Эссе «Воспитание у школьников любви к природе»

3
0
Материал опубликован 4 February 2016 в группе

Воспитание у школьников любви к природе.

Природа нравится, влечет к себе

и воодушевляет только потому,

что она естественна.

Вильгельм Гумбольдт

Проблема охраны природы в настоящее время является очень актуальной и воспитание бережного отношения, любви к природе стало одной из важнейших задач нравственного воспитания современного человека. Оно подразумевает формирование экологического сознания, формирование новых отношений с единственно возможной для человека средой обитания. Условием такого воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся.
Содержание школьного экологического образования соответствует возможностям школы. Одним из путей творческого восприятия современных наук является систематическая научно-исследовательская работа по актуальным вопросам экологического образования.
Бережное отношение, уважение к природе необходимо воспитывать через изучение истории своего государства, традиций русского народа, через изучение местных экологических проблем. В школе экологическое воспитание осуществляется с учетом региональных особенностей территории. Основными направлениями работ экологической деятельности в школе являются:

Несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся средних классов, использование возможностей кружковой работы являются недостаточно разработанной. Поэтому мы поставили своей целью разработку программы работы экологического кружка для школьников.

Нашей проблемой стало выяснение педагогических условий формирования экологической культуры школьников в ходе работы кружка «Юный эколог».

Одним из основных направлений в воспитании детей я считаю экологическое воспитание.

Работа мною ведется по трем направлениям:

- получение теоретических знаний о природе, о ее ценностях;

- пропаганда идей охраны природы;

- практическая работа, связанная с охраной природы. Центральное место здесь занимает исследовательская деятельность.

Цель исследовательской деятельности: формирование творческой, разносторонне развитой личности с экологически ориентированным мышлением, стремлением инициативно и эффективно участвовать в мероприятиях по защите окружающей среды.

Задачи: приобщение подрастающего поколения к пониманию экологических проблем современности и участию в их решении на местном уровне;

-развитие творческих способностей у учащихся;

-пробуждение интереса к исследовательской работе.

Экологическое воспитание осуществляется с первых уроков биологии.

Экологические знания, полученные учащимися на уроках, закрепляются и развиваются в ходе внеурочной и внешкольной деятельности.

В начале года мы с ребятами планируем работу, походы, экскурсии. Экскурсии в природу имеют важное значение для экологического, эстетического воспитания учащихся, формирования гуманного отношения ко всем живым существам. Они также помогают обобщить знания по предмету. А где воспитывать у ребят любовь к родной природе, показать все ее разнообразие, красоту, если не на экскурсии?

Это с одной стороны знакомство с разнообразными объектами и явлениями живой природы, с другой – просто отдых. Особого внимания заслуживают зимние экскурсии. Основная их цель показать ребятам, что в суровый зимний период борьба за жизнь становится чрезвычайно острой и, чтобы успешно выдержать ее, животным необходимо обладать самыми разнообразными приспособлениями. Многие из этих адаптаций можно увидеть на экскурсии . Важная задача учителя – помочь учащимся выяснить в процессе наблюдений экологическую роль снежного покрова. Ученики зарисовывают следы жизнедеятельности зверей. Ребята приобщаются к самостоятельной, увлекательной, но сложной деятельности. Они часто вынуждены принимать экологически правильные решения .

Исследовательская работа направлена на изучение водоохранной деятельности, влияние бытовых отходов на окружающую среду.

Ребята собирают сказки, легенды, народные приметы, связанные с природой своей малой родины. Затем связывают это со своими наблюдениями.

Природоохранная практическая работа ведется по разным направлениям:

-защита природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц);

-улучшение природной среды (посадка растений, озеленение пришкольного участка);

-сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление гербариев, коллекций, панно, поделок).

-исследование природной среды. Проведенные исследования используются на уроках биологии, внеклассных мероприятиях. С результатами своих исследований ребята постоянно выступают на районных научно-практических конференциях.

Темы исследования следующие:

Флора заказника «Шольский лес»

Лекарственные растения нашего края.

Флористический состав реки Шола.

Состав и качество воды в р.Шола.

Легенды и сказания о лекарственных растениях с. Зубово.

Мхи и лишайники заказника Шольский лес.

Редкие и исчезеющие растения Шольского края.

Орнитологические исследования заказника «Шольский лес»

и др.

С целью проведения оценки эффективности экологического воспитания мною было проведено несколько диагностических исследований (анкетирование). Выяснилось, что дети очень любят свою малую родину, с интересом изучают ее, стараются беречь этот небольшой, красивейший уголок.

Важнейшим аспектом своей работы я считаю формирование у школьников экологической культуры как системы знаний, убеждений, задачу свою вижу в том, чтобы мои ученики, независимо от того, кем они станут после окончания школы, сохранили и пронесли через всю свою жизнь бережное отношение к природе. Это сделать нельзя, не вооружив ребят специальными знаниями, умениями, навыками, не показав им природу как единую целостную систему, среду жизни человека, источник его существования. И где бы они не работали, я надеюсь, что их экологическая культура, их гражданская позиция будут зримо проявляться во всех делах и поступках.

Комментарии
Комментариев пока нет.