Урок литературы в 8 классе «Два взгляда на мир в стихотворении В.В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. СЕВАСТОПОЛЯ
«ГИМНАЗИЯ № 1 ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА»
Урок литературы по теме «Два взгляда на мир в стихотворении
В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» в 8 классе
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Куляба Ирины Николаевны,
учителя русского языка и литературы
ГБОУ «Гимназия № 1 им. А.С. Пушкина»
высшей квалификационной категории
Тема урока: Два взгляда на мир в стихотворении В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Цели урока:
образовательные:
- познакомить школьников с особенностями раннего периода творчества В. Маяковского;
- раскрыть главную проблему стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;
- продолжить обучать анализу лирического произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения.
развивающие:
- развивать умения производить анализ прочитанного стихотворения, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к литературе как духовной ценности; навыки высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме.
- развивать внимание, устную речь, воображение.
воспитательная:
- воспитывать неравнодушное отношение к живым существам, гуманизм и человеколюбие.
Задачи:
- формирование умений анализа поэтического текста;
- формирование и развитие общеучебных действий;
- развитие устной речи, освоение литературоведческих терминов;
- воспитание внимания к поэтическому слову, его образности, развитие эстетического чувства в понимании и восприятии словесного искусства;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы урока.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока:
Методы и формы обучения: беседа, комментированное чтение, выразительное чтение, наблюдение, элементы анализа текста, ИКТ, индивидуальная, фронтальная формы обучения, работа в парах.
Оборудование: notebook, мультимедиапроектор, интерактивная доска.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, учебник Г.С. Меркина. Литература. 8 класс; раздаточный материал (карточка-информатор).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация.
Эмоциональное погружение в урок.
Отрывок из поэмы Н. Асеева «Маяковский начинается». (Читает подготовленный ученик)
И вот он выходит:
большой, длиннолапый,
обрызганный
ледниковым дождем,
под широкополой,
обвиснувшей шляпой,
под вылощенным нищетой плащом.
Вокруг никого.
Лишь тюрьма за плечами.
Фонарь к фонарю.
За душой – ни гроша…
Лишь пахнет Москва
горячо калачами,
да падает лошадь,
боками дыша.
III. Актуализация знаний.
1.Беседа с учащимися:
- Как вы думаете, о каком русском поэте идет речь в отрывке из поэмы Н. Асеева?
- О чём говорит название поэмы, о каком периоде творчества поэта идет речь?
2. Проверка домашнего задания. Давайте вспомним, что вы знаете о раннем периоде творчества Маяковского (стр. 194-201- прочитать статью о
В. Маяковском, устно подготовить ответы на вопросы (стр.202):
- Что показалось вам в автобиографии «Я сам» необычным и интересным?
- Расскажите об условиях, в которых формировался характер юного Маяковского?
- Почему впоследствии поэт назвал одиннадцать бутырских месяцев «важнейшим временем»?
3. Индивидуальное задание «В. Маяковский в Севастополе».
- Каким предстает перед вами Маяковский?
IV. Формулировка темы и постановка целей и задач урока.
1. Вопросы к учащимся:
– Обратите внимание на последние 4 строки.
- Кому и чему будет посвящен наш урок?
- Хорошее отношение… А каким еще оно может быть?
- С какой целью мы сегодня обращаемся к стихотворению Владимира Маяковского? (размышляя над стихотворением, увидеть два взгляда на одно какое-либо явление, понять авторское видение, его понимание проблемы).
2. Запись темы урока «Два взгляда на мир в стихотворении В. В. Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям»».
3. В конце урока мы должны будем ответить на проблемный вопрос: «Какие два взгляда на мир представлены в стихотворении?»
V. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
Маяковский стремился к новым течениям и в живописи, и в поэзии. Новая жизнь – это новое искусство, устремленное в будущее. Отсюда и название направления в искусстве – футуризм (от лат. futurum – будущее).
Он мог писать обо всем в равной степени талантливо и необычно. Он - смелый мастер, работающий по собственным законам. У него свое построение, свой образ, свой ритм и своя рифма.
