Урок русского языка в 5 классе «Буквы А-О в корне -раст- , - ращ-, -рос-»

1
0
Материал опубликован 29 October 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Тема:                Буквы А-О в корне -раст-,

                                 - ращ-,   -рос-

 

Тип урока:  урок открытия новых знаний.

Цель:  формировать   у учащихся умение   находить корни с чередованием и осуществлять  правильное написание слов.

Планируемые образовательные результаты:

 

УУД:

Предметные:

- знания  о чередующихся гласных, об условиях выбора букв   А-О в корне  -раст-,  -ращ-, -рос-.

Метапредметные:

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; достижение договоренностей и согласование общего решения)

регулятивные  (целеполагание;  выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

познавательные (анализ, сравнение, обобщение;   выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; доказательство).

Личностные:  чувство патриотизма, чувство уважения к родному городу и гордости за него.

 Ход урока.

 1. Приветствие.

 - Ребята, нам сегодня предстоит интересная работа, в которой, я надеюсь, вы примете активное участие.

 2.  Работа с презентацией.

 Просмотр первых слайдов презентации (виды родного города), прослушивание музыки (песня о родном городе).

 

 

 - Узнали? Места, в которых вы не раз бывали?

- Что вы увидели на этих фотографиях? Какие знакомые здания? Да, действительно, это все наш родной город Пермь.

Прим. Учителя из других городов могут взять фотографии своего города и найти песню о нем. Весь остальной материал подойдет ко всем городам России.

 - Какой он, наш город? (Современный, большой, красивый, уютный.)

 

 

 

- Я согласна с вами, наш город  действительно…

 1 группа слов в презентации:

 КРАСИВЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДИВИТЕЛЬНЫЙ.

 - Почему выделены буквы  А, О, И в этих словах? (Безударные гласные, проверяемые ударением).

 2 группа слов в презентации:

БЕСПОДОБНЫЙ, ВПЕЧАТЛЯЮЩИЙ, ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ.

- А в этих словах почему выделены буквы О, Е? Они проверяются ударением? (Это непроверяемые безударные гласные. Их правописание проверяем по словарю.)

 Работа со слайдами презентации (фото старой Перми и современного города).

 

 

 - Сравним эти фотографии. Это тоже наш город. Что происходит с нашим городом со временем? (Изменяется. Как человек, растет, взрослеет, становится большим. Можно сказать, что он...

 3 группа слов  в презентации: РАСТЕТ, ВЫРОС).

 

 

 

- Есть ли у этих слов общее лексическое значение? («Расти, развиваться, становиться больше, взрослее».)

- Выделим корень в этих словах ( -раст- , -рос-).

- Мы увидели, что это слова-родственники, а корни по написанию не похожи. 

- Как нам быть с их правописанием? Это безударные гласные. 

- Проверять ударением? (но:  подрОс, а слове РАСТЕТ точно знаем, что пишется А)

- Запоминать? (но в словарях глаголы даны в неопределенной форме, там точно нет  слова  ВЫРОС)

- Итак, в русском языке есть группа слов, в которых безударный гласный и проверить нельзя, и запоминать не следует.

 

 3.  Работа со схемой «Безударные гласные в корне».

 

 

 

- Как назвать эту группу безударных гласных? Давайте вспомним, как называется явление в языке, когда в одной морфеме возникает то одна, то другая буква, например: друг – дружба.  Этот термин спрятался в ребусе. Разгадаем его.

 

 

ЧЕРЕДОВАНИЕ

- Итак, корни с чередованием.

 

 

 4. Работа в группах

  Учащимся дается задание вставить пропущенные буквы.

 

 

  Результаты совместной работы в группах  вывешиваются на доску.

 - Что вы заметили?

- Почему в нашем классе столько мнений?

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?

 

 

 - Давайте проверим, правильно ли мы написали слова.

 

 

 

 - Нужно уметь объяснить выбор буквы? Какие есть предположения? Посмотрите на соседние буквы, какая соблюдается закономерность?

 

 

 

 (Озвучиваем правило, записываем в тетрадь, обращаем внимание на слова-исключения).

 

Выполнение тренировочных упражнений

 

Упражнение 1.  С данными корнями можно образовать большое количество слов. Образуйте все возможные слова с помощью данных морфем. Запишите, графически обозначая изученную орфограмму.

 

 

  Упражнение 2.  Найди третий лишний. Обоснуй свой выбор.

 

 

 

-  Настало время посмотреть, как эти слова работают в тексте. В данном тексте не хватает очень важных слов. Вам необходимо их вставить. Можно использовать слова для справок: ВОЗРАСТ, РАСТИ, ВЫРОС, РАЗРАСТАТЬСЯ, НАРАЩИВАТЬ, ОТРАСЛЬ. (Должно получиться следующее: см. слайд)

 

 

 - Озаглавьте текст.

- Посмотрите внимательно на первое предложение. В нем встретились два очень важных слова, которые отражают основную мысль. Кто их нашел?

(ГОРОД ДОРОГ). Этот прием называется палиндром.

Подведение итогов урока.

- Чему научились?

- Было ли интересно, комфортно?

- Все ли получилось, все ли было понятно, что еще предстоит сделать?

 

  Презентация к уроку (Презентация к уроку)


Музыкальное сопровождение к уроку
MP3 / 3.07 Мб

Предварительный просмотр презентации

Буквы А – О в корне -раст-,-ращ-, -рос- учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 82» г. Перми Семенова Ольга Валентиновна

Красивый, большой, удивительный Бесподобный, впечатляющий, великолепный

Растёт, вырос

Краси/вый - Бесподобный Растет, кра/ше вырос

Буквы А – О в корне -раст-,-ращ-, -рос-

РАЗРАСТАЕТСЯ ВОДОРОСЛИ ВЫРАЩЕННЫЙ ПОДРАСТИ СРОСЛИСЬ

Образуйте все возможные слова с помощью данных морфем. приставка корень суффикс окончание вы- -раст- -а- -ть за- -ращ- -ива- -е -рос- -ени-

«Третий лишний» Роса, росла, росток. Растаять, растить, вырастать. Росточек, заросли, срослись.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации