Чем полезны образовательные квесты для начальных классов?

3
0
Материал опубликован 25 August

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….2

Глава 1. Развитие познавательных универсальных учебных действий под влиянием образовательных квестов

1.1    Формирование универсальных учебных действий в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начального общего образования……………………………………………………………………7

1.2 Образовательные квесты, как вид внеурочной деятельности…………...8

1.3 Деятельность учителя по организации образовательных квестов в начальной школе…………………………………………………………..11

Глава 2. Влияние образовательных квестов на формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников

2.1. Диагностика познавательных универсальных учебных действий младших школьников………………………………………………………16

2.2. Сценарии занятий по проведению образовательных квестов………17

2.3. Рекомендации, направленные на повышение эффективности применения образовательных квестов при формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников………………………………………………………………….19

Заключение………………………………………………………………….21

Список использованной литературы………………………………………23

Приложение

 

 

 

 

 

Введение

Современное начальное общее образование призвано помимо усвоения определенного объема знаний сформировать у младших школьников универсальность учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности.

В настоящее время с каждым годом обуславливается возрастание использования различных внеурочных процессов направленных на формирование познавательных универсальных действий у младших школьников. Это стало необходимым поскольку для вовлечения младших школьников в образовательный процесс требуется использование всех различных творческих процессов в виде игр. Одним из таких процессов является создание учителями квестов, которые прочно закрепились в отечественной нетрадиционной педагогике для влияния образовательных квестов на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Реформы в сфере образования и модернизации современного общества заставляют педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми и взаимодействии с родителями. Так появился образовательный квест или квест-технология, который стремительно набирает популярность не только у воспитанников, но и у взрослых (родителей и педагогов), позволяющий индивидуализировать процесс обучения, задействовать все образовательное пространство и создать наилучшие условия для развития и самореализации участников образовательных отношений.

Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Это достаточно новое, молодое нововведение, но, несмотря на это оно уверенно набирает обороты и становится популярным и востребованным направлением. В образовательном процессе квест – это специально организованный вид исследовательской деятельности, где обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий

«Quest» в переводе с английского языка — это продолжительный, целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой. Анализ литературы показал, что термин «квест» применим, по большей части, к компьютерным играм. Специалист в области образовательных технологий Берни Додж дал следующее определение образовательному квесту – это поисковая деятельность (или деятельность, ориентированная на поиск). Причем основной задачей разработки образовательного квеста является именно организация эффективного использования времени школьника и направления его усилий на работу с информацией, а не на ее поиск. По мнению Берни Доджа, образовательный квест расширяет кругозор учащегося, способствует развитию аналитического, критического и творческого мышления, навыков решения задачи — в процессе работы в команде. Во многом опираясь на труды Л.С. Выготского, в особенности на его учения об интериоризации и «зоне ближайшего развития», он утверждает, что этот вид поисковой деятельности нуждается в «опорах», которые должен предоставить педагог. Под опорами он понимает такие виды деятельности, которые помогают участникам квеста правильно строить план исследования, вовлекают их в решение проблемы, направляют внимание на самые существенные аспекты изучения. По мере продвижения обучаемых к достижению поставленных задач, уровень «поддержки» снижается, так как умения претерпевают процесс интериоризации. Квест как недавно определившаяся педагогическая технология совмещает в себе элементы и мозгового штурма, и тренинга, и игры, а, соответственно, решает ряд задач, возложенных на вышеперечисленные технологии. По мнению многих ученых (Быховский Я.С., Бовтенко М.А., Сысоев П.В., Б. Додж, Т. Марч и др.) при применении квест-технологии, учащиеся проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет учащимся исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Сокол И.Н. рассматривает квест как технологию, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у учащихся знаний и умений 21 века. Игровая технология как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и педагогика. В педагогике и методике преподавания достаточное внимания уделяется играм младших школьников (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, А.И.Сорокина, Н.Р.Эйгес, Ф.К. Блехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод развития, воспитания и обучения для детей младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.

Цель курсовой работы теоретически обосновать влияние образовательных квестов на формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной работе.

Объект курсового исследования – внеурочная деятельность.

Предмет курсового исследования – развитие познавательных УУД при организации образовательных квестов.

Гипотеза – целенаправленная организация и проведение образовательных квестов в рамках внеурочной деятельности будут способствовать более эффективному развитию познавательных УУД в младшем школьном возрасте.

