Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева (6 класс)

4
0
Материал опубликован 27 April 2016

Пояснительная записка к презентации

Тема урока: «Человек и природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева».

6 класс

Учебные материалы урока: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях./ Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2012.

Тип урока: урок-практикум с элементами исследования

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями изображения природы в лирике Тютчева, обозначить философский характер лирики поэта, обучить навыам анализа лирического произведения.


Формируемые УУД

Метапредметные УУД:

- умение планировать и реализовывать учебную деятельность.

Познавательные:

умение анализировать стихотворение, применять теоретические знания в практике анализа текста.

осмыслять текст на возрастном уровне,

Регулятивные:

- умение формулировать и ставить учебную задачу.

Личностные

- развитие навыков познания через художественное произведение;

- гармоничное эстетическое и нравственное развитие ученика.

Коммуникативные:

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе урока.

Задачи: расширить представления учащихся о художественном мире поэзии Ф. И. Тютчева; показать, как изображая природу, Тютчев пишет о жизни человеческой души; развивать навык анализа художественных образов, составляющих художественную картину.

Методы обучения: элементы метода критического мышления, метод творческого чтения, поисковый и исследовательский в их сочетании, прием «индукции».

Формы работы учащихся: работа в группах, презентация результатов работы, выполненной группой, обсуждение результатов,

художественное чтение стихотворений Ф.И. Тютчева, рефлексия.

Оборудование: портрет поэта, аудиозаписи Антонио Вивальди из цикла «Времена года», картины природы, раздаточный материал (индивидуальные карты, листы с заданиями для групп), компьютер

 

Ход урока

Этап 1.

Раздать материал для информации и размышления.

Задание: записать, что значит для вас природа,

человек; как взаимодействуют человек и природа

А теперь в графе ниже запишите, как связаны и как взаимодействуют человек и природа.

Задание №1. Индуктор

ПРИРОДА

ЧЕЛОВЕК

   

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

 
   

После прослушивания ответов учащихся.

Учитель: Можем ли мы сказать, что тема взаимоотношений природы и человека исчерпана? Сегодня мы познакомимся с такими отношениями человека и природы, которые вы не назвали.

Этап 2.

Введение в тему урока (не объявляя тему, работа с портретом поэта)

Слайды № 1 -2

Учитель: Знаете ли вы человека, изображенного на портрете?

(Прочитать сведения о жизни поэта в учебнике).

 

Итак, короткой строкой:

1) Ф.И. Тютчев родился в 1803 году в дворянской семье;

2) Ф.И. Тютчев в детстве не учился ни в гимназии, ни в лицее: он получил домашнее образование;

3) для воспитания своего сына родители Ф.И. Тютчева пригласили молодого учителя Семена Егоровича Раича, который жил в поместье Тютчевых и почти все время проводил вместе с воспитанником;

4) Раич был известным в то время поэтом, знал древнегреческий и латынь, современные иностранные языки; свои знания он передал Тютчеву;
 

5) в 18 лет Ф.И.Тютчев закончил обучение в Московском университете со степенью кандидата;

6) 22 года (с 1822 по 1844 год) Ф.И.Тютчев находился на дипломатической службе за границей, в основном в Мюнхене, столице Баварии (Германия), жил во Франции, Италии, встречался с выдающимися учеными и писателями;
 

7) после возвращения из Европы Ф. И. Тютчев служил цензором; он считался одним из умнейших людей России;
 

8) в течение жизни Ф.И.Тютчев издал лишь одну книжку своих стихов;
 

9) всего Ф.И.Тютчев написал около двухсот стихотворений, и каждое из них по праву считается поэтическим шедевром.
 

Проверим, помните ли вы стихи Ф.И. Тютчева. Выполните в парах задание №2 в индивидуальной карте.

2 А) Узнайте стихотворение и восстановите текст первой строфы. Вспомните название стихотворения.

I строфа: а) Любить, резвиться, играть, грохотать.

б) Гроза, гром, небо.

Слайд № 3

2 Б) Восстановите текст стихотворения «Как весел грохот летних бурь...» (расставь цифры в порядке расположения строк). Что помогло вам

восстановить стихотворный текст?

Слайд № 4

Как весел грохот летних бурь,

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Гроза, нахлынувшая тучей,

И опрометчиво — безумно

Когда, взметая прах летучий,

Смутит небесную лазурь

Широколиственно и шумно!..

Учитель: Эти стихотворения вы знаете. А если нет, то могли бы вы только по словам, например, именам существительным определить о чем они?

(Оба стихотворения о природе, о том, что все вокруг живое: гром резвится и играет, гроза набежит на дубраву и т.д.).

Какая тема объединяет стихотворения? Какие еще стихи о природе известны вам?

Объявление темы урока.

Этап 3. Работа с новым материалом.

1. Восприятие и осмысление стихотворения «С поляны коршун

поднялся…» происходит в процессе групповой работы.

