Рабочая программа «Человек — творец своей судьбы»
Краснодарский край, Выселковский район, станица Березанская
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края
« Березанская школа- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
« Человек – творец своей судьбы»
Количество часов: 36 часа
Возраст: 9- 16 лет
Воспитатель: Безумов Максим Леонидович
2021г.
Пояснительная записка.
В течение последних десяти лет в педагогике и других социальных науках широко обсуждается вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание».
Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Большое значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. При этом ребенок постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где его лучше понимают, относятся к нему с уважением и т.д. Для процесса социализации большое значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде - положительный или негативный. В процессе социализации, проявляется объективная потребность индивидуального развития личности. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате от чего происходит его индивидуализация. Личность приобретает черты неповторимости, уникальности. Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии.
Воспитание - это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка. Являясь составной частью влияний социальных факторов на человека, оно имеет свои особенности. Этот процесс, в отличие от других, всегда целенаправлен и осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, воспитателями, вожатыми, социальными педагогами и др.; через воспитание происходит учет других социальных факторов, влияющих на социализацию ребенка - среды, в которой он находится, средств массовой коммуникации, культуры и прочее. В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка. Однако следует помнить, что воспитание занимает вполне определенное место среди других социальных факторов и не может их ни заменить, ни исключить.
Программой предусмотрены следующие направления:
укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности воспитанника поступать согласно своей совести;
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у воспитанника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
осознание воспитанником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
формирование у ребенка почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
Основная цель программы - формирование у детей представления о душевной и физической красоте человека, отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости, умению видеть красоту природы, труда, творчества, искусства, интерес к чтению, стремление к опрятному внешнему виду.
Согласно основной цели выделяются следующие задачи воспитания по охране и совершенствованию здоровья детей на период пребывания в ОУ:
создание условий для полноценного, всестороннего развития детей на базе соблюдения охранительного режима дня, активного двигательного режима, совершенствования предметно-развивающей, материально-технической и экологической сред;
укрепление жизнеспособности детского организма через воспитание навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, формирование укрепляющих здоровье потребностей и расширение возможностей их практической реализации;
формирование представлений о физических потребностях своего организма и адекватных способов их удовлетворения;
воспитание практических навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края
« Березанская школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2021-2022 учебный год
Количество часов: 36 часов.
Возраст: 9- 16 лет.
Воспитатель: Безумов Максим Леонидович
Таблица тематических часов.
№ п/п | Темы | Количество часов |
1. | Воспитание нравственных чувств. | 11 |
2. | Формирование ценностного отношения к культуре общения. | 6 |
3. | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. | 7 |
4. | Творческое воображение. | 6 |
5. | Моё место в жизни. | 6 |
Итого: | 36 |
Таблица тематических часов.
№ | Наименование раздела | Тема | Кол-во часов | Вид деятельности | Дата |
1 | Воспитание нравственных чувств. | Об источниках наших нравственных знаний. | 1 | беседа | |
Совесть – основа нравственности. | 1 | беседа | | ||
«Чем ты сильнее, тем будь добрее» | 1 | беседа | | ||
«Досадно мне, что слово честь забыто» | 1 | беседа | | ||
Заветы предков. | 1 | беседа | | ||
Твоя малая родина. | 1 | беседа | | ||
Афоризмы о совести, о родине, о чести. | 1 | Беседа + практическое занятие | | ||
«Мой первый друг, мой друг бесценный» | 1 | Викторина | | ||
«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». | 1 | Игра-викторина | | ||
Положительные герои в былинах и сказках. | 1 | Чтение книги | | ||
Искусство и нравственность. | 1 | Беседа | | ||
Об источниках наших нравственных знаний. | 1 | беседа | | ||
2 | Формирование ценностного отношения к культуре общения. | Культура общения в современной семье | 1 | беседа | |
О терпимости к ближним | 1 | беседа | | ||
Культура спора | 1 | беседа | | ||
Этикетные ситуации | 1 | беседа | | ||
В мире мудрых мыслей | 1 | Просмотр фильма | | ||
Коммуникативная сторона общения | 1 | диспут | | ||
3 | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. | «Душа обязана трудится» | 1 | Чтение книги | |
«Доброту берём с собой» | 1 | Практическое занятие | | ||
«Мое сердце в твоих руках» | 1 | Пальчиковое рисование | | ||
«Почта добра» | 1 | Практическое занятие | | ||
«Подари улыбку миру» | 1 | Беседа | | ||
«Связь поколений» | 1 | Беседа | | ||
«Что значит быть счастливым» | 1 | Диспут | | ||
4 | Творческое воображение. | «Мечтай, создавай, действуй» | 1 | Беседа | |
«Что такое хорошо? Что такое плохо?» | 1 | Беседа | | ||
«Краски мира» | 1 | Практическое занятие | | ||
«Конец каждого дела обдумай перед началом» | 1 | Беседа | | ||
«Пойми себя» | 1 | Беседа | | ||
«Я хочу быть капитаном своего корабля» | 1 | Беседа | | ||
5 | Моё место в жизни. | «Самовоспитание» | 1 | Беседа | |
«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» | 1 | Диспут | | ||
«Я творец своей судьбы» | 1 | Беседа | | ||
«Если всё начать с чистого листа» | 1 | Рассуждение | | ||
«Кем я хочу стать» | 1 | Беседа | | ||
«Следуй за мечтой» | 1 | Беседа | |
Список используемой литературы:
Аксенова, Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей / Ю.А. Аксенова. - М.: Деловая Книга, 2013. - 738 c.
Выготский, Л. Воображение и творчество / Л. Выготский. - М.: Студия АРДИС, 2014. - 833 c.
Айбазова М. Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья / М. Ю. Айбазова, К. Ю. Лавринец. - (Педагогика) // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2011. - № 1. -С. 144-148.
Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием / Е. Р. Баенская. – М.: Теревинф , 2007. – 112 с.
Горислвец Михей. Формирование традиционных нравственных ценностей учащихся общеобразовательной инклюзивной школы / Гориславец Михей. – (Педагогика) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - 2013. -№ 30. –С.22 – 26.
Источник:https://spravochnick.ru/sociologiya/socializaciya_sociobiologicheskie_predposylki_socializacii/socializaciya_detey/
Источник: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-socializaciya-rebyonka-v-sovremennom-mire-485959.html