12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воронина Диана Ташбулатовна54
учитель начальных классов, стаж работы 23 года,руководитель МО
Россия, Оренбургская обл., Новотроицк

Урок литературного чтения .

Тема: С. Есенин «Поет зима – аукает…»

Цель урока:

-Познакомить с произведением С.А.Есенина «Поет зима – аукает…».

-Учить, вслушиваясь в поэзию слова, определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему.

-Продолжить работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением.

-Развивать поэтический вкус, образное мышление и умение связно рассказывать о своих впечатлениях, строить связный рассказ по картине Шишкина.

-Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения.

-Воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Личностные результаты -

учебно -познавательный интерес к изучению нового учебного материала;

научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Межпредметные результаты:

Р. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

К.Взаимодействовать или сотрудничать в группе, в паре.

П.Поиск и выделение информации в предложенном тексте.

Предметные результаты: учить детей давать свою оценку прочитанному, оценивать товарища, находить олицетворение, эпитеты, сравнение

Оборудование: учебник лит.чтения, портрет поэта, запись пьесы А.Вивальди «Зима»

Ход урока.

 1.Оргмомент. Мотивация к уроку.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – а они учат вас!

- Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на  уроке.

2.Речевая разминка.

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

- Что такое снег? Из чего он состоит?

- Прочитать с ударением на выделенные слова. Найти рифмующиеся слова.

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

Отгадайте загадку и узнаете куда мы сегодня с вами попадем.

На деревьях бахрома,

В белом инее дома.

Это значит — разгулялась

Наша русская .... (Зима)

- Правильно- в зимний лес.

Посмотрите за окном белые дорожки,

Все равно гулять пойдем, не замерзнут ножки.

А гулять мы с вами пойдем в зимний лес полный сказок и чудес,

Перед путешествием нам важно вспомнить народные приметы, чтобы хорошо ориентироваться в лесу.

Вороны летают и кружатся … (к морозу).

Сорока под стреху лезет … (к вьюге).

Облака против ветра идут … (к снегу).

Ворона кричит … (к метели).

Галки стаей собираются … (тепло накричат).

3.Введение в тему:

Итак, мы путешественники. Наш девиз: «Любить и охранять родную природу». Давайте дадим клятву: (у каждого ученика)

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

Становитесь, дети на лыжи и в лес!

Хором: Там, где лес из сосен рыжих,

Там, где снега кутерьма,

Побежим на быстрых лыжах.

Здравствуй, зимушка – зима!

-А что вы знаете о зиме? Ответы учащихся

4. Сообщение темы и цели урока

Многие художники, композиторы, поэты обращались к созданию образа зимы.

Художники используют краски для создания зрительного образа (обращается внимание учащихся на репродукции картин). Композиторы – музыку для создания звукового образа (прослушивание отрывка из пьесы А.Вивальди «Зима»).

Поэзия – словесный вид искусства. У поэта для создания образов в распоряжении только одно средство – слово. Талант помогает поэту найти из тысячи хранимых в его памяти слов одно, единственно верное, наиболее ярко передающее мысли и чувства поэта.

К изображению зимы обращались многие русские поэты: Пушкин, Некрасов, Фет, Тютчев и другие. И у всех это образ разный.

-Сегодня мы с вами узнаем, какой увидел зиму ещё один великий поэт…

- Попробуйте услышать в стихотворении фамилию этого
поэта.

(Учитель читает, выделяя голосом созвучия с фамилией Есенин.)

В этом имени - слово «есень».

Осень, ясень, осиный свет,

Что-то есть в нем

От русских песен -

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь - рассвет.

Что-то есть в нем

И от весенней

Грусти, юности

И чистоты...

- Услышали ли вы эту фамилию?

Это Есенин.

Беседа

Посмотрите на его портрет. Кто узнал этого поэта?

-Может из вас кто-то знает его стихи? Читают по желанию.

Правильно, это С.А.Есенин. Сегодня мы будем говорить о творчестве этого русского поэта и познакомимся с его стихотворением «Поет зима – аукает...»

_Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

-Биографию С.А.Есенина

-Познакомиться с новым стихотворением

-Научиться выразительно читать стихотворение.

А может из вас кто-нибудь расскажет коротко биографию поэта? (задание давалось заранее)

Подготовленные ученики рассказывают о творчестве поэта.

- Какой теме чаще всего посвящены его стихи?

- Да, ребята, неслучайно он воспевает красоту природы нашей Родины.

- Можно ли найти ответ на этот вопрос в его биографии?

С раннего детства он любовался красотой русской природы, слушал народные песни и сказки. В доме поэта часто звучали народные песни, прекрасно пели его родители.

Прослушивание детьми музыкального произведения Г.В. Свиридова, посвященное памяти С. Есенина

Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки. Читать научился в 5 лет. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Первое стихотворение написал «Берёза». Для детей Есенин практически не писал, хотя и составил специальный сборник стихотворений «Зарянка».

Он очень любил природу и воспевал ее в своих стихотворениях.

Физминутка

Словарная работа (на доске)

мохнатый

баюкает

стозвоном

сиротливые

5. Первичное чтение. Фонохрестоматия. «Поет зима – аукает...»

6.Чтение стихотворения детьми.

7. Работа по содержанию. Беседа

- Какие картины зимней природы представляются тебе при чтении стихотворения?

Прочитайте первые три строчки. Как вы их понимаете?

Что автор говорит об облаках?

Как поэт говорит о метелице? Как ещё можно назвать это явление? (Метель, вьюга…) Что это вы подобрали? (Синонимы)

Как поэт говорит о воробышках? Что он этим хотел показать?

Как поэт оживляет природу? (Зима поёт, аукает…)

Какие образные средства использовал поэт? (Олицетворение и метафору.)

Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая?