Учитель: Внимательно послушайте стихотворение (читает учитель, текст — на доске). Что вы почувствовали, когда слушали это стихотворение? Каким настроением оно проникнуто? Какие мысли оно будит?

Слайд № 5

Сформулируйте задачу своей группы и примерный ход ее решения. Итоги работы группы кратко напишите на листе заданий.

Листы с заданиями для групп:

Группа 1. Толкователи слов (словарь)

Задачи: объяснить слова, которые трудно понять.

Группа 2. Литературоведы.

Роль существительных.

Задачи: найти в тексте существительные и рассказать об их роли, определить тему, образы.

Группа 3. Литературоведы.

Роль глаголов.

Задачи: найти в тексте глаголы и определить их значение, рассказать о чувствах и настроении лирического героя.

Группа № 4. Литературоведы.

Художественные средства.

Задача: определить средства выразительности в стихотворении «С поляны коршун поднялся…»

Слайд № 6

(Антитеза, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет).

Группа № 5. Чтецы.

Задачи: как правильно прочитать стихотворение.

(Человек и птица противопоставлены — это можно интонационно выделить долгой паузой на месте знака тире. Во второй часть стихотворения звучит сожаление лирического героя о человеке, который лишен крыльев, лишен полёта и вынужден жить на земле «в поте и в пыли». Эти слова и выделяются логическим ударением и т.д.).

Группа № 6. Художники.

Задачи: как можно проиллюстрировать стихотворение, предметы изображения, основные цвета.

(Задачи ученики формулируют сами. Учитель помогает скорректировать задачи, направляет и корректирует работу групп. Итоги работы группы презентует один учащийся).

Учитель: Как вы считаете, это стихотворение — пейзажная зарисовка или переданное в образной форме размышление о жизни человека?

Перед вами характеристика двух типов лирических стихотворений.

Слайды № 7-8. Определение пейзажной и философской лирики.

Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе. Иногда автор использует также приём отображения своего внутреннего мира через изображение природы.

Философская лирика – это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни или о вечных человеческих ценностях.
К какой лирике мы отнесем стихотворение «С поляны коршун поднялся…»? Докажите.

«Даже, казалось бы, вполне реальная зарисовка природы у Тютчева неожиданно превращается в философскую картину». (В.И.Коровин)

Учитель: Теперь послушаем актерское чтение стихотворения (фонохрестоматия) и ответим на вопрос: О чем стихотворение «С поляны коршун поднялся…»? Как актер средствами художественного чтения подчеркивает противопоставление неба и земли, гордый полет птицы и прозябание человека в «поте и пыли»?

Слайд № 9

Этап 4. Работа с текстом стихотворения «Неохотно и несмело…» Прослушивание стихотворения в исполнении актёра.

Учитель: При первом знакомстве со стихотворением непросто понять его содержание, но можно почувствовать! Попробуйте рассказать, что вы увидели, услышали, почувствовали, слушая стихотворение. В своей индивидуальной карте ответьте на вопрос: Какой ты представляешь природу в стихотворении «Неохотно и несмело…»? Используйте знакомые вам литературоведческие термины.

Тютчев не дает названия стихотворению. А как бы вы назвали стихотворение?

Прослушайте фрагмент из цикла «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди и скажите, с какой частью стихотворения он созвучен?
 

После грозы (движения, изменения) природа вновь обретает гармонию, блеск, молодость, красоту. В жизни человека же это бывает не всегда. «Тютчев часто изображает природу в ее промежуточных состояниях — в переходе от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме, от зимы к весне или от ночи к утру, от дня к вечеру и от вечера к ночи. В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы».

Учитель:

Любовь к жизни, любовь к «настоящему» в каждой строчке поэта. И хотя человек — беспомощное дитя природы, глядя на великую мать-природу, он черпает в ней силы. Для Тютчева природа — живое, возвышенное существо. Она чувствует, дышит, радуется и грустит. Поэт не просто изображает природу и находит точные слова, чтобы сказать нам о том, что он видит и чувствует. Рисуя природу, автор постоянно думает о жизни. Часто можно услышать слова: «У человека светлая душа» или «у ребёнка чистая душа», «он красив душою»… Скажите, а у природы есть душа?

Слайд № 10.

Природа и человек близки друг другу, у обоих есть душа, есть свой язык, есть свои тайны. А вот как сказал об этом Тютчев:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык..

 

Слайд № 11.

Этап 5. Домашнее задание.

Учитель: В нашем учебнике три стихотворения Ф.И. Тютчева. Как вы думаете, какое у вас будет домашнне задание?

Домашнее задание.

Наизусть любое стихотворение Ф.И.Тютчева.

Прочитать стихотворение «Листья».

Подумать, о каких законах природы говорит автор.

Действуют ли они в жизни человека?

Этап № 6. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: Обратимся к материалам для информации и размышления. Выполните задания.

Задание 3. Заполните пробелы.

Задание 4. Продолжите предложения.

Задание 5. После урока у меня возникли вопросы.

