12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Солоникова Наталья Михайловна153
Я преподаю русский язык и литературу в коррекционной школе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Россия, Ивановская обл., Вичуга
4

Урок «Два мира» в лирике В.В. Маяковского по стихотворению «Хорошее отношение к лошадям»

«Два мира» в лирике В.В. Маяковского по стихотворению «Хорошее отношение к лошадям» 
Цель урока: развивать умение анализировать, интерпретировать лирическое произведение. 
Задачи: раскрыть идею стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»; совершенствовать навык выразительного чтения; развитие коммуникативных умений; развивать умение мыслить; воспитывать гуманизм, эмпатию, трудолюбие; расширить знания учащихся о профессиях, связанных с сельским хозяйством; акцентировать востребованность этих специальностей на рынке труда. 
Познавательные: развивать умение ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; работать с инструкциями, описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации). Социальные: расширить знания об устройстве и функционировании социальных институтов; о социальных структурах; о различных социальных процессах, протекающих в обществе; знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса; развивать умения и навыки эффективного социального взаимодействия (владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения); знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта и т. д.; развивать мотивацию достижений в учебной деятельности; развивать навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; руководство в поведении сознательными социальными нормативными целями и правилами, усвоение социальных норм поведения; развивать адекватную самооценку, критичное отношение к себе и окружающим; прогнозирование результата своих действий. Коммуникативные: совершенствовать умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которые соответствуют нормам социального взаимодействия; способность осуществлять выбор языковых форм, использовать их и преобразовать в соответствии с контекстом; умения, навыки, позволяющие понимать и порождать высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением. Информационные: развивать умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (Интернет). 
Организационный момент

Актуализация знаний

Как взаимодействуют человек и животные? Ответы

Мы познакомимся с непривычной формой взаимоотношений Мира ЧЕЛОВЕКА и ЖИВОТНЫХ. Задумались? Мы начинаем

Введение

Кто изображен на фотографии? Сообщение о биографии В.В. Маяковского

Определение темы урока

Сформулируйте цель занятия. Ответы Сегодня на уроке-исследовании предстоит выяснить, какое отражение нашла тема «Два мира» в лирике В.В. Маяковского на основе стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».

Работа над темой

Вступительное слово. История создания стихотворения.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

Восприятие, осмысление и интерпретация стихотворения происходит в процессе работы малых групп.

Прочтите стихотворение, сформулируйте задачу группы и примерный ход решения.

Задания:

Комментаторы: дать комментарий лексическому значению непонятных слов; восстановить цепь событий.

Литературоведы: дать характеристику образов, роль выразительных средств языка.

Артисты: подготовить выразительное чтение стихотворения, опираясь на специфику ритма, рифмы, строф.

Профессионалы: представить список профессий, которые имеют отношение к уходу и т.п. за лошадьми.

Социологи: подготовить сообщение о востребованности данных профессий в Ивановской области.

Психологи: подготовить «профессиограммы».

Группы обсуждают, формулируют учебную задачу. Учитель консультирует, направляет работу групп. Результат каждой группы раскрывает грани смысла стихотворения и становится элементом целостного анализа текста.

Группа Комментаторы

Ответ группы: События, описанные в стихотворении: в Москве, возле Кузнецкого моста (название улицы), лошадь упала на скользкой мостовой. У собравшихся зевак происшествие вызвало злорадный смех, лишь поэт посочувствовал несчастному животному. От ласкового слова лошадь нашла силы подняться и идти дальше. Вызвали трудности слова: гриб, круп, плеща, клешить, плоше .