Для достижения поставленной цели и доказательства гипотезы поставлены следующие задачи:

1)      Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по заявленной теме, проанализировать проблематику вопроса.

2)      Подготовить сценарии занятий образовательных квестов

3)      Подобрать и составить рекомендации учителям направленные на повышение эффективности применения образовательных квестов при формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения

Во введение показана актуальность тематики, обозначен понятийный аппарат.

В первой главе рассматриваются вопросы о формировании познавательных универсальных учебных действий (далее УУД) в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО), значении образовательных квестов, как формы внеурочной деятельности.

Во второй главе представлена диагностика познавательной сферы младших школьников, дано краткое описание тематики квестов, подобраны рекомендации учителю по организации и проведению образовательных квестов в начальной школе.

В заключении изложены теоретические выводы в целом по всей курсовой работе.

Список литературы состоит из 25 источников.

В Приложении представлены сценарии внеурочных занятий с использованием образовательных квестов, диагностика слухоречевой памяти «10 слов» А.Р. Лурия, мышления «Исключение понятий» Семаго Н. Я., Семаго М. М.

 

 


 

Глава 1. Развитие познавательных универсальных учебных действий под влиянием образовательных квестов

 

Формирование универсальных учебных действий в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начального общего образования.

 

Под Федеральным Государственным Образовательным Стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО) понимается система основных параметров, которые принимаются в виде государственной нормы образованности. Эта норма отражает общественный идеал образования и учитывает возможности отдельного человека и системы образования по достижению этого идеала. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования. Программа формирования универсальных учебных действий (программа УУД) является обязательным структурным элементом основной общеобразовательной программы (ООП) и разрабатывается педагогическим коллективом самостоятельно. [1,105]

Познавательным логическим УУД (формулирование личных, языковых, нравственных проблем и др.) в наибольшей степени, по их мнению, необходимо уделять внимание в русском языке и литературном чтении, а анализу, синтезу, группировке, практическим действиям – в математике и окружающем мире; коммуникативные и регулятивные УУД важно формировать в системе через все учебные дисциплины. УУД рассматриваются как совокупность педагогических ориентиров в организации образовательного процесса в начальной школе. Показателем успешности формирования УУД при этом признается ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: «знаю/могу, хочу, делаю».

Квест – это игровая технология. Проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной педагогике и психологии – 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации – в усвоении и использовании человеком общественного опыта. Ребёнок, мало играющий, теряет в своём развитии, так как в игре, по выражению Л.С. Выготского, “ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя”. Это значит, что игра может быть включена в любой вид деятельности, в том числе и во внеурочной. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребёнок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра – не только развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

 

 

Образовательные квесты, как форма внеурочной деятельности.

 

Общеизвестно, что игровые технологии обучения представляют собой процесс, основанный на системе правил организации взаимодействия, обучающихся между собой и педагогом, гарантирующих педагогически продуктивное познавательное общение, в результате которого создаются ситуации переживания обучающимся успеха в учебной деятельности и развития профессионально значимых компетенций. Образовательный квест – это своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где они должны реализовать образовательные задачи. Но в отличии от учебной проблемы в образовательном квесте есть элементы сюжета, ролевой игры, связанные с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, и для решения образовательных задач используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы. Квест – это увлекательная приключенческая игра, как для детей, так и для взрослых, в которой необходимо решать самые разные задачи, для того, чтобы достигнуть определенной цели. Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные. Особенно значимо, что квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада), так и на улице, на природе (участок детского сада, город, парк и т.д.), охватывая все окружающее пространство. Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. 

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения. Существуют следующее типы квестов: социальные, развлекательные, образовательные квесты. В практике сложились различные виды квестов: пешеходный квест, тематический выездной квест, автоквест, квест в чужом городе, квест в торговом центре, «живой» квест, ночной или дневной квест, web-квест, урок-квест, квест-проект, мобильный квест, библиоквест. По структуре сюжета квесты делятся на три вида: линейный, штурмовой, кольцевой.

