Урок литературы в 7 классе «"Два мира" в лирике В.В. Маяковского по стихотворению "Хорошее отношение к лошадям"»
Актуализация знаний
Как взаимодействуют человек и животные? Ответы
Мы познакомимся с непривычной формой взаимоотношений Мира ЧЕЛОВЕКА и ЖИВОТНЫХ. Задумались? Мы начинаем
Введение
Кто изображен на фотографии? Сообщение о биографии В.В. Маяковского
Определение темы урока
Сформулируйте цель занятия. Ответы Сегодня на уроке-исследовании предстоит выяснить, какое отражение нашла тема «Два мира» в лирике В.В. Маяковского на основе стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».
Работа над темой
Вступительное слово. История создания стихотворения.
Прослушивание аудиозаписи стихотворения.
Восприятие, осмысление и интерпретация стихотворения происходит в процессе работы малых групп.
Прочтите стихотворение, сформулируйте задачу группы и примерный ход решения.
Задания:
Комментаторы: дать комментарий лексическому значению непонятных слов; восстановить цепь событий.
Литературоведы: дать характеристику образов, роль выразительных средств языка.
Артисты: подготовить выразительное чтение стихотворения, опираясь на специфику ритма, рифмы, строф.
Профессионалы: представить список профессий, которые имеют отношение к уходу и т.п. за лошадьми.
Социологи: подготовить сообщение о востребованности данных профессий в Ивановской области.
Психологи: подготовить «профессиограммы».
Группы обсуждают, формулируют учебную задачу. Учитель консультирует, направляет работу групп. Результат каждой группы раскрывает грани смысла стихотворения и становится элементом целостного анализа текста.
Группа Комментаторы
Ответ группы: События, описанные в стихотворении: в Москве, возле Кузнецкого моста (название улицы), лошадь упала на скользкой мостовой. У собравшихся зевак происшествие вызвало злорадный смех, лишь поэт посочувствовал несчастному животному. От ласкового слова лошадь нашла силы подняться и идти дальше. Вызвали трудности слова: гриб, круп, плеща, клешить, плоше .
Группа Литературоведы
В стихотворении - вступление, основная часть и заключение. Начало стихотворения - камертон, настраивает читателя: Гриб. Грабь. Гроб. Груб. Аллитерация вызывает ассоциации со смертью, жестокостью. Это звукопись, изображающая цокот лошадиных подков. Вначале - метафора изображает место происшествия: Ветром опита, льдом обута, улица скользила. Эта улица, напоенная холодным воздухом, покрыта льдом (метонимия: не улица скользила, а поскальзывались прохожие). Поэт изображает сытых обывателей, ищущих развлечений. Просторечное слово сгрудились - собрались в кучу, как стадо. Страдания животного вызывают у них лишь смех. Далее - антитеза, противопоставление лирического героя толпе: Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему. Плачущая лошадь - своеобразный двойник автора. Измученный поэт знает, нужно найти силы продолжать жить каждый из нас по-своему лошадь. Оптимистичны завершающие строки: И всё ей казалось — она жеребёнок, и стоило жить, и работать стоило.
Группа Артисты
Маяковский раскрывает тему сопереживания, сочувствия, единения. Поэт делает это в системе эстетики футуризма. Стихи с помощью графики разбиты на интонационные отрезки - лесенка. Автор использует разные виды рифм: усечённые неточные зевака - зазвякал; неравносложные стойло — стоило; составные в вой ему — по-своему, омонимичные: пошла (кр прил) — пошла (гл). Звуковая перекличка внутри строки голос свой не вмешивал в вой. Эти рифмы как бы оттеняют два мира - мир поэта и мир равнодушной толпы. Ритм стихотворения разнообразный - от громкого скандирования до негромких лирических отступлений. Выразительное чтение
Выводы: Какие два мира представлены в стихотворении? Какова тема стихотворения?
Сейчас мы познакомимся с непривычной формой взаимоотношений ЧЕЛОВЕКА и ЖИВОТНОГО. Как не превратиться в стадо, в зевак равнодушных? Ответы Можно сблизиться с миром животных, приобретя определенные профессиональные навыки.
Группа №4 Профессионалы
В последнее время коневодство в России стремительно развивается. В классификаторе рабочих профессий указаны специальности по коневодству: ипполог, коневод, жокей, берейтор, инструктор верховой езды, коваль-кузнец, ветеринар. Ипполог дает рекомендации по разведению, содержанию, кормлению лошадей. Коневод - специалист, который ухаживает за лошадьми. Жокей - профессиональный всадник. Берейтор - учитель лошадей (растит, воспитывает, обучает). Ветеринар - специалист, занимающийся лечением животных.
Группа №5 Социологи
В Иваново работают 3 конно-спортивных клуба: Риат, Радуга, ДСЮШ №11; тренировки для детей по конному спорту проходят в 8 центрах. КСК Темп, ДООСЦ в гШуя, Триумф в гКинешма, Принц в Приволжске, Мускат в Фурманове. Есть секции верховой езды в Заволжске, Родниках, Вичуге, Пучеже, Палехе и др. Получить образование можно в Шуйском сельскохозяйственном колледже, Юрьевецком агротехническом колледже, Ивановской сельскохозяйственной академии. Много вакансий на должность ветеринара, коневода, конюха, кузнеца.
Группа №6 Психологи
Ипполог - специалист по изучению анатомии, физиологии, размножения, поведения, характера лошадей. Востребованы в ветеринарных клиниках, конных заводах, звероводческих фермах. Берейтор – это специалист, который готовит лошадей для верховой езды, может выступать в роли дрессировщика. Готовит лошадь для иппотерапии. Это использование верховой езды для лечения больных детей. Основная задача ветеринара - лечение животных, включающее в себя такие процедуры, как прививки, осеменение, стерилизация, прием родов и пр. Ветеринару нужны стальные нервы, стрессоустойчивость, готовность быстро принимать решения. Коневод - это профессиональный животновод, который специализируется на уходе за лошадьми. Требования: специальное образование; любовь к животным; знание основ коневодства; крепкое здоровье, отличная физическая форма. Работа с лошадьми требует сдержанного характера, терпения, выдержки, безмерной любви к животным. Эти профессии приносят огромное моральное удовольствие. Лошади - умные животные, они обладают уникальной способностью снимать стресс и радовать.
Закрепление материала - кластер.
Итоги урока. Рефлексия.
Я узнал, что
На мой взгляд