Урок русского языка в 5 классе на тему «Самостоятельные и служебные части речи»
Урок 16. Части речи (Самостоятельные и служебные части речи)
Цели деятельности | Углубить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи; определить границы знания и «незнания» у пятиклассников; совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать, что такое самостоятельные и служебные части речи; уметь оперировать терминами при анализе языкового явления. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.). Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
методы и формы | Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия | Самостоятельные части речи, служебные части речи, морфологические признаки части речи |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность | Формы организации | Формируемые умения | Контроль результатов учебной деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Мотивация (самоопределение) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Нас две ниточки связали Теплоты и доброты. – Добрый день! – тебе сказали. – Добрый день! – ответил ты. – Ребята, из чего состоит наша речь? (Из слов.) – Одинаковые или разные значения имеют слова? | Слушают учителя, участвуют | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции | Листы обратной связи |
2. Актуализация | Игра-соревнование; просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока | – Давайте посмотрим на экран (презентация): 1. Мороз, зима, солнце, сердце, день, друг, радость. 2. Думаешь, поешь, дремлешь, читаешь, видишь. 3. Интересный, чудесный, новый, прелестный. – Что вы заметили в строках? (Слова распределены по частям речи.) Обоснуйте ответ. – Кто увидел спрятанную здесь строчку из известного всем стихотворения? Назовите автора этих строк | Отвечают | Групповая, фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и от- вечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | ||||||
3. Выявление места | Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. | – Итак, одни слова обозначают предметы, другие – признаки предмета, третьи – действие предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется «части речи». Запишем тему урока. – Ребята, какие части речи вам еще знакомы? | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний | Индивидуальная, фронтальная. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач логические операции, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Устные ответы. |
Просмотр мультимедийной презентации «Части речи». | – Давайте еще раз повторим, как определить принадлежность слова к той или иной части речи. (Задаем вопрос, выясняем грамматическое значение слова.) | Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. | Фронтальная. | Устные ответы. | ||
Физкультминутка | Раз – подняться, потянуться, На четыре – руки шире, Два – нагнуть, разогнуться, Пять – руками помахать, Три – в ладоши, три хлопка, Шесть – на место тихо сесть. Головою три кивка. – Откроем учебник и прочитаем выразительно стихотворение О. Высотской «Части речи» (упр. 68). Какие части речи вы не назвали? «МЭО. Школа» Занятие 4. Морфология (повторение) Интернет-урок 1. Самостоятельные и служебные части речи https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/169273/topic/169299/lesson/169300 | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | Выполнение упражнений |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, обсуждение результатов; монологические высказывания | Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. дополняет ответы | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию и, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Устные ответы, выполнение письменных упражнений | ||||||||||||||||
5. твор- ческая практическая деятельность | Составление таблицы, подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления | – Составим таблицу частей речи (совместно). Примеры берем
| Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; ноклассниками делают вывод о том, что существуют как устные, так | Фронтальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную | Устные ответы, вопросы для уточнения последовательности работы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ные формы речи | деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | |||||
6. Первичное закрепление | Эвристическая беседа, работа | – Все части речи в русском языке делятся на самостоятельные (существительные, прилагательные, глагол, наречие, числительное, местоимение) и служебные (предлог, союз, частица). Самостоятельные части речи в предложении являются членами предложения, а служебные части речи служат для связи слов в словосочетании и предложении. – Части речи изучает раздел языкознания, который называется «Морфология». Игра «Снежки». Учитель бросает «снежок» (скомканный лист белой бумаги) ученикам, называет слово, ученики определяют, к какой части речи оно относится | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, участвуют в игре | Индивидуальная, групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск существенной информации. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. | Мини-сочинения |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | ||||||
8. Включение | Составление связных рассказов об изученных нормах; знакомство | Буквенный диктант. Учитель читает стихотворение, учащиеся записывают только части речи по первым буквам. Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. (Слово «надломленная» пока рассматриваем как прилагательное.) Проверка по презентации. Творческое задание. – Посмотрите на репродукцию картины Левитана «Золотая осень» (презентация). Придумайте миниатюру на тему «Осень», по возможности используя все части речи; можно в стихотворной форме. (Слабые ученики придумывают предложения.) | Слушают мини-сочинения одноклассников, оценивают их, отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют | Оценивание учащихся за работу |
9. Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа | – Что нового узнали на уроке? – Какое мини-сочинение вам кажется наиболее интересным? Почему? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных | Определяют свое эмоциональное состояние | Индивидуальная | Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Листы обратной связи |