Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: «Человек и природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева».
6 класс
Учебные материалы урока: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях./ Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2012.
Тип урока: урок-практикум с элементами исследования
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями изображения природы в лирике Тютчева, обозначить философский характер лирики поэта, обучить навыам анализа лирического произведения.
Формируемые УУД
Метапредметные УУД:
- умение планировать и реализовывать учебную деятельность.
Познавательные:
умение анализировать стихотворение, применять теоретические знания в практике анализа текста.
осмыслять текст на возрастном уровне,
Регулятивные:
- умение формулировать и ставить учебную задачу.
Личностные
- развитие навыков познания через художественное произведение;
- гармоничное эстетическое и нравственное развитие ученика.
Коммуникативные:
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе урока.
Задачи: расширить представления учащихся о художественном мире поэзии Ф. И. Тютчева; показать, как изображая природу, Тютчев пишет о жизни человеческой души; развивать навык анализа художественных образов, составляющих художественную картину.
Методы обучения: элементы метода критического мышления, метод творческого чтения, поисковый и исследовательский в их сочетании, прием «индукции».
Формы работы учащихся: работа в группах, презентация результатов работы, выполненной группой, обсуждение результатов,
художественное чтение стихотворений Ф.И. Тютчева, рефлексия.
Оборудование: портрет поэта, аудиозаписи Антонио Вивальди из цикла «Времена года», картины природы, раздаточный материал (индивидуальные карты, листы с заданиями для групп), компьютер
Ход урока
Этап 1.
Раздать материал для информации и размышления.
Задание: записать, что значит для вас природа,
человек; как взаимодействуют человек и природа
А теперь в графе ниже запишите, как связаны и как взаимодействуют человек и природа.
Задание №1. Индуктор
ПРИРОДА |
ЧЕЛОВЕК |
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК |
|
После прослушивания ответов учащихся.
Учитель: Можем ли мы сказать, что тема взаимоотношений природы и человека исчерпана? Сегодня мы познакомимся с такими отношениями человека и природы, которые вы не назвали.
Этап 2.
Введение в тему урока (не объявляя тему, работа с портретом поэта)
Слайды № 1 -2
Учитель: Знаете ли вы человека, изображенного на портрете?
(Прочитать сведения о жизни поэта в учебнике).
Итак, короткой строкой:
1) Ф.И. Тютчев родился в 1803 году в дворянской семье;
2) Ф.И. Тютчев в детстве не учился ни в гимназии, ни в лицее: он получил домашнее образование;
3) для воспитания своего сына родители Ф.И. Тютчева пригласили молодого учителя Семена Егоровича Раича, который жил в поместье Тютчевых и почти все время проводил вместе с воспитанником;
4) Раич был известным в то время поэтом, знал древнегреческий и латынь, современные иностранные языки; свои знания он передал Тютчеву;
5) в 18 лет Ф.И.Тютчев закончил обучение в Московском университете со степенью кандидата;
6) 22 года (с 1822 по 1844 год) Ф.И.Тютчев находился на дипломатической службе за границей, в основном в Мюнхене, столице Баварии (Германия), жил во Франции, Италии, встречался с выдающимися учеными и писателями;
7) после возвращения из Европы Ф. И. Тютчев служил цензором; он считался одним из умнейших людей России;
8) в течение жизни Ф.И.Тютчев издал лишь одну книжку своих стихов;
9) всего Ф.И.Тютчев написал около двухсот стихотворений, и каждое из них по праву считается поэтическим шедевром.
Проверим, помните ли вы стихи Ф.И. Тютчева. Выполните в парах задание №2 в индивидуальной карте.
№2 А) Узнайте стихотворение и восстановите текст первой строфы. Вспомните название стихотворения.
I строфа: а) Любить, резвиться, играть, грохотать.
б) Гроза, гром, небо.
Слайд № 3
№2 Б) Восстановите текст стихотворения «Как весел грохот летних бурь...» (расставь цифры в порядке расположения строк). Что помогло вам
восстановить стихотворный текст?
Слайд № 4
Как весел грохот летних бурь,
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Гроза, нахлынувшая тучей,
И опрометчиво — безумно
Когда, взметая прах летучий,
Смутит небесную лазурь
Широколиственно и шумно!..
Учитель: Эти стихотворения вы знаете. А если нет, то могли бы вы только по словам, например, именам существительным определить о чем они?
