Урок литературы в 8 классе «Два взгляда на мир в стихотворении В.В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"»

4
0
Материал опубликован 27 March 2021

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. СЕВАСТОПОЛЯ

«ГИМНАЗИЯ № 1 ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА»

 

Урок литературы по теме «Два взгляда на мир в стихотворении

В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» в 8 классе

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

Куляба Ирины Николаевны,

учителя русского языка и литературы

ГБОУ «Гимназия № 1 им. А.С. Пушкина»

высшей квалификационной категории

 

Тема урока: Два взгляда на мир в стихотворении В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Цели урока:

образовательные:

- познакомить школьников с особенностями раннего периода творчества В. Маяковского;

- раскрыть главную проблему стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;

- продолжить обучать анализу лирического произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения.

развивающие:

- развивать умения производить анализ прочитанного стихотворения, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к литературе как духовной ценности; навыки высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме.

- развивать внимание, устную речь, воображение.

воспитательная:

- воспитывать неравнодушное отношение к живым существам, гуманизм и человеколюбие.

Задачи:

- формирование умений анализа поэтического текста;

- формирование и развитие общеучебных действий;

- развитие устной речи, освоение литературоведческих терминов;

- воспитание внимания к поэтическому слову, его образности, развитие эстетического чувства в понимании и восприятии словесного искусства;

- создание благоприятной эмоциональной атмосферы урока.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока:

Методы и формы обучения: беседа, комментированное чтение, выразительное чтение, наблюдение, элементы анализа текста, ИКТ, индивидуальная, фронтальная формы обучения, работа в парах.

Оборудование: notebook, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, учебник Г.С. Меркина. Литература. 8 класс; раздаточный материал (карточка-информатор).

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация.

Эмоциональное погружение в урок.

Отрывок из поэмы Н. Асеева «Маяковский начинается». (Читает подготовленный ученик)

И вот он выходит:

большой, длиннолапый,

обрызганный

ледниковым дождем,

под широкополой,

обвиснувшей шляпой,

под вылощенным нищетой плащом.

Вокруг никого.

Лишь тюрьма за плечами.

Фонарь к фонарю.

За душой – ни гроша…

Лишь пахнет Москва

горячо калачами,

да падает лошадь,

боками дыша.

III. Актуализация знаний.

1.Беседа с учащимися:

- Как вы думаете, о каком русском поэте идет речь в отрывке из поэмы Н. Асеева?

- О чём говорит название поэмы, о каком периоде творчества поэта идет речь?

2. Проверка домашнего задания. Давайте вспомним, что вы знаете о раннем периоде творчества Маяковского (стр. 194-201- прочитать статью о

В. Маяковском, устно подготовить ответы на вопросы (стр.202):

- Что показалось вам в автобиографии «Я сам» необычным и интересным?

- Расскажите об условиях, в которых формировался характер юного Маяковского?

- Почему впоследствии поэт назвал одиннадцать бутырских месяцев «важнейшим временем»?

3. Индивидуальное задание «В. Маяковский в Севастополе».

- Каким предстает перед вами Маяковский?

IV. Формулировка темы и постановка целей и задач урока.

1. Вопросы к учащимся:

Обратите внимание на последние 4 строки.

- Кому и чему будет посвящен наш урок?

- Хорошее отношение… А каким еще оно может быть?

- С какой целью мы сегодня обращаемся к стихотворению Владимира Маяковского? (размышляя над стихотворением, увидеть два взгляда на одно какое-либо явление, понять авторское видение, его понимание проблемы).

2. Запись темы урока «Два взгляда на мир в стихотворении В. В. Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям»».

3. В конце урока мы должны будем ответить на проблемный вопрос: «Какие два взгляда на мир представлены в стихотворении?»

V. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Маяковский стремился к новым течениям и в живописи, и в поэзии. Новая жизнь – это новое искусство, устремленное в будущее. Отсюда и название направления в искусстве – футуризм (от лат. futurum – будущее).

Он мог писать обо всем в равной степени талантливо и необычно. Он - смелый мастер, работающий по собственным законам. У него свое построение, свой образ, свой ритм и своя рифма.