Задание 6. Квилт. (на листах-стикерах, потом вывесить на доску)

Ответить на вопрос: Что помог увидеть и понятьв природе Ф.И.Тютчев?

Приложение 1

Материалы для информации и размышления

Фамилия, имя, класс________________________________________

1. Индуктор

Природа

Человек

   

Природа и человек

 
   

2. А) Узнайте стихотворение и восстановите текст первой строфы. Вспомните название стихотворения.

I строфа: а) Любить, резвиться, играть, грохотать.

б) Гроза, гром, небо.

Б) Восстановите текст стихотворения «Как весел грохот летних бурь...» (расставь цифры в порядке расположения строк). Что помогло вам

восстановить стихотворный текст

Как весел грохот летних бурь,

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Гроза, нахлынувшая тучей,

И опрометчиво — безумно

Когда, взметая прах летучий,

Смутит небесную лазурь

Широколиственно и шумно!..

3. Заполни пробелы:

Сегодня на уроке мы говорили об образах ________________________________

в лирике Ф.И.Тютчева. Узнали, что лирика, для которой характерно размышлен е о месте человека в мире, о его отношениях с природой называется ______________________.

Мы вспомнили тексты стихотворений________________________________и

________________________________. Повторили теоретические понятия: повтор, (продолжи ряд)_________________________________________________________________.

4. Продолжи предложение:

Сегодня на уроке литературы я научился_________________________________

____________________________________________________________________
____________________________________________________________________.

5. После урока у меня возникли вопросы: _________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Квилт:

Что помог увидеть и понять в природе Ф.И.Тютчев?

Эти литературные термины помогут при ответе

Антитеза – противопоставление противоположных предметов, явлений, а также композиционных составляющих (характеров, образов, пейзажей, художественных деталей и т.д.)

Олицетворение – это перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы.

Повтор – повторение одного или нескольких слов в одном преди или в соседних предложениях, усиливающее эмоциональную выразительность текста.

Сравнение – это стилистический прием, основаннный на образном соспоставлении предметов или состояний на основе какого-либо общего для них признака.

Эпитет – это определение при слове, влияющее гна его выразительность, красоту произношения (художественное определение).

Ямб – двусложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе.

Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге.

Метафора - переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение,

Приложение 2

Карты для работы в группах

Группа 1. Толкователи слов (работа со словарем)

Задачи: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

Итоги: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа 2. Литературоведы (роль существительных)

Задачи: _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

Итоги:

Тема ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образы_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа 3. Литературоведы (роль глаголов)

Задачи: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоги: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа № 4. Литературоведы.

Художественные средства.

Задачи: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоги: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа № 5. Чтецы.

Задачи: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоги: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа № 6. Художники.

Задачи: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоги:

Иллюстрация

Предметы изображения _______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Основные цвета _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Использованная литература:

  1. Полухина В. П. Литература. 6 класс. Методические советы.
  2. В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс».
  3. Турьянская Б. И., Холодкова Л. А., Виноградова Е. А., Комиссарова Е. В. Литература в 6 классе: Урок за уроком.
  4. «Литература. Учебник для 6 класса» Под редакцией И.Н.Сухих
  5. Коровина В.Я. Литература: 6 класс: Методические советы. М.: Просвещение, 2004

Презенатция:

Здесь будет файл: /data/edu/files/p1461777853.ppt (Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева)

Предварительный просмотр презентации

«...он… создал речи, которым не суждено умереть…» И.С.Тургенев

Федор Иванович Тютчев Годы жизни: 1803 — 1873 Брянского уезда Орловской губернии Отец: Иван Николаевич Мать: Екатерина Львовна Первый учитель: Семён Егорович Раич 1821г.: окончил Московский университет Основные темы: природа, любовь, философия Ф.Тютчев в детстве

«Весенняя гроза» Люблю грозу вначале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые! Вот дождик брызнул, пыль летит... Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит...

Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!..

С поляны коршун поднялся, Высоко к небу он взвился; Все выше, далее вьётся он— И вот ушел за небосклон. Природа-мать ему дала Два мощных, два живых крыла— А я здесь в поте и в пыли, Я, царь земли, прирос к земли!..

Антитеза, метафора, повтор, олицетворение. Литературныетермины Ямб, хорей. Сравнение, эпитет.

Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе. Иногда автор использует также приём отображения своего внутреннего мира через изображение природы. Философская лирика – это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни или о вечных человеческих ценностях.

Особенности лирики Природа у Тютчева – живой, чувствующий организм. И сам пейзаж у Тютчева показан через лирические переживания человека, связан с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире, о любви, о человеческой судьбе.

«Неохотно и несмело…» Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальный гром и дождь порой... Зеленеющие нивы Зеленее под грозой.

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть ДУША, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык..

Домашнее задание: Выучить наизусть любое стихотворение Ф.И.Тютчева. Прочитать стихотворение «Листья». Подумать, о каких законах природы говорит автор. Действуют ли они в жизни человека?

СПАСИБО ЗА УРОК!

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.