12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Elena42

Розова Елена Андреевна

ГБОУ МОШ № 252 Города Санкт-Петербурга

Учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 5 классе

(УМК Л.М. Рыбченковой)

Чередования букв а//о в корнях

Организационный этап. Здравствуйте ребята! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Для начала, запишите, пожалуйста, в тетрадь слова и разберите по составу. Вам на работу 2 минуты.

Предложить, сложить, располагать.

Касаться, прикосновение, коснется.

Проверьте, так ли у вас получилось?

Какие были ошибки? В чём была основная сложность? (ть – у глаголов окончания, ся – постфикс; идёт после корня, поэтому основа слова прерывистая).

Являются ли слова каждого ряда однокоренными? (да)

Найдите лишнее слово в каждом ряду относительно правописания корня, потому что мы с вами сегодня работаем с корнем. На каком основании оно лишнее?

Предложить, сложить, располагать.

Касаться, прикосновение, коснется.

(корень один и тот же по значению, но пишутся разные гласные).

А как называется такое изменение одного звука на другой в пределах одной морфемы? (чередование).

Итак, определите тему урока (Чередование а//о в корнях). Запишем эту тему в тетрадь.

Какие цели урока мы перед собой оставим, чтобы раскрыть эту тему?

Вспомнить, что такое чередование.

Узнать, когда в корне пишется а, а когда о.

Научиться правильно писать слова с чередованием а//о в корне.

Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Давайте же вспомним, что такое чередование. (Чередование – это изменение одной буквы на другую в пределах одной морфемы)

С какими чередованиями мы уже знакомы? (е//и)

Ещё раз внимательно посмотрим на наши слова и постараемся понять закономерность, предположите, когда в корне пишется а, а когда о. (после корня есть суффикс а – пишем а, если в корне г, то пишем а, если ж, то о).

Если после корня идёт суффикс а, то и в корне пишется буква а. А если после корня нет суффикса а, то в корне пишется о.

Проверим правильность нашей догадки. Для этого откроем учебник на странице 100 и прочитаем правило.

Экран выключается.

Прав(а) ли был(а), выдвинув своё предположение?

Что нужно сделать, чтобы узнать, когда пишется а, а когда о.

Правило наглядно демонстрируется на «двигающихся» карточках.

Этап первичной проверки понимания изученного.

Выполняем упражнение № 222. Комментируем по цепочке.

Физкультминутка.

Приложи усилий массу,

Чтоб не отставать от класса.

Споров лучше не касаться,

Но усердней заниматься.

Не далось сейчас сложение?

Так примись за изложение!

Главной темы в нём коснись.

В предложеньях - не ленись.

Излагай мысль чётко, ясно –

Будет всё тогда прекрасно.

Можно много предлагать

За тобой свой путь избрать.

Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Включается экран.

Упражнение 226 выполняем устно. Какой корень мы написали во всех этих словах? Почему?

Этап применения новых знаний и способов действий.

Упражнение № 225. Работа в парах. Сначала читаем рубрику «Это интересно» стр. 101, затем в парах обсуждаем и выполняем упражнение.

Можно ли назвать этот фрагмент текстом? (да, предложения связаны по смыслу и грамматически; есть тема и основная мысль, предложения расположены в определённой последовательности).

Определите тему и основную мысль текста (Тема: перед сном; основная мысль: ребёнок должен сам убирать свои игрушки).

Определите тип речи: повествование.

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

Посмотрим, как вы научились использовать правило. Для этого выполните упражнение 223.

Проверяем взаимопроверкой, ставим оценки.

Этап коррекции знаний и способов действий.

Поднимите, пожалуйста, руку те, кто выполнил это задание без ошибок?

Кто допустил одну ошибку?

Что нужно делать, чтобы избежать ошибок?

Этап информации о домашнем задании.

§ 29 – выучить правило,

227

Этап подведения итогов занятия. Подводятся итоги занятия, комментируются и выставляются оценки.

Этап рефлексии.

Опубликовано


Комментарии (1)

Евдакименко Ольга Юрьевна, 06.02.16 в 14:07 0Ответить Пожаловаться
Замечательное содержание урока и техническое оснащение. К сожалению, не прописаны цели и планируемые результаты.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.