Эссе «Человеческие качества, достойные любви»

9
0
Материал опубликован 5 January 2017

Загадка любви - одна из самых древних, не дающих покой человечеству уже многие десятки и сотни лет. Почему мы любим одних, не смотря на все их явные недостатки внешности или отрицательные стороны характера? Если же любви достойны только положительные качества, почему самые жесткое тираны человечества находят свою искреннюю и преданную любовь?

Французский писатель и философ Ренан Жозеф Эрнест сказал: «Любовь — настоящий Орфей, поднявший человечество из животного состояния». Достаточно одного этого высказывания, чтобы понять: любовь есть то высокоорганизованное чувство, отличающее человека от любого другого существа, созданного природой.

Важен и тот факт, что разница между человеком и животным заключается в гораздо больших проявлениях ­­­­− способности к решению сложных логических задач, воплощению творческих способностей, стремлению к красоте. И не смотря на все то, что принято считать преимуществами человека над животным миром, животных от людей отличает удивительное качество: какие бы не были физические недостатки у зверя, он будет принят в свою стаю.

Размышляя о любви, и не испытывая при этом любовных чувств, люди выстраивают ряд ограничений. Нежелательными в ближайшем окружении зачастую становятся люди с явными физическими недостатками, болезнями, явными отрицательными личностными качествами. Так, встретив прекрасного мистера Дарси, главная героиня романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение» убеждает себя в том, что мужчина не сможет испытывать к ней даже симпатии, находясь в поисках более красивой и богатой женщины. Явное предубеждение строится не только бытующем стереотипе, что любви самого прекрасного достойны только самые прекрасные. Находясь в отчуждении от любви, человек отчетливо различает красивого от уродливого, умного от глупого, гордеца от в меру гордого человека.

В известной русской сказке «Аленький цветочек» главная героиня Настенька также отчетливо видит эту границу между красотой и уродством, добротой и злом. Пытаясь спасти отца, она остается наедине с пугающим ее неизвестным. Однако в том, что нелюбящий человек видит только ужас и разрушение, героиня увидела доброту, бескорыстие, сострадание и любовь:

«Помутились её очи ясные, подкосились ноги резвые, пала она на колени, обняла руками белыми голову своего господина доброго, голову безобразную и противную, и завопила истошным голосом: «Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного!»

Аленький цветочек в сказке, вероятно, является символом чуда единственной любви, входящей в жизнь человека, встречи двух людей, предназначенных друг для друга. Аналогичные мотивы можно встретить в литературе других стран. Символ единения прекрасных человеческих качеств и устрашающей внешности встречается и в сказке Шарля Пьерро «Красавица и чудовище», в оперетте   Эрнеста Гретри «Земира и Азор», романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Столкновение прекрасного и уродливого не приводит к ожидаемой реакции отторжения. За устрашающей внешностью скрывается трепетное человеческое качество ­­­­− доброта, за маской гордости и самовлюбленности − робость и самая искренняя любовь к другому человеку.

Из этого следует сделать вывод, соотносимый с высказыванием Марсилио Фичино: «Любовь есть желание наслаждаться красотой. Красота же есть некое сияние, влекущее человеческую душу». Доброта, искренность, щедрость, сострадание ­­­− все эти человеческие качества объединяются в общей метафизической красоте человека, сиянии его души.

Однако на загадку человеческой любви не может быть одного однозначного ответа. Если прекрасные человеческие качества − есть то, за что стоит любить, возникает вопрос − можно ли полюбить человека за его отрицательные черты?

Многовековая история человечества рисует сюжеты, где на месте объектов самой искренней и страстной любви оказываются жестокие тираны. Анастасия Захарьина и Иван Грозный, Ева Браун и Адольф Гитлер ­­− самые известные пары, где чувства женщин вызывали недоумение у человечества.

Сторона душевной или метафизической красоты, открытая Настенькой из «Аленького цветочка», оборачивается душевным уродством на примере Адольфа. Возможно ли себе представить те человеческие качества, за которые искренне любила Ева Гитлера?

Возвращаясь к размышлению об отличиях животного от человека, отмечу те, которые наиболее явно характеризуют человека, как существа преобладающего над миром животных: ум и целеустремленность. Люди, склонные к тирании и жажде власти, отличались исключительным умом и силой, сочетаемой с животной жестокостью. Очень в часто русских сказках героини выходят замуж за тех, кто проявил смекалку и отвагу, стал царевичем и получил полцарства от невесты. Однако все эти герои как правило лишены острого ума и пугающей беспощадности.

После неудавшегося покушения на Гитлера в июле 1944 года Браун писала возлюбленному Адольфу: «Я вне себя. Я умираю от страха, я близка к безумию. Здесь прекрасная погода, все кажется таким мирным, что мне стыдно… Ты знаешь, я тебе говорила, что, если с тобой что-то случится, я умру. С нашей первой встречи я поклялась себе повсюду следовать за тобою, также и в смерти. Ты знаешь, что я живу для твоей любви». 

В своей книге «Смысл любви» Соловьев писал о необыкновенном качестве истинной половой любви − ощущении всепоглощающей радости, счастья и наслаждения. Боль от возможной утраты этих ощущений чувствуется в письме Евы к Гитлеру. В то же самое время невозможно представить любовь, возникающую за человеческие качества, которые вызывают только отрицательные эмоции, эти качества − безжалостность, злость, недоверчивость, честолюбие и т.д.

Любила ли Ева не за качества, а вопреки им? Феномен жизни заключается в том, что даже в «самых плохих» людях в иные жизненные моменты могут проснуться высокие и добрые качества. Не бывает людей идеально хороших и идеально плохих, в каждом в той или иной пропорции содержится отрицательное и положительное.

Ощущая присутствие любви, а не находясь от любви отчужденным, стоит снова задаться вопросом, кто этого чувства достоин. Опираясь на собственные ощущения, сделать однозначный вывод достаточно сложно, так как зачастую невозможно представить любовь ответом на определенные человеческие качества. Однако же в идеале, описанном для нас классиками мировой литературы, истинная любовь следует за добротой, бескорыстием, честностью, жизнелюбием, бесстрашием, отвагой.




 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.