12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Машичева Людмила Ивановна2028
Россия, Брянская обл., Карачев

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Предмет: русский язык

Класс: 5

Автор УМК: Русский язык. 5 класс. Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.

Тема урока: Чередование букв А//О в корнях

Тип урока: Открытие нового знания.

Цели: создать условия для формирования умений по теме «Чередование букв А//О в корнях», развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля.

Задачи:

личностные:

формировать адекватную позитивную оценку, самоуважение и взаимоуважение;

метапредметные:

отрабатывать навык поиска необходимой информации,

закрепить умения нахождения слов с чередующимися гласными в корнях слов;

аргументировать свое мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности

выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,

формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,

осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

предметные:

формирование навыка «видеть» корни с чередованием А//О,

объяснять правописание слов с чередованиями гласных в корнях

знать условий выбора гласных А-О в корнях с чередованием,

умение графически обозначать изученную орфограмму.

Планируемые результаты:

предметные:

знать: правило выбора букв А-О в корнях с чередующимися гласными,

уметь: владеть способом выбора букв в корнях;

личностные:

сформировать познавательный интерес к родному языку, к самостоятельному приобретению знаний о корнях с чередованием, умение связывать цель деятельности с мотивом (для чего); овладевать практическими умениями принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий; развивать творческую инициативу.

метапредметные:

умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.

Основные понятия темы: чередующиеся гласные, корни с чередованием

Межпредметные связи: литература

Особенности методики: применение частично-поискового (эвристического) метода для эффективной реализации образовательных целей урока; конструирование проблемной ситуации как основы эффективной образовательной деятельности на уроке.

Ресурсы: карточки со словами, лингвистическая сказка, учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Оргмомент

Цель: подготовка ребят к работе на уроке.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования (Л)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

- включение обучающихся в деятельность;

- обсуждение затруднений;

- постановка целей учебной деятельности.

Чтобы определить то, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, разделите слова на группы, свой ответ мотивируйте.

Изб..рать, зап..р, зам..рать, заст..лить, заст..лать, отп..реть, изл..жение, бл..стать, прил..гать, приб..ру.

Выясняет, всё ли было понятно, какие возникли затруднения. Подводит учащихся к формулированию темы, цели урока.

Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему?

Ученики распределяют слова с чередованием Е-И.

Целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; положительное отношение к учебной деятельности; волевая саморегуляция (Р).

Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П).

Умение оформлять свои мысли в устной форме (К).

Целеполагание.

3. Организация наблюдения и пробное учебное действие.

Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Учитель предлагает прочитать лингвистическую сказку «Сказка о корнях –ЛАГ- и –ЛОЖ- (Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. «Лингвистические сказки и рассказы», Брянск, «Курсив», 2006)

Учащиеся читают текст, выясняют, какое орфографическое правило зашифровано в сказке.

Отвечают, от чего зависит написание букв О и А в корнях с чередованием -ЛАГ- -

-ЛОЖ-?

Объясняют написание слов из словарного диктанта ИЗЛОЖЕНИЕ, ПРИЛАГАТЬ.

Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие (П).

Фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений (К)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель предлагает выявить условия написания букв О-А в корне слова и сверить свой ответ с правилом в учебнике (стр. 100)

Учащиеся наблюдают, анализируют слова.

Выясняют, написание ещё какого корня зависит от суффикса А.

Строят алгоритм рассуждения.

Выделим в слове корень.

Поставим ударение.

Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.

Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать А.

Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать О.

Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм.

Преобразование информации из одной формы в другую (П)

Коррекция, контроль (Р)

Умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов (К).

5. Реализация построенного проекта. Применений знаний и умений в новой ситуации.

Цель: построение и фиксация нового знания.

Упражнение 223

Учитель предлагает учащимся составить словосочетания со словами на изученную орфограмму.

Учитель организует словарную работу.

- Каково лексическое значение слова ИЗРАЗЕЦ?

- Какой способ объяснения лексического значения использован в учебнике?

Динамическая пауза.

Я буду называть слова, если в них пишется А, вы встаёте, если О, то сидите.