(Оба стихотворения о природе, о том, что все вокруг живое: гром резвится и играет, гроза набежит на дубраву и т.д.).
Какая тема объединяет стихотворения? Какие еще стихи о природе известны вам?
Объявление темы урока.
Этап 3. Работа с новым материалом.
1. Восприятие и осмысление стихотворения «С поляны коршун
поднялся…» происходит в процессе групповой работы.
Учитель: Внимательно послушайте стихотворение (читает учитель, текст — на доске). Что вы почувствовали, когда слушали это стихотворение? Каким настроением оно проникнуто? Какие мысли оно будит?
Слайд № 5
Сформулируйте задачу своей группы и примерный ход ее решения. Итоги работы группы кратко напишите на листе заданий.
Листы с заданиями для групп:
Группа 1. Толкователи слов (словарь)
Задачи: объяснить слова, которые трудно понять.
Группа 2. Литературоведы.
Роль существительных.
Задачи: найти в тексте существительные и рассказать об их роли, определить тему, образы.
Группа 3. Литературоведы.
Роль глаголов.
Задачи: найти в тексте глаголы и определить их значение, рассказать о чувствах и настроении лирического героя.
Группа № 4. Литературоведы.
Художественные средства.
Задача: определить средства выразительности в стихотворении «С поляны коршун поднялся…»
Слайд № 6
(Антитеза, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет).
Группа № 5. Чтецы.
Задачи: как правильно прочитать стихотворение.
(Человек и птица противопоставлены — это можно интонационно выделить долгой паузой на месте знака тире. Во второй часть стихотворения звучит сожаление лирического героя о человеке, который лишен крыльев, лишен полёта и вынужден жить на земле «в поте и в пыли». Эти слова и выделяются логическим ударением и т.д.).
Группа № 6. Художники.
Задачи: как можно проиллюстрировать стихотворение, предметы изображения, основные цвета.
(Задачи ученики формулируют сами. Учитель помогает скорректировать задачи, направляет и корректирует работу групп. Итоги работы группы презентует один учащийся).
Учитель: Как вы считаете, это стихотворение — пейзажная зарисовка или переданное в образной форме размышление о жизни человека?
Перед вами характеристика двух типов лирических стихотворений.
Слайды № 7-8. Определение пейзажной и философской лирики.
Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе. Иногда автор использует также приём отображения своего внутреннего мира через изображение природы.
Философская лирика – это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни или о вечных человеческих ценностях.
К какой лирике мы отнесем стихотворение «С поляны коршун поднялся…»? Докажите.
«Даже, казалось бы, вполне реальная зарисовка природы у Тютчева неожиданно превращается в философскую картину». (В.И.Коровин)
Учитель: Теперь послушаем актерское чтение стихотворения (фонохрестоматия) и ответим на вопрос: О чем стихотворение «С поляны коршун поднялся…»? Как актер средствами художественного чтения подчеркивает противопоставление неба и земли, гордый полет птицы и прозябание человека в «поте и пыли»?
Слайд № 9
Этап 4. Работа с текстом стихотворения «Неохотно и несмело…» Прослушивание стихотворения в исполнении актёра.
Учитель: При первом знакомстве со стихотворением непросто понять его содержание, но можно почувствовать! Попробуйте рассказать, что вы увидели, услышали, почувствовали, слушая стихотворение. В своей индивидуальной карте ответьте на вопрос: Какой ты представляешь природу в стихотворении «Неохотно и несмело…»? Используйте знакомые вам литературоведческие термины.
Тютчев не дает названия стихотворению. А как бы вы назвали стихотворение?
Прослушайте фрагмент из цикла «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди и скажите, с какой частью стихотворения он созвучен?
После грозы (движения, изменения) природа вновь обретает гармонию, блеск, молодость, красоту. В жизни человека же это бывает не всегда. «Тютчев часто изображает природу в ее промежуточных состояниях — в переходе от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме, от зимы к весне или от ночи к утру, от дня к вечеру и от вечера к ночи. В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы».
Учитель:
Любовь к жизни, любовь к «настоящему» в каждой строчке поэта. И хотя человек — беспомощное дитя природы, глядя на великую мать-природу, он черпает в ней силы. Для Тютчева природа — живое, возвышенное существо. Она чувствует, дышит, радуется и грустит. Поэт не просто изображает природу и находит точные слова, чтобы сказать нам о том, что он видит и чувствует. Рисуя природу, автор постоянно думает о жизни. Часто можно услышать слова: «У человека светлая душа» или «у ребёнка чистая душа», «он красив душою»… Скажите, а у природы есть душа?
