога или кого-то из других взрослых в школе  Проводить регулярные мероприятия и классные часы, тестирования.

Мероприятия могут быть информационными (рассказать о проблеме  травли, как она выглядит, чем опасна) и профилактическими (обсуждение правил в классе, тренинги на сплочение коллектива и др.).

Кроме того, с классом могут работать разные люди и специалисты, кроме классного руководителя: психологи городского центра, приглашенные профессионалы, другие учителя школы.

Взрослые тоже могут растеряться, могут не знать, что делать, могут тоже заблуждаться по поводу травли. Это можно понять по таким высказываниям:

«Ты выдумываешь..»,

«Разбирайтесь сами» ,

«Может, тебе нужно как-то подружиться с остальными, быть более активным/спокойным/внимательным и пр.»,

«Сегодня поругались, завтра помиритесь»,

«Просто не обращайте внимания, главное – учёба»,

«Ты просто сам(а) неправильно себя ведёшь, пока не изменишься - тебя будут травить».

Полезные действия родителей

Не замалчивать проблему.

Сообщить классному руководителю и администрации школы.

Стать опорой и защитой ребёнку.

Если нанесен материальный ущерб, ребёнка систематически оскорбляют в социальных сетях, угрожают- обратиться в полицию.

Бесполезные действия родителей.

-Разводить руками и говорить «ну, что поделать, такие сейчас дети».

-Не признавать проблему и не называть её, правильно говоря «что –то у этого ученика никак не ладится с одноклассниками».

-Быть фальшивым примером для детей. Например, если родитель дома позволяет себе обзывать другие национальности, а в школе важно сообщает о том, что детям нельзя оскорблять национальности.

Что делать ребёнку?

- Если создалась ситуация, которая не нравится обязательно сообщить взрослому. В школе можно обратиться: к классному руководителю, к психологу и социальному педагогу, к любому учителю-предметнику, которому доверяешь. Кроме того, у каждого ученика есть право обратиться к завучу, директору школы и описать проблему, с которой столкнулся ты или кто-то, кого ты знаешь.

- Объединиться с товарищами из класса, кто тоже против травли и действовать вместе. Важно называть происходящее своими именами: называть травлю - травлей/буллингом/ издевательством, а не конфликтом или чем-то другим.

- Тому, кого обижают важно научиться реагировать правильно.

НЕПРАВИЛЬНО.

Спорить (Я не слепой, потому-что вижу), отвечать так же (не я такой, ты сам такой), плакать, жаловаться, угрожать, притворяться что не слышишь, драться.

ПРАВИЛЬНО.

Пожать плечами: «Может, и так». Улыбнуться: «Я так рад, что вам весело!» Перевести внимание на обидчиков: «Да, я знаю, что тебе нравится так говорить».

Задать встречный вопрос: «Тебе хочется так думать?» Согласиться: «Да, у меня полно недостатков, ты верно заметил».

Дать разрешение: «Ты можешь так думать, если хочешь».


Список использованных источников

Брошюра про буллинг https://vk.com/doc217153012656323026?hash=in7imuOp ZX25KPaaFLFgVdccok8TvP9jhAFwkxdoxvc&dl=ScR8QSx7ZZBkUu8X6n8HFX9nShviWZRzAMYCnfJKMw

Картинка «Плачущий мальчик» https://911.москва/malchiki-plachut

Методические рекомендации по предотвращению буллинга в школьных коллективах (для классных руководителей) / авт.-сост. О.А. Драганова, Я.В. Пономарева, Т.Н. Давыдова. – Липецк: Г(О)БУ Центр «СемьЯ», 2022 – 40 с.

Останови травлю ребёнка https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2021/06/04/kak-ostanovit-travlyu-rebenka-poshagovoe-rukovodstvo-dlya-roditelej-ot-psixologa/ ​​​​​​​

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (1)

Кучумова Ирина Викторовна, 08.05.23 в 16:31 0Ответить Пожаловаться
Очень содержательный буклет. Полезный. Спасибо за разработку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.