Применение интерактивных технологий во время игры призвано решить ряд задач, среди которых на первых план выдвигаются следующие:

- развитие коммуникативных УУД, установление эмоциональных контактов между учащимися;

- развитие познавательных УУД, общеучебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей, поиск информации, структурирование знаний и пр.);

- обеспечение формирования умений самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения;

- плодотворно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), результативно разрешать конфликты;

- обеспечение релаксации участников образовательного процесса, устранение нервной нагрузки, переключения внимания, смена форм деятельности. Таким образом, образовательный квест, как вид игровых технологий, позволяет решить следующие задачи во внеурочной деятельности.  

Образовательная задача – вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс (организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме).

Развивающая задача – развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации.

Воспитательная задача – воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, краеведению, здоровьесбережение.

 

 

1.3 Деятельность учителя по организации образовательных квестов в начальной школе

 

Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одаренности детей. В начальной школе квесты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическим особенностями младших школьников. К образовательным квестам можно отнести проектную деятельность. Проектная деятельность, как любая учебная деятельность, обусловлена двусторонним процессом: деятельностью учителя (обучение) и деятельностью учеников (учение). Учитель, приступая к созданию квест-занятием: готовит интересное выступление, формулирует интересное задание, составляет план работы, составляет список информационных ресурсов. В тоже время ученик: выбирает роль, составляет план поиска ресурсов, исследует информационные ресурсы, готовит отчет. При планировании учителем и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет, и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут.

Сама структура квеста состоит из нескольких пунктов, каждый из которых очень важен для успешного завершения:

1 – введение – на данном этапе очень важно выбрать яркий сюжет, который будет выступать в роли отправной точки (мотивации). Здесь обсуждаются и роли обучающихся для сюжета.

2 – задания – возможно в конверте, дети получают задания, в которых четко прописаны этапы, вопросы, ролевые задания и т.д.

3 – определяется порядок работы и необходимые ресурсы.

4 – идет непосредственное выполнение квеста.

5 – представление наработок и оценка результата деятельности групп.

6 – заключение (подведение итогов).

По времени учителю следует определить, какой именно будет квест:

- рассчитанный на 1 занятие (мини квест);

- рассчитанный на 3 занятия (краткосрочные квест)

- рассчитанный от недели до месяцев (долгосрочный квест).

Структура образовательного квеста может быть следующей: введение (в котором прописывается сюжет, роли); задания (этапы, вопросы, ролевые задания); порядок выполнения (бонусы, штрафы); оценка (итоги, призы).

Педагогу, разрабатывающему квест, необходимо определить цели и задачи квеста, целевую аудиторию и количество участников, сюжет и форму квеста, написать сценарий, определить необходимое пространство и ресурсы, количество помощников, организаторов, назначить дату и заинтриговать участников.

Выделяют несколько этапов деятельности учителя при организации веб – квеста. На первом этапе проводится подготовительная работа, участники знакомятся с темой, формулируется основная проблема, распределяются роли в команде. Задача веб-квеста – отдельными блоками вопросов и перечнями адресов в Интернете, где можно получить необходимую информацию. Вопросы формулируются так, чтобы во время посещения сайта участник веб-квеста понимал принципы для отбора материала, выделения главного из всей информации, которую он обрабатывает. Эта стадия веб-квеста имеет наибольший развивающий потенциал: при поиске ответов на поставленные вопросы совершенствуется критическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно.

Следующим является этап оформления результатов, в рамках которого происходит осмысление проведенного исследования. Работа предусматривает отбор значимой информации и представление ее в виде слайд-шоу, буклета, анимации, постера или фоторепортажа. Обсуждение результатов работы над веб-квестом можно провести в виде конференции, чтобы участники имели возможность продемонстрировать собственный практический задел. Результаты веб-квеста для отчета могут иметь разнообразные формы: база данных; диалог, история или пример для изучения; документ, который содержит анализ неоднозначной ситуации, сообщает основные тезисы и побуждает пользователей добавить собственные комментарии или не согласиться с авторами; проведение псевдо-интервью с экспертом в течение занятия или публикация его в сети Интернет. На этом этапе развиваются такие черты личности, как ответственность за выполненную работу, самокритика, взаимоподдержка и умение выступать перед аудиторией. Можно практиковать размещение результатов работы над веб-квестом в сети Интернет на специализированных сайтах, таким образом достигая трех целей: участники понимают, что задача является материальным и высокотехнологичным; они получают аудиторию, заинтересованную в результатах их труда; у них появляется возможность обратной связи со стороны аудитории.

