Урок русского языка в 5 классе «Чередование о//а в корне слова»
Розова Елена Андреевна
ГБОУ МОШ № 252 Города Санкт-Петербурга
Учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 5 классе
(УМК Л.М. Рыбченковой)
Чередования букв а//о в корнях
Организационный этап. Здравствуйте ребята! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.
Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Для начала, запишите, пожалуйста, в тетрадь слова и разберите по составу. Вам на работу 2 минуты.
Предложить, сложить, располагать.
Касаться, прикосновение, коснется.
Проверьте, так ли у вас получилось?
Какие были ошибки? В чём была основная сложность? (ть – у глаголов окончания, ся – постфикс; идёт после корня, поэтому основа слова прерывистая).
Являются ли слова каждого ряда однокоренными? (да)
Найдите лишнее слово в каждом ряду относительно правописания корня, потому что мы с вами сегодня работаем с корнем. На каком основании оно лишнее?
Предложить, сложить, располагать.
Касаться, прикосновение, коснется.
(корень один и тот же по значению, но пишутся разные гласные).
А как называется такое изменение одного звука на другой в пределах одной морфемы? (чередование).
Итак, определите тему урока (Чередование а//о в корнях). Запишем эту тему в тетрадь.
Какие цели урока мы перед собой оставим, чтобы раскрыть эту тему?
Вспомнить, что такое чередование.
Узнать, когда в корне пишется а, а когда о.
Научиться правильно писать слова с чередованием а//о в корне.
Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Давайте же вспомним, что такое чередование. (Чередование – это изменение одной буквы на другую в пределах одной морфемы)
С какими чередованиями мы уже знакомы? (е//и)
Ещё раз внимательно посмотрим на наши слова и постараемся понять закономерность, предположите, когда в корне пишется а, а когда о. (после корня есть суффикс а – пишем а, если в корне г, то пишем а, если ж, то о).
Если после корня идёт суффикс а, то и в корне пишется буква а. А если после корня нет суффикса а, то в корне пишется о.
Проверим правильность нашей догадки. Для этого откроем учебник на странице 100 и прочитаем правило.
Экран выключается.
Прав(а) ли был(а), выдвинув своё предположение?
Что нужно сделать, чтобы узнать, когда пишется а, а когда о.
Правило наглядно демонстрируется на «двигающихся» карточках.
Этап первичной проверки понимания изученного.
Выполняем упражнение № 222. Комментируем по цепочке.
Физкультминутка.
Приложи усилий массу,
Чтоб не отставать от класса.
Споров лучше не касаться,
Но усердней заниматься.
Не далось сейчас сложение?
Так примись за изложение!
Главной темы в нём коснись.
В предложеньях - не ленись.
Излагай мысль чётко, ясно –
Будет всё тогда прекрасно.
Можно много предлагать –
За тобой свой путь избрать.
Этап закрепления новых знаний и способов действий.
Включается экран.
Упражнение 226 выполняем устно. Какой корень мы написали во всех этих словах? Почему?
Этап применения новых знаний и способов действий.
Упражнение № 225. Работа в парах. Сначала читаем рубрику «Это интересно» стр. 101, затем в парах обсуждаем и выполняем упражнение.
Можно ли назвать этот фрагмент текстом? (да, предложения связаны по смыслу и грамматически; есть тема и основная мысль, предложения расположены в определённой последовательности).
Определите тему и основную мысль текста (Тема: перед сном; основная мысль: ребёнок должен сам убирать свои игрушки).
Определите тип речи: повествование.
Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
Посмотрим, как вы научились использовать правило. Для этого выполните упражнение 223.
Проверяем взаимопроверкой, ставим оценки.
Этап коррекции знаний и способов действий.
Поднимите, пожалуйста, руку те, кто выполнил это задание без ошибок?
Кто допустил одну ошибку?
Что нужно делать, чтобы избежать ошибок?
Этап информации о домашнем задании.
§ 29 – выучить правило,
№ 227
Этап подведения итогов занятия. Подводятся итоги занятия, комментируются и выставляются оценки.
Этап рефлексии.
Евдакименко Ольга Юрьевна