2.Давайте послушаем стихотворение.

«Хорошее отношение к лошадям» Владимир Маяковский

Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,
течет по-своему…

Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы сих плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

3. Беседа с учащимися.

- Какие чувства вы испытывали, слушая стихотворение?

- Какие мысли у вас возникли?

- Понятен ли язык стихотворения?

4. Словарная работа.

Словарь

Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.

Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.

Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве. На Кузнецком мосту помещалось кафе «Питтореск», где часто выступал Маяковский.

Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».

Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».

Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».

- Может быть, вы добавите что-то еще?

5. Словесное рисование.

- Какую картину вы представили?

- Как вы думаете, что могло послужить основой для создания стихотворения? История создания так же трогательна, как и само стихотворение.

6. Индивидуальное задание. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано поэтом в 1918 году. Это было трудное время для нашей страны. Шла гражданская война. Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

-Что произвело на вас большее впечатление: стихотворение или реальный случай, легший в основу произведения?

- А почему? Почему так велика сила искусства?

(Художественное произведение имеет большее влияние на чувства читателя.)

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

7. Анализ языковых средств стихотворения (работа в парах).

- Давайте выясним, каким образом поэту удалось заставить нас переживать, как он «достучался» до наших сердец?

- Откройте учебник (стр. 202-203). Работать будем по 4 направлениям. Каждый ряд получает задание и в парной работе проводит исследование текста. Какие два мира представлены в стихотворении, при помощи каких языковых средств автору удалось это передать?

1 ряд «Фонетика». (Используется аллитерация.: Гриб. Грабь. Гроб. Груб. Грохнулась, сгрудились. Настойчиво повторяются звуки гр-б, гр-б, гр-б –угроза, гроза; зв-зв-зв-зв –смех зазвенел и зазвякал, безжалостный, жестокий, как звон металла, зеваки).

2 ряд «Лексика». В самом начале использована необычная метафора, которая изображает место происшествия — улицу: Ветром опита, льдом обута, улица скользила.

«Ветром опита» — это улица, напоенная сырым, холодным воздухом; «льдом обута» — означает, что лёд покрыл улицу, как бы обул её, поэтому она стала скользкой. Эпитеты: лошадиные, звериная, рыжий.

Неологизмы: каплищей, каплища, клёшить.

Словарная работа: метонимия

Метонимия – вид тропа, в основе которого - замена одного слова на другое, смежное (родственное) первому по смыслу (не «улица скользила», а поскальзывались прохожие).

3 ряд «Синтаксис». Инверсия: «упала лошадь»; «голос свой не вмешивал в вой ему»; «за каплищей каплища по морде катится».

4 ряд «Стихосложение». Оригинальные рифмы: «Опита» — «обута», «копыта» — «будто», «за зевакой зевака» — «зазвенел и зазвякал», «лишь один я» — «лошадиные», «в вой ему» — «по-своему», «каплища» — «тоска плеща», «в шерсти» — «в шелесте», «няньке» — «на ноги», «рыжий ребенок» - «жеребенок», «стойло» — «стоило». В некоторых местах присутствует парная рифма. Есть омонимическая рифма: пошла (краткое прилагательное) — пошла (глагол). Ритм стихотворения тоже разнообразный - от громкого до тихого, лиричного.

8. Работа с кластером.

Обобщим наши наблюдения, составив кластер.

ДВА ВЗГЛЯДА

УЛИЦА (ТОЛПА), ЗЕВАКИ, БЕЗДЕЛЬНИКИ

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

 


презентация к уроку
PPTX / 16.44 Мб

/data/files/u1616850218.pptx (презентация к уроку)

​​​​​​​- Как поэт изображает зевак? (текст).

- Каково отношение толпы к лошади? (запись на стрелке)

- Многие смеются над упавшим, поскользнувшимся, оступившемся. Причем, чем сильнее ушибся упавший, тем смешнее. Это низкий (пошлый) смех. Попробуйте представить себя на месте упавшего – вам будет не до смеха. Но в том-то и дело, что упал не ты, ты избежал этой неприятности и смеёшься над неудачником. Это больно.

-А что вы можете сказать о лирическом герое? ( Лирический герой не желает быть частью толпы).