Слайд № 10.
Природа и человек близки друг другу, у обоих есть душа, есть свой язык, есть свои тайны. А вот как сказал об этом Тютчев:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык..
Слайд № 11.
Этап 5. Домашнее задание.
Учитель: В нашем учебнике три стихотворения Ф.И. Тютчева. Как вы думаете, какое у вас будет домашнне задание?
Домашнее задание.
Наизусть любое стихотворение Ф.И.Тютчева.
Прочитать стихотворение «Листья».
Подумать, о каких законах природы говорит автор.
Действуют ли они в жизни человека?
Этап № 6. Итоги урока. Рефлексия.
Учитель: Обратимся к материалам для информации и размышления. Выполните задания.
Задание 3. Заполните пробелы.
Задание 4. Продолжите предложения.
Задание 5. После урока у меня возникли вопросы.
Задание 6. Квилт. (на листах-стикерах, потом вывесить на доску)
Ответить на вопрос: Что помог увидеть и понятьв природе Ф.И.Тютчев?
Приложение 1
Материалы для информации и размышления
Фамилия, имя, класс________________________________________
1. Индуктор
Природа |
Человек |
Природа и человек |
|
2. А) Узнайте стихотворение и восстановите текст первой строфы. Вспомните название стихотворения.
I строфа: а) Любить, резвиться, играть, грохотать.
б) Гроза, гром, небо.
Б) Восстановите текст стихотворения «Как весел грохот летних бурь...» (расставь цифры в порядке расположения строк). Что помогло вам
восстановить стихотворный текст
Как весел грохот летних бурь,
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Гроза, нахлынувшая тучей,
И опрометчиво — безумно
Когда, взметая прах летучий,
Смутит небесную лазурь
Широколиственно и шумно!..
3. Заполни пробелы:
Сегодня на уроке мы говорили об образах ________________________________
в лирике Ф.И.Тютчева. Узнали, что лирика, для которой характерно размышлен е о месте человека в мире, о его отношениях с природой называется ______________________.
Мы вспомнили тексты стихотворений________________________________и
________________________________. Повторили теоретические понятия: повтор, (продолжи ряд)_________________________________________________________________.
4. Продолжи предложение:
Сегодня на уроке литературы я научился_________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________.
5. После урока у меня возникли вопросы: _________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Квилт:
Что помог увидеть и понять в природе Ф.И.Тютчев?
Эти литературные термины помогут при ответе
Антитеза – противопоставление противоположных предметов, явлений, а также композиционных составляющих (характеров, образов, пейзажей, художественных деталей и т.д.) |
Олицетворение – это перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы. |
Повтор – повторение одного или нескольких слов в одном преди или в соседних предложениях, усиливающее эмоциональную выразительность текста. |
Сравнение – это стилистический прием, основаннный на образном соспоставлении предметов или состояний на основе какого-либо общего для них признака. |
Эпитет – это определение при слове, влияющее гна его выразительность, красоту произношения (художественное определение). |
Ямб – двусложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе. |
Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге. |
Метафора - переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, |
Приложение 2
Карты для работы в группах
Группа 1. Толкователи слов (работа со словарем)
Задачи: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Итоги: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа 2. Литературоведы (роль существительных)
Задачи: _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Итоги:
Тема ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Образы_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа 3. Литературоведы (роль глаголов)
Задачи: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоги: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа № 4. Литературоведы.
Художественные средства.
Задачи: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоги: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа № 5. Чтецы.
Задачи: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоги: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа № 6. Художники.
Задачи: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоги:
Иллюстрация
Предметы изображения _______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Основные цвета _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Использованная литература:
- Полухина В. П. Литература. 6 класс. Методические советы.
- В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс».
- Турьянская Б. И., Холодкова Л. А., Виноградова Е. А., Комиссарова Е. В. Литература в 6 классе: Урок за уроком.
- «Литература. Учебник для 6 класса» Под редакцией И.Н.Сухих
- Коровина В.Я. Литература: 6 класс: Методические советы. М.: Просвещение, 2004
Презенатция:
Здесь будет файл: /data/edu/files/p1461777853.ppt (Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева)