Человек и тоталитарное государство в романе Е.И. Замятина " Мы"
Тема урока: «Человек и тоталитарное государство в романе Е.И. Замятина "МЫ"»
Тип урока: урок открытия новых знаний (комбинированный).
Вид урока: урок-исследование с элементами дискуссии.
Класс: 11
Цель урока: Раскрыть трагедию личности в тоталитарном государстве через анализ романа Е. Замятина "МЫ", показать актуальность проблематики произведения.
Задачи урока:
Предметные:
Проанализировать ключевые образы и символы романа (Единое Государство, Благодетель, Зеленая Стена, Интеграл, формула счастья).
Выявить художественные средства, с помощью которых Замятин создает модель тоталитарного мира.
Проследить эволюцию главного героя, Д-503, и причины его внутреннего конфликта.
Метапредметные:
Регулятивные: Формировать навыки целеполагания, планирования и рефлексии учебной деятельности.
Познавательные: Развивать умение анализировать текст, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с информацией (текст, видеофрагменты).
Коммуникативные: Совершенствовать культуру ведения диалога и полилога, умение аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
Способствовать формированию гражданской позиции, осознанию ценности свободы, индивидуальности и человеческих чувств.
Воспитывать критическое мышление и неприятие тоталитарных идеологий.
Оборудование:
- Текст романа Е. Замятина "МЫ".
- Презентация (PowerPoint/Google Slides) с ключевыми тезисами, цитатами, изображениями.
- Видеоряд: кадры из экранизаций "Мы" или фильмов-антиутопий ("Метрополис", "Эквилибриум"), фрагменты документальной хроники тоталитарных режимов.
- Раздаточный материал: таблицы для групповой работы, карточки с цитатами.
- Мультимедийный проектор, экран, компьютер.
2. Ход урока (хронометраж: 45 минут)
I. Организационный момент (1-2 минуты)
Приветствие.
Создание рабочей атмосферы. Проверка готовности к уроку.
II. Мотивация и целеполагание (5-7 минут)
Прием "Ассоциативный ряд":
Учитель записывает на доске слово "СЧАСТЬЕ".
Вопрос классу: «Какие ассоциации у вас вызывает это слово? Что нужно человеку для счастья?»
Ученики высказываются (свобода, любовь, семья, самореализация, творчество и т.д.).
Затем учитель записывает на доске слово "ГОСУДАРСТВО".
Вопрос: «Может ли государство обеспечить счастье всех граждан? Как? Какую цену оно может за это потребовать?»
Связующее слово учителя:
«Сегодня мы обратимся к роману, который стал предупреждением всему человечеству. Е. Замятин в 1920 году создал книгу, в которой показал, к чему может привести стремление построить "идеальное" общество, где государство полностью подчинило себе человека. Это роман "МЫ". Наша задача – понять, в чем трагедия главного героя и почему эта книга остается актуальной спустя 100 лет».
Формулировка темы и целей урока совместно с учениками.
III. Актуализация знаний (5 минут)
Блиц-опрос:
К какому литературному жанру относится роман "МЫ"? (Антиутопия).
В чем главное отличие утопии от антиутопии? (Утопия – модель идеального общества, антиутопия – модель общества, где "идеал" оборачивается кошмаром).
Какие еще антиутопии XX века вы знаете? ("1984" Дж. Оруэлла, "О дивный новый мир" О. Хаксли).
IV. Изучение нового материала. Работа в группах (20 минут)
Класс делится на 4 группы (эксперты по разным аспектам романа). Каждая группа получает задание и рабочий лист для заполнения.
Группа | Тема исследования | Ключевые вопросы для анализа |
1. "Социологи" | Модель Единого Государства | 1. Каковы основы жизни в Едином Государстве? (Часовой Скрижаль, Бюро Хранителей, Личные Часы, Интеграл, Благодетель). |
2. "Психологи" | Эволюция героя Д-503 | 1. Каким мы видим Д-503 в начале романа? (Портрет, речь, отношение к Государству). |
3. "Символисты" | Ключевые символы романа | 1. Стена: Что она отделяет? Что символизирует? |
4. "Актуализаторы" | "МЫ" в контексте истории и современности | 1. Какие черты реальных тоталитарных режимов (сталинизм, нацизм) вы видите в романе? |
Ход работы:
Ученики в группах обсуждают вопросы, работают с текстом, находят цитаты.
Заполняют свои рабочие листы (можно в виде плаката, схемы или тезисов в тетради).
Учитель выполняет роль консультанта, направляет дискуссию.
V. Представление результатов и общая дискуссия (10 минут)
Каждая группа кратко (по 2-3 минуты) представляет результаты своей работы.
Выступления сопровождаются демонстрацией слайдов презентации с цитатами и изображениями.
После каждого выступления учитель задает уточняющие вопросы, стимулируя дискуссию между группами.
Примерные вопросы для дискуссии:
"Социологи", а можно ли назвать жизнь в Едином Государстве счастливой? Почему?
"Психологи", что сильнее в Д-503: любовь к I-330 или страх перед Государством?
"Символисты", почему Замятин выбирает именно стену как символ изоляции?
"Актуализаторы", считаете ли вы, что современные технологии ведут нас к миру "МЫ"?
VI. Рефлексия и подведение итогов (3-4 минуты)
Прием "Шесть шляп мышления" (упрощенный вариант):
Белая шляпа (факты): Что нового я сегодня узнал(а) о романе "МЫ"?
Красная шляпа (эмоции): Какие чувства вызвал у меня урок? (Тревога, интерес, недоумение?).
Черная шляпа (критика): Что в модели Единого Государства кажется вам самым опасным?
Желтая шляпа (оптимизм): Какой вывод, дающий надежду, мы можем сделать? (Например: человеческая природа непобедима, пока живы любовь и фантазия).
Итоговое слово учителя:
«Роман Замятина "МЫ" – это не просто прогноз, это диагноз. Диагноз болезни, которая начинается с отказа от собственного "Я" в пользу коллективного "МЫ". Трагедия Д-503 – это трагедия раздвоения, потери себя. Замятин предупреждает: любая система, требующая от человека отказа от свободы, чувств и индивидуальности, античеловечна. И этот урок истории мы не имеем права забывать».
VII. Домашнее задание (на выбор)
Традиционное: Написать эссе на тему: «"Счастье без свободы" или "свобода без счастья": возможен ли выбор?» (по мотивам романа "МЫ").
Творческое: Написать письмо от лица Д-503 Благодетелю (или наоборот) после финала романа, объясняя свою позицию.
Исследовательское: Подготовить презентацию-сравнение моделей тоталитаризма в романах "МЫ" Замятина и "1984" Оруэлла.