2.Давайте послушаем стихотворение.
«Хорошее отношение к лошадям» Владимир Маяковский
Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…
Улица опрокинулась,
течет по-своему…
Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы сих плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
3. Беседа с учащимися.
- Какие чувства вы испытывали, слушая стихотворение?
- Какие мысли у вас возникли?
- Понятен ли язык стихотворения?
4. Словарная работа.
Словарь
Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.
Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.
Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве. На Кузнецком мосту помещалось кафе «Питтореск», где часто выступал Маяковский.
Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».
Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».
- Может быть, вы добавите что-то еще?
5. Словесное рисование.
- Какую картину вы представили?
- Как вы думаете, что могло послужить основой для создания стихотворения? История создания так же трогательна, как и само стихотворение.
6. Индивидуальное задание. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано поэтом в 1918 году. Это было трудное время для нашей страны. Шла гражданская война. Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
-Что произвело на вас большее впечатление: стихотворение или реальный случай, легший в основу произведения?
- А почему? Почему так велика сила искусства?
(Художественное произведение имеет большее влияние на чувства читателя.)
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
7. Анализ языковых средств стихотворения (работа в парах).
- Давайте выясним, каким образом поэту удалось заставить нас переживать, как он «достучался» до наших сердец?
- Откройте учебник (стр. 202-203). Работать будем по 4 направлениям. Каждый ряд получает задание и в парной работе проводит исследование текста. Какие два мира представлены в стихотворении, при помощи каких языковых средств автору удалось это передать?
1 ряд «Фонетика». (Используется аллитерация.: Гриб. Грабь. Гроб. Груб. Грохнулась, сгрудились. Настойчиво повторяются звуки гр-б, гр-б, гр-б –угроза, гроза; зв-зв-зв-зв –смех зазвенел и зазвякал, безжалостный, жестокий, как звон металла, зеваки).
2 ряд «Лексика». В самом начале использована необычная метафора, которая изображает место происшествия — улицу: Ветром опита, льдом обута, улица скользила.
«Ветром опита» — это улица, напоенная сырым, холодным воздухом; «льдом обута» — означает, что лёд покрыл улицу, как бы обул её, поэтому она стала скользкой. Эпитеты: лошадиные, звериная, рыжий.
Неологизмы: каплищей, каплища, клёшить.
Словарная работа: метонимия
Метонимия – вид тропа, в основе которого - замена одного слова на другое, смежное (родственное) первому по смыслу (не «улица скользила», а поскальзывались прохожие).
3 ряд «Синтаксис». Инверсия: «упала лошадь»; «голос свой не вмешивал в вой ему»; «за каплищей каплища по морде катится».
4 ряд «Стихосложение». Оригинальные рифмы: «Опита» — «обута», «копыта» — «будто», «за зевакой зевака» — «зазвенел и зазвякал», «лишь один я» — «лошадиные», «в вой ему» — «по-своему», «каплища» — «тоска плеща», «в шерсти» — «в шелесте», «няньке» — «на ноги», «рыжий ребенок» - «жеребенок», «стойло» — «стоило». В некоторых местах присутствует парная рифма. Есть омонимическая рифма: пошла (краткое прилагательное) — пошла (глагол). Ритм стихотворения тоже разнообразный - от громкого до тихого, лиричного.
8. Работа с кластером.
Обобщим наши наблюдения, составив кластер.
ДВА ВЗГЛЯДА
УЛИЦА (ТОЛПА), ЗЕВАКИ, БЕЗДЕЛЬНИКИ
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
презентация к уроку
PPTX / 16.44 Мб
/data/files/u1616850218.pptx (презентация к уроку)
- Как поэт изображает зевак? (текст).
- Каково отношение толпы к лошади? (запись на стрелке)
- Многие смеются над упавшим, поскользнувшимся, оступившемся. Причем, чем сильнее ушибся упавший, тем смешнее. Это низкий (пошлый) смех. Попробуйте представить себя на месте упавшего – вам будет не до смеха. Но в том-то и дело, что упал не ты, ты избежал этой неприятности и смеёшься над неудачником. Это больно.