7. Словесное рисование картины

Как вы представляете себе воробышков. Нарисуйте словами эту картину. Опишите дом, окно, воробьев, погоду, природу, передайте настроение.

4.Работа с текстом произведения.

-Замечательный русский поэт Александр Блок, говоря о стихах Сергея Есенина, писал: «Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные».

- Вот и нам надо постараться увидеть, услышать, прочувствовать каждую строчку, каждое слово этого стихотворения. Чтобы каждое слово открыло сой «секрет», свой глубокий смысл.

-Перечитайте первые 5 строчек. Найдите слова, которые обозначают действия Зимы (поёт, аукает, баюкает). Эти слова помогают нам не только представить зиму как живое существо, но дают нам возможность и услышать её.

-А что сказано об облаках? Почему выбраны именно такие эпитеты: «с тоской глубокою», «седые облака»?

-Перечитайте следующие 6 строчек. Что говорится о метелице? Как вы себе представляете – «ковром шелковым стелется»? А почему сказано – «но больно холодна»?

-А что написано о воробышках? Чем отличаются слова – воробьи и воробышки? Почему именно так названы птички? С кем сравниваются воробышки? Почему?

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Как вы думаете, удалось ли художнику передать образы несчастных птичек?

-Перечитайте следующие 6 строчек. Какими вы здесь видите птичек? Почему они жмутся друг к другу? Почему автор дважды повторяет родственные слова: прижались и жмутся?

-А как описана вьюга? Почему именно этот эпитет выбран – «с рёвом бешеным»?

-Прочитайте последние 6 строчек. Какими мы здесь видим птичек? А почему они названы «нежные»? А что написано о весне? Как вы думаете, что именно снится воробышкам?

Работа над выразительным чтением.

-Нам надо так научиться читать это стихотворение, чтобы и вы, и слушатель ярко представили эту : Суровая зима. Мрачное небо, по которому плывут низкие седые облака. Злая вьюга хозяйничает на улице. И маленькие пушистые комочки – воробышки жмутся у ока. И их сон о прекрасной весне.

-Вам помогут различные выразительные средства нашего голоса: громкость, темп, интонация и тембр.

Анализ выразительных средств

Найдите в тексте образы, которые рисуют нам картину зимы.

Слова выписываются на доске (зима, лес, метелица, воробышки, вьюга, весна)

Это "главные герои" стихотворения. С их помощью автор обозначил главные акценты.

• Прочтите первые три строки. Попробуйте представить зиму в образе человека. Кто вам представляется: злая старуха, шаловливый ребенок, веселая девушка или заботливая мать? Почему? (Зима представляется в виде заботливой матери, которая поет и баюкает лес, словно свое дитя)

Какой прием использует автор, чтобы передать образ зимы? (Олицетворение)

• Прочтите следующие три строки. Опишите картину, которое рисует вам ваше воображение. (Бесконечное, бескрайнее небо, по которому медленно и важно плывут седые облака)

Почему Есенин использует эпитет "седые"?

• Следующий образ – метелица. С каким сказочным героем вы бы сравнили ее: со Снегурочкой, Снежной королевой или снежной бабой? Почему?

Как вы понимаете выражение "ковром шелковым стелется"? Как называется этот прием? (метафора)

• Следующие строки описывают нам стайку воробьев. Подчеркните все глаголы, которые использует автор (прижались, озябли, жмутся)

Подберите синонимы к слову "озябли" (замерзли, продрогли, застыли)

Почему автор использует самое "мягкое" слово – озябли? (Оно звучит мягче, так бабушки говорят свои внукам).

Какими вы представляете себе воробышков? Давайте их изобразим.

Учитель читает текст, а группа учащихся изображает стайку воробьев.

• Теперь на сцене появляется вьюга. Нарисуйте образ вьюги. Как бы вы описали ее характер? (злая, озлобленная, жестокая, суровая). Какие слова помогают автору передать эту злость вьюги? (стучит, с ревом бешенным, злится).

Как называется этот прием?

• Теперь разберем последнюю строфу.

Почему пташки дремлют? (Как и вся живая природа, они зимой засыпают)

Какой образ появляется в конце стихотворения? (образ весны)

Какой прием использует автор? (олицетворение)

Найдите слова, которыми Есенин характеризуют весну? (в улыбках солнца, прекрасная, красавица)

Анализ лирических образов стихотворения

Работа с изображениями

• Обратите внимание, что перед нами пронеслись три образа зимы: сначала она – заботливая мать, затем – Снежная королева, теперь – злобная и жестокая дама.

На доске появляются картины.

Почему так меняются характеры? Ответы учащихся.

А в самом конце перед нами красавица весна. (Учитель добавляет в галерею картину с изображением девушки-весны) Для чего автор вводит образ весны? (Это дает надежду, что бесконечные холода и вьюга закончатся, начнется новый сезон года, и маленькие птички еще будут радоваться и петь).

С каким настроением надо читать строки о:

• седых облаках; (грустно, печально)

• о метелице; (тревожно)

• воробьях; (нежно)

• вьюге; (зло, напористо)

• весне? (радостно).

Несколько учащихся выразительно читают стихотворение.

Прослушивание романса

(Учащиеся читают вполголоса стихотворение. Потом 2 ученика читают вслух для всех.)

    VII. Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок.

-Понравились ли вам стихи Сергея Есенина?

-Что запомнилось больше всего?

-Возникло ли у вас желание прочитать другие стихи С. Есенина? (Обращается внимание учащихся на выставку книг.)

Оценивание работы учащихся на уроке.

Рефлексия «Все в твоих руках».

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…

В конце урока вопрос учащимся:

- За что бы вы себя могли похвалить?

VIII. Домашнее задание: учиться выразительно читать стихотворение, по желанию – выучить наизусть.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.