Завершающим этапом является оценивание, однако обязательным для веб-квеста является предварительное (до начала работы) объявления его принципов. Критерии оценки могут быть разными (по времени презентации, оригинальностью, новаторством и прочее). В оценке суммируется опыт, который был получен участником при выполнении самостоятельной работы с помощью технологии веб-квест. В задачах с некоторых проблем логичным является включение в заключительной части риторических вопросов, которые будут стимулировать активность поисковой работы.

Квест «Школа детективов!» – современный микс тематической вечера и традиционного праздника с приглашённым ведущим. Его основа – достижение поставленной цели через преодоление череды заданий или ребусов постепенно, шаг за шагом. Благодаря необычному формату мероприятия каждый ребёнок должен будет проявить активность. Вследствие этого игра праздник станет носить не только развлекательный характер, но и развивающий (Приложение 1)

Квест-игра по правилам дорожного движения для младших школьников. Цель и задачи данного квеста – закрепить знания детей, в процессе игровой деятельности, формировать у обучающихся правильное поведение на улицах и дорогах, воспитывать внимание, сосредоточенность, развивать коммуникативные навыки, творческие способности, логику, мышление, создавать благоприятную эмоциональную среду для обучающихся. (Приложение 2)

Детский развивающий эко-квест "Спасение Земли", цель которого показать необходимость сохранения Земли экологически чистой, формируя практические навыки сортировать мусор и изготавливать из ненужных вещей полезные, узнают, и как сберечь нашу планету от вымирания. Приложение 3

Семейная игра-квест "Тайны осенней полянки" цель которого
познакомить участников игры с природными объектами родного края – грибами, ягодами, деревьями, животными и травами;
создание условий для развития коммуникативных качеств у участников игры – взаимопомощи, чувства товарищества, умения слушать и отстаивать свою точку зрения; создание условий для активного общения родителей и детей в условиях квест-игры; воспитание любви к природным объектам через интересные и творческие задания. Приложение 4

Таким образом, образовательные квесты обладают уникальным потенциалом в развитии УУД, особенно познавательных УУД. Организованные в рамках внеурочной деятельности квесты способствуют формулированию личных, языковых, нравственных проблем, развитию анализу, синтезу, группировке, практическим действиям, постановке целей, поиску информации, структурированию знаний.

 



 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Влияние образовательных квестов на формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников

 

2.1. Диагностика познавательных универсальных учебных действий младших школьников

 

Развитие познавательных УУД основываются на уровне развития познавательной сферы младших школьников – восприятия, внимания, памяти, мышления.

Диагностика позволяет определить уровень развития познавательных процессов как зону ближайшего развития каждого обучающегося. Учитель в сотрудничестве с педагогом-психологом чаще всего используют методику исследования слухоречевой памяти «10 слов» А.Р. Лурия и методику исследования мышления Семаго Н. Я., Семаго М. М. «Исключение понятий», «Парные аналогии», «Простые аналогии».

Методика исследования слухоречевой памяти «Заучивание десяти слов» (А.Р. Лурия). Цель: данная методика, предложенная А.Р. Лурия, применяется для оценки состояния памяти (определение объема слухового запоминания словесного материала), утомляемости и активности внимания. Стимульный материал: набор из десяти слов Приложение 5

Методика исследования мышления «Исключение понятий» Семаго Н. Я., Семаго М. М. Цель: оценка способности обобщения, установление уровня сформированности понятийного мышления ребенка, определение тех существенных для ребенка признаков понятий (предметов или явлений), которыми он пользуется для проведения обобщающих операций. Методика обычно предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). При условии достаточного объема слухоречевой памяти детям, не умеющим читать, задания могут быть предъявлены на слух. Приложение 6

Методика исследования мышления «Парные аналогии» и «Простые аналогии» Семаго Н. Я., Семаго М. М.  Приложение 7

Существенную роль играет возможность ребенка оценить собственные суждения его критичность к результатам собственной деятельности. В целом, методика несколько более сложна, чем ее предметный (наглядный) вариант. Рассогласования в категориях обобщений и объяснений ребенка по этим методикам могут рассматриваться как некий аналог «зоны ближайшего развития» аналогично тому, как это было показано в соотношении результатов выполнения методики.

