Урок русского языка в 5 классе «Буквы А-О в корне -раст- , - ращ-, -рос-»
Пояснительная записка к презентации
Тема: Буквы А-О в корне -раст-,
- ращ-, -рос-
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: формировать у учащихся умение находить корни с чередованием и осуществлять правильное написание слов.
Планируемые образовательные результаты:
УУД:
Предметные:
- знания о чередующихся гласных, об условиях выбора букв А-О в корне -раст-, -ращ-, -рос-.
Метапредметные:
- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; достижение договоренностей и согласование общего решения)
- регулятивные (целеполагание; выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения)
- познавательные (анализ, сравнение, обобщение; выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; доказательство).
Личностные: чувство патриотизма, чувство уважения к родному городу и гордости за него.
Ход урока.
1. Приветствие.
- Ребята, нам сегодня предстоит интересная работа, в которой, я надеюсь, вы примете активное участие.
2. Работа с презентацией.
Просмотр первых слайдов презентации (виды родного города), прослушивание музыки (песня о родном городе).
- Узнали? Места, в которых вы не раз бывали?
- Что вы увидели на этих фотографиях? Какие знакомые здания? Да, действительно, это все наш родной город Пермь.
Прим. Учителя из других городов могут взять фотографии своего города и найти песню о нем. Весь остальной материал подойдет ко всем городам России.
- Какой он, наш город? (Современный, большой, красивый, уютный.)
- Я согласна с вами, наш город действительно…
1 группа слов в презентации:
КРАСИВЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДИВИТЕЛЬНЫЙ.
- Почему выделены буквы А, О, И в этих словах? (Безударные гласные, проверяемые ударением).
2 группа слов в презентации:
БЕСПОДОБНЫЙ, ВПЕЧАТЛЯЮЩИЙ, ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ.
- А в этих словах почему выделены буквы О, Е? Они проверяются ударением? (Это непроверяемые безударные гласные. Их правописание проверяем по словарю.)
Работа со слайдами презентации (фото старой Перми и современного города).
- Сравним эти фотографии. Это тоже наш город. Что происходит с нашим городом со временем? (Изменяется. Как человек, растет, взрослеет, становится большим. Можно сказать, что он...
3 группа слов в презентации: РАСТЕТ, ВЫРОС).
- Есть ли у этих слов общее лексическое значение? («Расти, развиваться, становиться больше, взрослее».)
- Выделим корень в этих словах ( -раст- , -рос-).
- Мы увидели, что это слова-родственники, а корни по написанию не похожи.
- Как нам быть с их правописанием? Это безударные гласные.
- Проверять ударением? (но: подрОс, а слове РАСТЕТ точно знаем, что пишется А)
- Запоминать? (но в словарях глаголы даны в неопределенной форме, там точно нет слова ВЫРОС)
- Итак, в русском языке есть группа слов, в которых безударный гласный и проверить нельзя, и запоминать не следует.
3. Работа со схемой «Безударные гласные в корне».
- Как назвать эту группу безударных гласных? Давайте вспомним, как называется явление в языке, когда в одной морфеме возникает то одна, то другая буква, например: друг – дружба. Этот термин спрятался в ребусе. Разгадаем его.
ЧЕРЕДОВАНИЕ
- Итак, корни с чередованием.
4. Работа в группах
Учащимся дается задание вставить пропущенные буквы.
Результаты совместной работы в группах вывешиваются на доску.
- Что вы заметили?
- Почему в нашем классе столько мнений?
- Какой возникает вопрос?
- Какова будет тема урока?
- Давайте проверим, правильно ли мы написали слова.
- Нужно уметь объяснить выбор буквы? Какие есть предположения? Посмотрите на соседние буквы, какая соблюдается закономерность?
(Озвучиваем правило, записываем в тетрадь, обращаем внимание на слова-исключения).
Выполнение тренировочных упражнений
Упражнение 1. С данными корнями можно образовать большое количество слов. Образуйте все возможные слова с помощью данных морфем. Запишите, графически обозначая изученную орфограмму.
Упражнение 2. Найди третий лишний. Обоснуй свой выбор.
- Настало время посмотреть, как эти слова работают в тексте. В данном тексте не хватает очень важных слов. Вам необходимо их вставить. Можно использовать слова для справок: ВОЗРАСТ, РАСТИ, ВЫРОС, РАЗРАСТАТЬСЯ, НАРАЩИВАТЬ, ОТРАСЛЬ. (Должно получиться следующее: см. слайд)
- Озаглавьте текст.
- Посмотрите внимательно на первое предложение. В нем встретились два очень важных слова, которые отражают основную мысль. Кто их нашел?
(ГОРОД ДОРОГ). Этот прием называется палиндром.
Подведение итогов урока.
- Чему научились?
- Было ли интересно, комфортно?
- Все ли получилось, все ли было понятно, что еще предстоит сделать?