-А что вы можете сказать о лирическом герое? ( Лирический герой не желает быть частью толпы).
- Докажите текстом.
(Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему).
- Какой прием использует автор? (антитезу - запись на стрелке)
- Какими видит лирический герой глаза лошади? (Они наполнены слезами. Это вполне осмысленные, полные боли, унижения и испуга глаза.)
- В каких словах выражено отношение лирического героя к лошади?
(И какая-то общая
звериная тоска, плеща,
вылилась из меня
и расплылась в шелесте).
- Какое это отношение? (Сочувствует, обращается к ней как к человеку, пытается успокоить, приободрить
- Что необычного в описании лошади на центральной улице Москвы?
(Лошадь одна (без человека, без коляски) – необычно).
- Как вы думаете, что этим хочет подчеркнуть автор? (общее в судьбе лошади и лирического героя). (Лошадь одна = лишь один я)- запись на стрелке.
– Найдите и прочитайте строки, в которых, на ваш взгляд, заключается главный смысл стихотворения
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте –
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
- Что хочет сказать нам автор?
Мне кажется, поэт словно бы говорит: «Не пасуйте перед трудностями, учитесь их преодолевать, верьте в свои силы и все будет хорошо», а лошадь слышит его и вспоминает детство – самую беззаботную пору жизни, когда каждый мечтает о счастливом будущем, надеется на лучшую жизнь.
Слова сочувствия сделали чудо: они придали сил лошади, которая что-то сказала по-своему, рванулась и смогла встать на ноги.
- Почему? (Она обрела силы, желание жить и работать. Она ощутила себя жеребенком, ребенком, услышавшим доброе слово, ощутившим радость жизни, желание действовать, делать добро).
- Первоначально это стихотворение называлось «Отношение к лошадям». Впоследствии поэт изменил название: «Хорошее отношение к лошадям».
- Как вы считаете, только ли о лошади это стихотворение?
Стихотворение Маяковского - не только о лошади. Оно - о людях, об их отношении друг к другу. Холод, лёд - это не только состояние природы, это отношения между людьми.
Каждый из нас может оказаться в ситуации лошади, каждый из нас может нуждаться в поддержке и нежности.
- Маяковский никакой идеи, никакому делу не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Его поэзия всегда отличалась оптимизмом, верой в будущее. Если человек занят трудом, и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, «немножко лошади».
9. Подведение итогов анализа стихотворения.
1. Ответ на проблемный вопрос.
- О чем размышляет Маяковский в своем стихотворении? (Поэт размышляет о пороках современного общества, недостатках людей. Он обличает равнодушие, черствость, жестокость).
- Какие два взгляда на мир представлены в стихотворении? (Сталкиваются два взгляда на жизнь, мир: безразличие, бессердечие толпы и доброта, сострадание, милосердие лирического героя).
- Как вы считаете, актуально ли это стихотворение в наши дни?
Да, каждый из нас «везёт свой воз», то есть делает своё жизненное дело и несёт свои жизненные тяготы. И если случается, что кто-то падает под непосильной ношей, то смотреть на это с равнодушием или, хуже того, с самодовольной насмешкой - бесчеловечно.
Поэт уверен в победе человечности, он верит в то, что слово, идущее от сердца, способно вдохнуть силы в упавшего, вернуть ему радость жизни.
VI. Домашнее задание.
- В каком стихотворении, изученном в 6 классе, так же, как и в стихотворении В. Маяковского, звучит сочувственное и уважительное отношение поэта к миру живых существ, стремление «очеловечить» образы животных? В стихотворении С. А. Есенина «Песнь о собаке».
- Сравните оба стихотворения. Дайте письменный ответ на вопрос «В чем сходство лирических героев?» (3-5 предложений).
- выучить наизусть стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».
- Индивидуальное задание: Подготовить рассказ о Тэффи по материалам статьи учебника (стр.205-207).
VII. Подведение итогов урока. Оценивание.
- Понравился – не понравился урок?
- Чему научил? (Доброты много не бывает. Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать этот мир добрее).
- Как вы оцениваете свое участие в нем?