 

 

2.2. Сценарии занятий образовательных квестов

 

Квест (от англ. quest) – поиск, соответственно педагогу, проводящему образовательные квесты во внеурочной деятельности необходимо ориентироваться на структуру квеста.

Структура квеста подразумевает соблюдение следующих этапов:

Введение

Задание, исследовательская деятельность на основе рекомендованных ресурсов

Оценка

Введение подразумевает краткое описание темы квеста, включающее в себя вводную информацию, основные направления исследования, а также часто основную лексику, которую учащимся будет нужно использовать в рамках задания.

Задание предусматривает четкую и доступную формулировку проблемной задачи и описание формы представления конечного результата. Задание должно быть интересным и доступным для учащихся, также оно должно быть связано с их реальной жизнью.

Исследовательская деятельность на основе рекомендованных ресурсов включает в себя последовательные действия учащихся по поиску информации и ее оформлению на основе рекомендованных ресурсов (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации), вспомогательных материалов (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над квестом. Оценка подразумевает описание критериев и параметров оценки выполнения квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в квесте. Кроме оценки учителя на этом этапе учащиеся могут оценить самостоятельно свои достижения, результаты своей исследовательской деятельности.

Применение образовательных квестов способствует разностороннему развитию личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе.  Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в классе, так и в городе, на природе, то есть практически в любом окружении. В  Приложении 1-4 представлены сценарии разнообразных квестов, которые педагог проводит в рамках внеурочной деятельности.

 

 

 

2.3. Рекомендации, направленные на повышение эффективности применения образовательных квестов при формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

 

Применение образовательных квестов –  способствует достижению цели и реализации личностно-направленного обучения, которое на первый план выдвигает задачи создания благоприятных условий для выявления и развития способностей учащихся, удовлетворения их потребностей и интересов, развития познавательной активности и творческой самостоятельности, способствует использование развивающих игр.

В начальной школе учителя часто сталкиваются с целым рядом проблем при проведении образовательных квестов во внеурочной деятельности. Необходимо опираться на рекомендации, предложенные методистами в научно-методической литературе.

1. Информационная безопасность. При самостоятельном поиске информации в интернете ребенок может получить доступ к информации, не адресованной детям. Интернет, являясь глобальным информационным ресурсом, в силу своей специфики не всегда может обеспечить ее дозирование и цензуру.

2. Доступность иноязычной информации учащимся. В силу ограниченного лексического и грамматического запаса, учащиеся не всегда способны понять ту информацию, которую они находят в интернете. Следует отметить, что обе проблемы, рассмотренные выше, вполне можно решить, если учитель рекомендует младшим школьникам определенные сайты, на которых они могут найти информацию, достаточную для выполнения задания.

3. Степень понимания информации учащимися. Ученик должен не только оформить, но и представить свой проект. Безусловно, что учитель должен оказать необходимую помощь ребенку при  подготовке презентации и обеспечить такую форму оценки проектов, чтобы гарантировать индивидуальный подход.

4. Условия для использования данной информации в коммуникативной деятельности. При поиске информации в интернете ведущим видом речевой деятельности, безусловно, является чтение, а точнее разные его виды (просмотровое, поисковое, изучающее). Проектная деятельность часто подразумевает работу в подгруппах, однако вряд ли можно ожидать, что дети младшего школьного возраста будут при этом общаться между собой на иностранном языке. Презентация проекта, как правило, предусматривает монологическое высказывание учащегося. Однако на этапе презентации проекта часто можно видеть, что дети не слушают друг друга, их больше интересует собственное выступление. Учителю следует более тщательно продумать возможности вовлечения учащихся в общение на различных этапах проекта.

На сегодняшний день в образовательной сфере имеются реальные предпосылки социально-личностного, дидактико-методического и технологического характера для активного задействования квестов в воспитательном процессе с целью развития познавательной самостоятельности школьников.

Таким образом, решение выделенных учебных задач при использовании тематических образовательных квестов, способствующих обобщению и систематизации учебного материала темы, фактически позволяют охватить все компоненты её содержания: информационный, методологический, смысловой и ценностный. А поэтому способствуют правильному формированию у учащихся представлений о предмете технология, а также развитию познавательной самостоятельности школьников.

