Буклет «Буллингу-НЕТ!»
Буклет «Буллингу-НЕТ!»
Аудитория: учителя, родители, дети 5-11 класс, студенты.
Текстовый материал, представленный в буклете
Буллинг - травля, издевательства. Это когда: оскорбляют дразнят, не замечают, открыто не желают сидеть или стоять рядом, портят вещи, отбирают, прячут вещи, унижают, угрожают, толкают, бьют.
Виды буллинга
Физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои);
• Вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
• Социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);
• Экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
• Кибербуллинг (cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев.
Мотивы буллинга
• Зависть;
• Месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);
• Самоутверждение в коллективе;
• Стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;
• Желание нейтрализовать соперника посредством унижения.
Признаки буллинга в школе:
-ребёнок отказывается идти в школу, ищет любую причину, чтобы прогулять;
- из школы приходит в плохом подавленном состоянии;
-плачет без причины;
-отказывается говорить об одноклассниках, о событиях в школе;
-теряется, когда нужно кому-то позвонить, чтобы узнать уроки;
-ребёнок выглядит одиноким;
-не посещает дни рождения других детей, вечеринки;
-теряет интерес к обучению или начинает плохо учиться;
- не хочет принимать участие в мероприятиях вместе с одногодками.
Признаки, по которым учителю можно распознать буллинг:
- кого-то зажимают в углу помещения;
- когда взрослый подходит к группе детей они: замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять «жертву», как будто все в порядке);
- один из учеников не выбирается другими (в изоляции);
- весь класс смеется над одним и тем же учеником;
- очень обидные прозвища;
- по лицу одного из учеников: бледный, красный (в пятнах), в слезах, напуган, трясет, признаки насилия на теле/лице;
- младшие школьники боятся зайти в туалет;
- школьники после уроков не расходятся, кого-то ждут около школы и т.п
Последствиями для жертвы травли могут быть:
- трудности в учебе, невозможность сосредоточиться из-за постоянного стресса;
- постоянные пропуски занятий, так как идти в школу страшно и находиться там мучительно. Устойчиво сниженная самооценка, неверие в свои силы, искаженный образ себя как «ущербного», «не такого, как надо»;
- тревожные расстройства, в том числе стойкие и тяжелые формы;
- депрессивные расстройства, в том числе стойкие и тяжелые формы;
- социальные неврозы, социофобия, сложности с общением, с завязыванием и поддержанием социальных связей, которые будут оставаться долгие годы после школы;
- психосоматические (обусловленные стрессом) заболевания, которые также могут быть очень длительными и устойчивыми к лечению;
- суицидальные мысли и попытки, которые отмечаются у жертв травли в 5 раз чаще, чем у остальных школьников.
Что делать???
Если в классе буллинг
Учитель может провести классный час или просто разговор, где обсудит с родителями или детьми ситуацию.
На такой классный час учитель может позвать психолога, социального педагога или кого-то из других взрослых в школе Проводить регулярные мероприятия и классные часы, тестирования.
Мероприятия могут быть информационными (рассказать о проблеме травли, как она выглядит, чем опасна) и профилактическими (обсуждение правил в классе, тренинги на сплочение коллектива и др.).
Кроме того, с классом могут работать разные люди и специалисты, кроме классного руководителя: психологи городского центра, приглашенные профессионалы, другие учителя школы.
Взрослые тоже могут растеряться, могут не знать, что делать, могут тоже заблуждаться по поводу травли. Это можно понять по таким высказываниям:
• «Ты выдумываешь..»,
• «Разбирайтесь сами» ,
• «Может, тебе нужно как-то подружиться с остальными, быть более активным/спокойным/внимательным и пр.»,
• «Сегодня поругались, завтра помиритесь»,
• «Просто не обращайте внимания, главное – учёба»,
• «Ты просто сам(а) неправильно себя ведёшь, пока не изменишься - тебя будут травить».
Полезные действия родителей
Не замалчивать проблему.
Сообщить классному руководителю и администрации школы.
Стать опорой и защитой ребёнку.
Если нанесен материальный ущерб, ребёнка систематически оскорбляют в социальных сетях, угрожают- обратиться в полицию.
Бесполезные действия родителей.
-Разводить руками и говорить «ну, что поделать, такие сейчас дети».
-Не признавать проблему и не называть её, правильно говоря «что –то у этого ученика никак не ладится с одноклассниками».
-Быть фальшивым примером для детей. Например, если родитель дома позволяет себе обзывать другие национальности, а в школе важно сообщает о том, что детям нельзя оскорблять национальности.
Что делать ребёнку?
- Если создалась ситуация, которая не нравится обязательно сообщить взрослому. В школе можно обратиться: к классному руководителю, к психологу и социальному педагогу, к любому учителю-предметнику, которому доверяешь. Кроме того, у каждого ученика есть право обратиться к завучу, директору школы и описать проблему, с которой столкнулся ты или кто-то, кого ты знаешь.
- Объединиться с товарищами из класса, кто тоже против травли и действовать вместе. Важно называть происходящее своими именами: называть травлю - травлей/буллингом/ издевательством, а не конфликтом или чем-то другим.
- Тому, кого обижают важно научиться реагировать правильно.
НЕПРАВИЛЬНО.
Спорить (Я не слепой, потому-что вижу), отвечать так же (не я такой, ты сам такой), плакать, жаловаться, угрожать, притворяться что не слышишь, драться.
ПРАВИЛЬНО.
Пожать плечами: «Может, и так». Улыбнуться: «Я так рад, что вам весело!» Перевести внимание на обидчиков: «Да, я знаю, что тебе нравится так говорить».
Задать встречный вопрос: «Тебе хочется так думать?» Согласиться: «Да, у меня полно недостатков, ты верно заметил».
Дать разрешение: «Ты можешь так думать, если хочешь».
Список использованных источников
Брошюра про буллинг https://vk.com/doc217153012656323026?hash=in7imuOp ZX25KPaaFLFgVdccok8TvP9jhAFwkxdoxvc&dl=ScR8QSx7ZZBkUu8X6n8HFX9nShviWZRzAMYCnfJKMw
Картинка «Плачущий мальчик» https://911.москва/malchiki-plachut
Методические рекомендации по предотвращению буллинга в школьных коллективах (для классных руководителей) / авт.-сост. О.А. Драганова, Я.В. Пономарева, Т.Н. Давыдова. – Липецк: Г(О)БУ Центр «СемьЯ», 2022 – 40 с.
Останови травлю ребёнка https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2021/06/04/kak-ostanovit-travlyu-rebenka-poshagovoe-rukovodstvo-dlya-roditelej-ot-psixologa/
Кучумова Ирина Викторовна