Группа Литературоведы

В стихотворении - вступление, основная часть и заключение. Начало стихотворения - камертон, настраивает читателя: Гриб. Грабь. Гроб. Груб. Аллитерация вызывает ассоциации со смертью, жестокостью. Это звукопись, изображающая цокот лошадиных подков. Вначале - метафора изображает место происшествия: Ветром опита, льдом обута, улица скользила. Эта улица, напоенная холодным воздухом, покрыта льдом (метонимия: не улица скользила, а поскальзывались прохожие). Поэт изображает сытых обывателей, ищущих развлечений. Просторечное слово сгрудились - собрались в кучу, как стадо. Страдания животного вызывают у них лишь смех. Далее - антитеза, противопоставление лирического героя толпе: Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему. Плачущая лошадь - своеобразный двойник автора. Измученный поэт знает, нужно найти силы продолжать жить каждый из нас по-своему лошадь. Оптимистичны завершающие строки: И всё ей казалось — она жеребёнок, и стоило жить, и работать стоило.

Группа Артисты

Маяковский раскрывает тему сопереживания, сочувствия, единения. Поэт делает это в системе эстетики футуризма. Стихи с помощью графики разбиты на интонационные отрезки - лесенка. Автор использует разные виды рифм: усечённые неточные зевака - зазвякал; неравносложные стойло — стоило; составные в вой ему — по-своему, омонимичные: пошла (кр прил) — пошла (гл). Звуковая перекличка внутри строки голос свой не вмешивал в вой. Эти рифмы как бы оттеняют два мира - мир поэта и мир равнодушной толпы. Ритм стихотворения разнообразный - от громкого скандирования до негромких лирических отступлений. Выразительное чтение

Выводы: Какие два мира представлены в стихотворении? Какова тема стихотворения?

Сейчас мы познакомимся с непривычной формой взаимоотношений ЧЕЛОВЕКА и ЖИВОТНОГО. Как не превратиться в стадо, в зевак равнодушных? Ответы Можно сблизиться с миром животных, приобретя определенные профессиональные навыки.

Группа №4 Профессионалы

В последнее время коневодство в России стремительно развивается. В классификаторе рабочих профессий указаны специальности по коневодству: ипполог, коневод, жокей, берейтор, инструктор верховой езды, коваль-кузнец, ветеринар. Ипполог дает рекомендации по разведению, содержанию, кормлению лошадей. Коневод - специалист, который ухаживает за лошадьми. Жокей - профессиональный всадник. Берейтор - учитель лошадей (растит, воспитывает, обучает). Ветеринар - специалист, занимающийся лечением животных.

Группа №5 Социологи

В Иваново работают 3 конно-спортивных клуба: Риат, Радуга, ДСЮШ №11; тренировки для детей по конному спорту проходят в 8 центрах. КСК Темп, ДООСЦ в гШуя, Триумф в гКинешма, Принц в Приволжске, Мускат в Фурманове. Есть секции верховой езды в Заволжске, Родниках, Вичуге, Пучеже, Палехе и др. Получить образование можно в Шуйском сельскохозяйственном колледже, Юрьевецком агротехническом колледже, Ивановской сельскохозяйственной академии. Много вакансий на должность ветеринара, коневода, конюха, кузнеца.

Группа №6 Психологи

Ипполог - специалист по изучению анатомии, физиологии, размножения, поведения, характера лошадей. Востребованы в ветеринарных клиниках, конных заводах, звероводческих фермах. Берейтор – это специалист, который готовит лошадей для верховой езды, может выступать в роли дрессировщика. Готовит лошадь для иппотерапии. Это использование верховой езды для лечения больных детей. Основная задача ветеринара - лечение животных, включающее в себя такие процедуры, как прививки, осеменение, стерилизация, прием родов и пр. Ветеринару нужны стальные нервы, стрессоустойчивость, готовность быстро принимать решения. Коневод - это профессиональный животновод, который специализируется на уходе за лошадьми. Требования: специальное образование; любовь к животным; знание основ коневодства; крепкое здоровье, отличная физическая форма. Работа с лошадьми требует сдержанного характера, терпения, выдержки, безмерной любви к животным. Эти профессии приносят огромное моральное удовольствие. Лошади - умные животные, они обладают уникальной способностью снимать стресс и радовать.

Закрепление материала - кластер.

Итоги урока. Рефлексия.

Я узнал, что

На мой взгляд

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.