Урок русского языка в 5 классе «Буквы О, Ё после шипящих в корне слова»
Разработка урока по русскому языку в 5 классе с учетом требований ФГОС Тема: Буквы О, Ё после шипящих в корне слова
личностные: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные: саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные: освоение систематических знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний Результаты: Задачи, решаемые на уроке русского языка
личностные: -положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; -следование в поведении моральным и этическим требованиям. коммуникативные: -умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; -сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать; -формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. регулятивные: -понимать и строить планируемые действия; -управлять своей деятельность; -анализировать причины успеха и неуспеха деятельности. Формируемые УУД: познавательные: -понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний; преобразовывать, структурировать и применять; -извлекать нужную информацию.
Запишите слова группами в зависимости от вида орфограмм. Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо, щётка, шорох, крыжовник, жёлтый. Вспоминаем то, что знаем
«Буква Ь после букв шип. «Буквы И, У, А после на конце имён сущ.» букв шипящих» Вспоминаем то, что знаем
ВОПРОС! КАКИЕ СЛОВА НЕ ПОДОШЛИ К ИЗУЧЕННЫМ РАНЕЕ ОРФОГРАММАМ???
Ответ: щётка,шорох, крыжовник, жёлтый.
«БУКВЫ Ё, О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА» Тема урока:
б…чка ч…лка б…чка ч…лка м…д ш…лк л…дка щ…тка т…плый ж…лтый Вставьте букву Ё или О. В каком случае возникла проблема выбора?
Сравните результаты бочка чё/олка мёд шё/олк лодка щё/отка тёплый жё/олтый
УЧЕБНИК! Страница 70. ПРАВИЛО!
жёлтый крыжовник шёпот шорох чёрный шов щёлка капюшон • Подберите к словам 1-го столбика однокоренные слова (глаголы и существительное). Запишите рядом пары однокоренных слов, выделите корень. • Попробуйте сделать то же со словами 2-го столбика. Что получилось? Прочитайте слова вслух. Какой звук слышится под ударением после шипящих в корне слова? А какие буквы пишутся? Обсудите и выполните в парах. Сравните результаты. искл.
жёлтый – желтеть шёпот – шептать чёрный – чернеть щёлка – щель Установите закономерность в корнях однокоренных слов. Сравните свои выводы с правилом в учебнике (70). крыжовник – ? шорох – ? шов – ? капюшон – ? Проверьте себя. жёлтый – желтеть шёпот – шептать чёрный – чернеть щёлка – щель
крыжовник шорох шов капюшон . исключения.
1. Определяю часть слова. 2. Если в корне, поставлю ударение. 3. Если под ударением, проверю, не является ли слово исключением. 4. Если исключение (иностранного происхождения), напишу О. 5. Проверю, чередуется ли Ё с Е в безударном положении. 6. Если чередуется, то пишу Ё. 7. Если не чередуется - О. Алгоритм
Шоколад, шофёр, крыжовник. Шоколад, шофёр, крыжовник. Шов, шоссе, обжора, шорник. Шорох, чопорный, чащоба. Капюшон, жокей, трущоба. Запомним рифмовку Запишите в тетрадях новые для вас слова. Кто изображён на картинке? Что означает слово шорник? Шорник — человек, который занимается изготовлением шор, то есть боковых надглазников, которые надеваются на лошадей для ограничения поля зрения.