 

Заключение

 

В процессе поисково-познавательной деятельности с использованием всех доступных ресурсов учащиеся могут найти много дополнительного материала историко-биографического характера, что, с одной стороны, будет способствовать реализации принципа историзма, а с другой стороны, будет обеспечивать развитие познавательной активности и самостоятельности обучаемых. Использование компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное – совершенствовать систему самостоятельной подготовки младших школьников. Следует отметить, что применение образовательных квестов во внеурочной деятельности способствует развитию личности, позволяет создать целостную дидактическую модель изучения любой учебной дисциплины, развивает инициативу, уверенность в себе, умение творчески выполнять поставленные задачи, самостоятельно принимать ответственные решения, защищать собственную точку зрения, критически мыслить, в целом развивают познавательные УУД.

 Разработчики стандартов второго поколения во главу образования ставят личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей учащихся, которые хотят получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, умением обучаться, работать в коллективе, т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией.

В начальной школе использование ИКТ технологий связано с решением двух основных задач:

научить детей пользоваться новыми орудиями деятельности;

задействовать компьютерные технологии в целях открытия новых возможностей в учебной и внеклассной деятельности обучающихся.

Одновременно с развитием компьютерной грамотности у детей развивается критическое мышление, которое подразумевает умение решать проблемы. Оно дает учащимся возможность развивать и демонстрировать найденное решение, формулировать свою точку зрения, возможно, отличную от мнения других. Одним из способов развития критического мышления является обучение учащихся разработке образовательных web-квестов.

Таким образом, цель курсовой работы – теоретически обосновать влияние образовательных квестов на формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной работе – достигнута, гипотеза – целенаправленная организация и проведение образовательных квестов в рамках внеурочной деятельности будут способствовать более эффективному развитию познавательных УУД в младшем школьном возрасте – доказана в теоретическом аспекте, практическое доказательство гипотезы будет представлено в рамках выпускной квалификационной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Закон Российской Федерации «Об образовании».
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. 152

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Электронный ресурс: http://mon.gov.ru/files/materials/7195/373.pdf. 

Бархаев, Б. П. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / Б. П. Бархаев. - Гриф УМО. - СПб.: Питер, 2011. - 444 с.

Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, Спб. 2010.

Быховский Я.С. Образовательные Веб-квесты [электронный ресурс] / Я. С. Быховский // Материалы международной конференции «Информационные- технологии в образовании» (ИТО-99). – Режим доступа: http://ito.bitpro.ru/2011/.

Бордовская, Н. В. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2010.

Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Гриф МО. - СПб.: Питер, 2010. - 299 с.

Веб-квесты [Электронный ресурс]: Методические материалы. Информационные технологии в обучении языку. – 19 сентября 2011. – Режим доступа: http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php#l

Волков, А. Е. Модель "Российское образование - 2020" [Текст] / А. Е. Волков и др. // Вопросы образования. - 2011. № 1. - С. 32-64

Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте: практич. Пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волков. - 2-е изд., испр, и доп. - М.: ВЛАДОС, 2011. – 343 с.

Горячев М.Д., Кошарская Е.В. Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе обучения английскому языку. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2008. 151 с. 

Горячев М.Д., Фокина Т.А. Организация социально-педагогической деятельности в школе. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. 132 с. 

Климанова, Л. Ф. Инновационные технологии в обучении грамоте / Л. Ф. Климанова // Начальная школа. – 2010. - № 9. – С. 10.

Климов, Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. А. Климов. - Гриф УМО. - М.: Изд-во МГУ: Академия, 2011. - 240 с.

Матвеева М.М. Космические сказки как средство формирования естественнонаучных представлений в начальной школе // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 1/2 (82). С. 181—186. 

Матвеева М.М. Роль космических сказок в формировании эмоционально образного мышления младших классов // Экономика, финансы и управление в современных условиях: межвуз. сб. ст. / под общ. ред. А.Н. Сорочайкина. Самара: Глагол, 2011. Вып. 4(6). С. 60-69. 

Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2012, № 7. – 130с.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пос./Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Ю. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001. – 271 с

Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. - № 10. – С. 6.

Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Академия, 2009. – 194 с.

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2011. 

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [Сост. Е.С. Савинов]. - М., 2010. - (Стандарты второго поколения.)

Сластенин, В. А. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - [3-е изд., стер.]. - М.: Академия, 2014. – 512 с.

Щелина Т. Т., Чудакова А. О. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 146-149.

 ​​​​​​​

Комментарии
Комментариев пока нет.