ИзлОжение, полАгать, предлАгала, разлОжить, предлОжение, прилАгать, вылОжить, полОжение.

Дифференцированное задание:

Слабые учащиеся записывают словосочетания, выделяют орфограмму, проговаривая правило; сильные – составляют предложения с данными словосочетаниями, объясняя слова с изучаемой орфограммой.

Самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П).

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений (К)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

Оценивание усваиваемого содержания (Л)

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель: коррекция знаний

Упражнение 225

Вместо пропусков предлагает вписать слова с корнем -ЛОЖ- или -КЛАД-.

Вечер, пора укладывать ребёнка в постель. Он должен сам разложить игрушки и расставить на полке книжки. Вещи надо аккуратно сложить в стопочку. Это плохо, когда за него всё складывает мама. Она говорит ему: «Клади всё сам, а если не получится, то я сложу».

Пятиклассники читают предложения, вставляют подходящие по смыслу слова с изученной орфограммой и объясняют выбор слова.

Укладывать

Разложить

Сложить

Складывает

Клади

Сложу

В случае затруднения учащиеся читают материал рубрики «Это интересно!» (стр. 101).

Выражение своих мыслей, умение объяснить употребление слова (К).

Формировать навык воспринимать на слух связной текст и находить слова с корнями ЛОЖ или КЛАД, анализировать условия написания слов (П).

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять контроль и давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников (Р).

7. Домашнее задание

§ 29, упражнение 227

Для сильных учащихся дополнительно (на выбор) варианты:

1.Составить синквейн на изученную орфограмму.

2.Написать лингвистическую сказку о чередовании гласных корне слова.

Записывают домашнее задание

 

8. Рефлексия.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Чтение стихотворения Е.Ткач

Приглядевшись, разберёшь,

Чем отличны лАГ и лОЖ:

Поднимая гордо флаг,

«Г» сигналит в корне «ЛАГ»:

Надо «А» писать внутри,

Повнимательней смотри!

Повторяй скорее так:

«ЛАЖ» – ошибка! «Лаг»! «Лаг»! «Лаг»!!!

О для Г кружИтся в пляске,

О рассказывает сказки,

Но лишь Ж, разинув рот,

Всюду вслед за О идёт,

Г совсем не смотрит! Что ж,

Так и пишем: «ЛОЖ»! «ЛОЖ»!

«ЛОЖь»?

Это правда! Так и есть!

всех правдивей эта весть!

ПредЛАГать и предЛОЖить,

ПриЛАГать и приЛОЖить,

ПредЛОЖение, сЛОЖенье...

Ясно букв распоЛОЖенье!

(Лишь бы смысл был похож!!!)

-----------

Важно: КЛЕЙ ПРИСТАВКИ К ЛОЖ!

Знай: "ложи - ложу" и прочих

Нет в хорошей речи точно!

Это лишь от слова часть:

"ПОложить!Сложить!...

Но ... класть!"

Прием «Закончи предложение».

На доске записаны предложения, вставьте подходящие по смыслу слова:

Сегодня я узнал(а)…

Я задумался(ась), о том...

У меня получилось…

Было интересно…

Я научился(ась)…

Учащиеся слушают стихотворение

Учащиеся заканчивают предложения. Рассказывают по ключевым словам, что узнали на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Рефлексия своих действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Уметь слушать и понимать речь других (К).

Самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД (Л)

Лингвистическая сказка

За тридевять земель, в Царстве русского языка, жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -ЛАГ- и

-ЛОЖ-. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала Царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг — братьев -ЛАГ- и -ЛОЖ-, того награжу по-царски».

Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы, согласные Г и Ж, оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -ЛАГ- и -ЛОЖ-. Согласная Г быстро подскочила к брату -ЛАГ-, а ее сестрица — к брату -ЛОЖ-. Да так и остались навсегда с ними.

С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -ЛАГ-, а если сестрицу Ж - то братец -ЛОЖ-.

Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж.

(Из книги Грибанская Е.Э., Новикова Л.И.

«Лингвистические сказки и рассказы», Брянск, «Курсив», 2006, стр. 21-22)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.