План урока литературы в 8 классе по творчеству В.В. Маяковского

1
0
Материал опубликован 7 December 2015

Литература 8 класс 1ч

Учитель: Горелова Вера Васильевна. Первая квалификационная категория.

Цели:

  • Актуализация знаний учащихся, знакомство с некоторыми фактами биографии поэта.
  • Формирование навыка работы составления рассказа о поэте по материалам статьи учебника, «слова» о поэте,
  • Выявление художественной идеи стихотворения, проявляющейся в ощущении новизны жизни, вернувшегося детства, которое испытывает лирический герой, характерных черт лирики В.В.Маяковского.
  • Формирование навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста.
  • Оборудование: портрет В.В.Маяковского,
  • Фонограмма стихотворения.

Ход урока

1. Актуализация знаний учащихся.

-Какие произведения В.В.Маяковского вы читали в 7классе? Или самостоятельно?

-Какова художественная идея стихотворения В.В.Маяковского»Необычайное приключение , бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»?

Стихотворение В.В.Маяковского- размышление о «месте поэта в рабочем строю».Создавая новое искусство («делая стихи»), В.В.Маяковский чувствует себя наследником лучших традиций русской поэзии.

- В чём необычность построения стихотворений у В.В.Маяковского?

2. Работа над темой.

Сообщение темы и целей урока.

-Обращение к домашнему заданию. Рассказ о В.В.Маяковском по плану, составленному к статье учебника. Ответы на вопросы учебника.

-Слово учителя.

С воодушевлением встретив Октябрьскую революцию, Маяковский определил свою позицию:»Моя революция.Пошёл в Смольный. Работал. Всё, что приходилось». Утверждая величие и героизм простых людей, Маяковский разоблачал творческое бессилие буржуазии, призывал к борьбе с врагами революции. В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» (1918) , проникнутом неподдельным состраданием к чужой боли, он выступал за формирование нового человека, которому должно быть доступно сочувствие всему живому, беззащитному. Революция в конечном счёте означала для Маяковского борьбу за торжество человечности.

– Анализ стихотворения, заполнение таблицы в ходе урока.

Характерные черты лирики Маяковского

Примеры

Яркая метафоричность

«Улица» «ветром опита» и «льдом обута»

Точная живописность деталей

«..глаза лошадиные…»

«…за каплей каплица по морде катится…»

Использование олицетворений

«И какая-то общая //звериная тоска// плеща вылилась из меня// и расплылась в шелесте»

Разнообразие звукового и ритмического рисунка

Гриб.//Грабь//.Гроб.//Грубь..

Лошадь на круп//

Грохнулась

Оригинальность рифм

«Опита»-«обута», «копыта»-«будто», «за зевакой зевака»- «зазвенел и зазвякал», «лишь один я»- «лошадиные», «в вой ему»- «по-своему»,

«каплища»- «тоска плеща», «в шерсти»- «в шелесте», «няньке»- «на ноги», «рыжий ребёнок»- «жеребёнок», «стойло» - «стоило».

Выразительное чтение стихотворения.

-выявление первоначальных впечатлений.

-Какое событие находится в центре сюжетно-композиционной организации произведения?

Малозначительный факт:зеваки , «штаны пришедшие Кузнецким клёшить», смеются над упавшей лошадью. Её ощущает лирический герой. Он видит глаза лошади, её слёзы. Он понимает, что все живые существа – и люди и животные- звенья одной цепи, что всем бывает больно и страшно («все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь») И лошадь вдруг поднимается на ноги.Эта маленькая победа жизни над смертью, добра над злом вселяет оптимизм в душу лирического героя:»И стоило жить, и работать стоило».

-Выпишите из стихотворения слова, при помощи которых можно передать сюжет стихотворения. Определите часть речи.Каков характер картины, изображённой поэтом?

«Грохнулась»-«сгрудились»- «подошёл»- «рванулась»- «пошла»-«пришла»-«встала (в стойло)»Эти глаголы содействуют воссозданию живой и динамичной картины.

-В каком стихотворении, изученном в 6классе, звучит сочувственное и уважительное отношение к миру живых существ, стремление «очеловечить» образы животных»

(С.Есенин. «Песнь о собаке».)

-В чём различие?

С.Есенин несколько отстранённо описывает горе собаки. У Маяковского на первом плане переживания лирического героя.

-История лошади- это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске» и об умении преодолевать её.

Выр. Чт. От начала до слов «…в шерсти».

-Что передаёт ритмический рисунок первых строк стихотворения?

(Звук цоканья лошадиных копыт по мостовой.)

-Какие приметы будней первых послереволюционных лет слышатся в этом звукоподражательном ряду?

-Кузнецкий- Кузнецкий мост- одна из центральных улиц Москвы. Улицей магазинов, в основном иностранных, она оставалась вплоть до 1918года. Назовите художественно-изобразительные средства , содействующие воссозданию образа улицы. Объясните их назначение.

«Улица» «ветром опита» и «льдом обута»; зеваки, пришедшие «клешить».

Метафора «льдом обута» передаёт восприятие лошади: скользит улица, а не лошадь. Инверсия «штаны пришедшие Кузнецким клёшить»передаёт особенности места действия, реалии времени (торговые ряды Кузнецкого моста, особенно модная манера носить брюки клёш).

-Каждое слово в строфе (гриб, грабь, гроб, груб0 выделено графически, записью столбиком, однако ритмическая чёткость первой строфы, передающая бег лошади, резко обрывается. Далее следует перенос6 «Лошадь на круп грохнулась…» Почему ритм стиха резко меняется? (Акцентирует внимание на центральном эпизоде.)

-Словарная работа.

Круп- задняя часть тела животного.

Зевака – тот, кто слоняется без дела.

-Какие чувства испытывает лирический герой к толпе зевак?

Лирический герой испытывает чувство одиночества в равнодушной и глухой толпе зевак., сделавшей себе любопытное зрелище из чужого горя.

-В каких словах выражено сочувствие лирического героя к лошади?

И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась на меня

и расплылась в шелесте.

-Чьими глазами мы видим происходящее на Кузнецком, читая строки6»Улица опрокинулась, течёт по-своему»?

(Так видит окружающее упавшая лошадь. Её взгляд осмыслен. Лирический герой начинает понимать лошадь, видеть мир глазами лошади.

-какие слова подчёркивают большие размеры лошади?

(«Лошадь грохнулась», «течёт за каплей каплища»)

Выр.чт. от слов «И какая-то общая звериная тоска» до слов «…по-своему лошадь».

-Какие слова подчёркивают то, что в новых революционных условиях лирический герой не так одинок, как прежде?

«Все мы немножко лошади».

-К кому относится это замечание?

(Это все мы, кто не мыслит жизнь без поиска смысла жизни, без работы, без участия в судьбе других людей.)

3. Подведение итогов урока.

-Выр. Чт. От слов «Может быть, старая…» до конца.

-Какое значение приобретает образ жеребёнка, «рыжего ребёнка» в финальных строчках стихотворения?

Этот образ передаёт ощущение новизны жизни, вернувшегося детства, которое испытывает лирический герой, связывающий с новым временем надежды на неизбежное торжество подлинной человечности после всех неудач и страданий.

-Прослушивание в записи стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».

4. Домашнее задание.

Наизусть стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

Подготовить рассказ о Тэффи по материалам статьи учебника.

5. Комментирование оценок.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации