Человек и тоталитарное государство в романе Е.И. Замятина " Мы"

1
0
Материал опубликован 19 October

Тема урока: «Человек и тоталитарное государство в романе Е.И. Замятина "МЫ"»

Тип урока: урок открытия новых знаний (комбинированный).

Вид урока: урок-исследование с элементами дискуссии.

Класс: 11

Цель урока: Раскрыть трагедию личности в тоталитарном государстве через анализ романа Е. Замятина "МЫ", показать актуальность проблематики произведения.

Задачи урока:

Предметные:

Проанализировать ключевые образы и символы романа (Единое Государство, Благодетель, Зеленая Стена, Интеграл, формула счастья).

Выявить художественные средства, с помощью которых Замятин создает модель тоталитарного мира.

Проследить эволюцию главного героя, Д-503, и причины его внутреннего конфликта.

Метапредметные:

Регулятивные: Формировать навыки целеполагания, планирования и рефлексии учебной деятельности.

Познавательные: Развивать умение анализировать текст, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с информацией (текст, видеофрагменты).

Коммуникативные: Совершенствовать культуру ведения диалога и полилога, умение аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

Способствовать формированию гражданской позиции, осознанию ценности свободы, индивидуальности и человеческих чувств.

Воспитывать критическое мышление и неприятие тоталитарных идеологий.

Оборудование:

- Текст романа Е. Замятина "МЫ".

- Презентация (PowerPoint/Google Slides) с ключевыми тезисами, цитатами, изображениями.

- Видеоряд: кадры из экранизаций "Мы" или фильмов-антиутопий ("Метрополис", "Эквилибриум"), фрагменты документальной хроники тоталитарных режимов.

- Раздаточный материал: таблицы для групповой работы, карточки с цитатами.

- Мультимедийный проектор, экран, компьютер.

t1760879872aa.gif

2. Ход урока (хронометраж: 45 минут)

I. Организационный момент (1-2 минуты)

Приветствие.

Создание рабочей атмосферы. Проверка готовности к уроку.

II. Мотивация и целеполагание (5-7 минут)

Прием "Ассоциативный ряд":

Учитель записывает на доске слово "СЧАСТЬЕ".

Вопрос классу: «Какие ассоциации у вас вызывает это слово? Что нужно человеку для счастья?»

Ученики высказываются (свобода, любовь, семья, самореализация, творчество и т.д.).

Затем учитель записывает на доске слово "ГОСУДАРСТВО".

Вопрос: «Может ли государство обеспечить счастье всех граждан? Как? Какую цену оно может за это потребовать?»

Связующее слово учителя:

«Сегодня мы обратимся к роману, который стал предупреждением всему человечеству. Е. Замятин в 1920 году создал книгу, в которой показал, к чему может привести стремление построить "идеальное" общество, где государство полностью подчинило себе человека. Это роман "МЫ". Наша задача – понять, в чем трагедия главного героя и почему эта книга остается актуальной спустя 100 лет».

Формулировка темы и целей урока совместно с учениками.

III. Актуализация знаний (5 минут)

Блиц-опрос:

К какому литературному жанру относится роман "МЫ"? (Антиутопия).

В чем главное отличие утопии от антиутопии? (Утопия – модель идеального общества, антиутопия – модель общества, где "идеал" оборачивается кошмаром).

Какие еще антиутопии XX века вы знаете? ("1984" Дж. Оруэлла, "О дивный новый мир" О. Хаксли).

IV. Изучение нового материала. Работа в группах (20 минут)

Класс делится на 4 группы (эксперты по разным аспектам романа). Каждая группа получает задание и рабочий лист для заполнения.

Группа

Тема исследования

Ключевые вопросы для анализа

1. "Социологи"

Модель Единого Государства

1. Каковы основы жизни в Едином Государстве? (Часовой Скрижаль, Бюро Хранителей, Личные Часы, Интеграл, Благодетель).
2. Что такое "формула счастья" по мнению Государства?
3. Какова роль искусства и науки в этом мире?

2. "Психологи"

Эволюция героя Д-503

1. Каким мы видим Д-503 в начале романа? (Портрет, речь, отношение к Государству).
2. Как встреча с I-330 меняет его?
3. В чем суть его внутреннего конфликта? "Бунт" души против разума.
4. Почему в финале он соглашается на Операцию?

3. "Символисты"

Ключевые символы романа

1. Стена: Что она отделяет? Что символизирует?
2. 
Зелень, дикий мир: Что они олицетворяют?
3. 
"Мы" и "Я": Как в романе решается проблема индивидуальности?
4. 
Операция по удалению фантазии: Что это метафора?

4. "Актуализаторы"

"МЫ" в контексте истории и современности

1. Какие черты реальных тоталитарных режимов (сталинизм, нацизм) вы видите в романе?
2. Видим ли мы сегодня черты Единого Государства? (Цифровизация, контроль через соцсети, стандартизация мышления).
3. Почему роман был запрещен в СССР?

Ход работы:

Ученики в группах обсуждают вопросы, работают с текстом, находят цитаты.

Заполняют свои рабочие листы (можно в виде плаката, схемы или тезисов в тетради).

Учитель выполняет роль консультанта, направляет дискуссию.

V. Представление результатов и общая дискуссия (10 минут)

Каждая группа кратко (по 2-3 минуты) представляет результаты своей работы.

Выступления сопровождаются демонстрацией слайдов презентации с цитатами и изображениями.

После каждого выступления учитель задает уточняющие вопросы, стимулируя дискуссию между группами.

Примерные вопросы для дискуссии:

"Социологи", а можно ли назвать жизнь в Едином Государстве счастливой? Почему?

"Психологи", что сильнее в Д-503: любовь к I-330 или страх перед Государством?

"Символисты", почему Замятин выбирает именно стену как символ изоляции?

"Актуализаторы", считаете ли вы, что современные технологии ведут нас к миру "МЫ"?

VI. Рефлексия и подведение итогов (3-4 минуты)

Прием "Шесть шляп мышления" (упрощенный вариант):

Белая шляпа (факты): Что нового я сегодня узнал(а) о романе "МЫ"?

Красная шляпа (эмоции): Какие чувства вызвал у меня урок? (Тревога, интерес, недоумение?).

Черная шляпа (критика): Что в модели Единого Государства кажется вам самым опасным?

Желтая шляпа (оптимизм): Какой вывод, дающий надежду, мы можем сделать? (Например: человеческая природа непобедима, пока живы любовь и фантазия).

Итоговое слово учителя:

«Роман Замятина "МЫ" – это не просто прогноз, это диагноз. Диагноз болезни, которая начинается с отказа от собственного "Я" в пользу коллективного "МЫ". Трагедия Д-503 – это трагедия раздвоения, потери себя. Замятин предупреждает: любая система, требующая от человека отказа от свободы, чувств и индивидуальности, античеловечна. И этот урок истории мы не имеем права забывать».

VII. Домашнее задание (на выбор)

Традиционное: Написать эссе на тему: «"Счастье без свободы" или "свобода без счастья": возможен ли выбор?» (по мотивам романа "МЫ").

Творческое: Написать письмо от лица Д-503 Благодетелю (или наоборот) после финала романа, объясняя свою позицию.

Исследовательское: Подготовить презентацию-сравнение моделей тоталитаризма в романах "МЫ" Замятина и "1984" Оруэлла.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.