- Докажите текстом.

(Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я

голос свой не вмешивал в вой ему).

- Какой прием использует автор? (антитезу - запись на стрелке)

- Какими видит лирический герой глаза лошади? (Они наполнены слезами. Это вполне осмысленные, полные боли, унижения и испуга глаза.)

- В каких словах выражено отношение лирического героя к лошади?

(И какая-то общая

звериная тоска, плеща,

вылилась из меня

и расплылась в шелесте).

- Какое это отношение? (Сочувствует, обращается к ней как к человеку, пытается успокоить, приободрить

- Что необычного в описании лошади на центральной улице Москвы?

(Лошадь одна (без человека, без коляски) – необычно).

- Как вы думаете, что этим хочет подчеркнуть автор? (общее в судьбе лошади и лирического героя). (Лошадь одна = лишь один я)- запись на стрелке.

Найдите и прочитайте строки, в которых, на ваш взгляд, заключается главный смысл стихотворения

«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте –
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка, 
все мы немножко лошади, 
каждый из нас по-своему лошадь».

- Что хочет сказать нам автор?

Мне кажется, поэт словно бы говорит: «Не пасуйте перед трудностями, учитесь их преодолевать, верьте в свои силы и все будет хорошо», а лошадь слышит его и вспоминает детство – самую беззаботную пору жизни, когда каждый мечтает о счастливом будущем, надеется на лучшую жизнь.

 Слова сочувствия сделали чудо: они придали сил лошади, которая что-то сказала по-своему, рванулась и смогла встать на ноги.

- Почему? (Она обрела силы, желание жить и работать. Она ощутила себя жеребенком, ребенком, услышавшим доброе слово, ощутившим радость жизни, желание действовать, делать добро).

- Первоначально это стихотворение называлось «Отношение к лошадям». Впоследствии поэт изменил название: «Хорошее отношение к лошадям».

- Как вы считаете, только ли о лошади это стихотворение?

Стихотворение Маяковского - не только о лошади. Оно - о людях, об их отношении друг к другу. Холод, лёд - это не только состояние природы, это отношения между людьми.

Каждый из нас может оказаться в ситуации лошади, каждый из нас может нуждаться в поддержке и нежности.

- Маяковский никакой идеи, никакому делу не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Его поэзия всегда отличалась оптимизмом, верой в будущее. Если человек занят трудом, и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, «немножко лошади».

9. Подведение итогов анализа стихотворения.

1. Ответ на проблемный вопрос.

- О чем размышляет Маяковский в своем стихотворении? (Поэт размышляет о пороках современного общества, недостатках людей. Он обличает равнодушие, черствость, жестокость).

- Какие два взгляда на мир представлены в стихотворении? (Сталкиваются два взгляда на жизнь, мир: безразличие, бессердечие толпы и доброта, сострадание, милосердие лирического героя).

- Как вы считаете, актуально ли это стихотворение в наши дни?

Да, каждый из нас «везёт свой воз», то есть делает своё жизненное дело и несёт свои жизненные тяготы. И если случается, что кто-то падает под непосильной ношей, то смотреть на это с равнодушием или, хуже того, с самодовольной насмешкой - бесчеловечно.

Поэт уверен в победе человечности, он верит в то, что слово, идущее от сердца, способно вдохнуть силы в упавшего, вернуть ему радость жизни.

VI. Домашнее задание.

- В каком стихотворении, изученном в 6 классе, так же, как и в стихотворении В. Маяковского, звучит сочувственное и уважительное отношение поэта к миру живых существ, стремление «очеловечить» образы животных? В стихотворении С. А. Есенина «Песнь о собаке».

- Сравните оба стихотворения. Дайте письменный ответ на вопрос «В чем сходство лирических героев?» (3-5 предложений).

- выучить наизусть стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

- Индивидуальное задание: Подготовить рассказ о Тэффи по материалам статьи учебника (стр.205-207).

VII. Подведение итогов урока. Оценивание.

- Понравился – не понравился урок?

- Чему научил? (Доброты много не бывает. Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать этот мир добрее).

- Как вы оцениваете свое участие в нем?

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации